(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Основные понятия термодинамической системы. Первый закон термодинамики в приложении к процессам горения.
3. Основные понятия термодинамической системы. Второй закон термодинамики в приложении к процессам горения. Закон Гесса.
4. Основы химической кинетики. Скорость химической реакции. Обратимость химической реакции.
5. Обратимость химической реакции. Закон действующих масс. Константа равновесия. Диссоциация продуктов горения.
6. Понятие о цепных реакциях. Разветвленные и неразветвленные реакции.
7. Тепловое воспламенение. Влияние температуры и давления на условия самовоспламенения.
8. Горение. Общие представления о физической картине процесса (стационарное и нестационарное горение, гомогенное и гетерогенное горение).
9. Ламинарное горение, нормальная скорость распространения пламени, тепловая теория распространения ламинарного пламени.
10. Зависимость скорости горения углеводородов от физико-химических свойств топлива.
11. Теплота сгорания низшая и высшая. Теплотворность топлива и горючей смеси
12. Понятие о концентрационных пределах горения и критических условиях устойчивого горения. Концентрационные пределы распространения пламени углеводородов.
13. Стехиометрический коэффициент, коэффициент избытка воздуха.
14. Горение жидкостей, процессы, сопровождающие горение жидкостей. Схема горения жидкости со свободной поверхности, схема горения паров жидкости.
15. Горение жидкостей, процессы, сопровождающие горение жидкостей. Горение капли.
16. Горение твердых веществ, схемы горения твердых веществ.
17. Дефлаграционный взрыв в газах, общие понятия с точки зрения безопасности жизнедеятельности.
18. Детонация. Общие представления физического процесса. Гидродинамическая теория детонации. Общие сведения из теории ударных волн.
19. Основные уравнения теории ударных волн. Понятие ударной адиабаты. Уравнения состояния в процессе детонационного превращения вещества. Адиабата Гюгонио.
20. Взрывоподобные превращения веществ. Явление взрыва. Определения. Отличительные признаки процесса.
21. Явление взрыва. Состав продуктов взрыва. Кислородный баланс.
22. Предельные и критические условия протекания детонации. Понятие критического и предельного диаметров, критической и предельной длины, критической толщины слоя ВВ.
23. Энергия и мощность взрыва.
24. Поражающие факторы взрыва. Бризантность и фугасность. Кумуляция. Использование взрыва в технологических процессах.
25. Классификация горючих веществ
26. Понятие о коэффициенте избытка воздуха смесей горючих газов с воздухом.
27. Взрываемость газов, их смесей и пыли. Пределы взрываемости.
28. Пожароопасные свойства вещества. Концентрационные пределы воспламенения и устойчивого горения.
29. Принцип определения избыточного давления, развиваемого при сгорании
газопаровоздушных смесей в помещении.
30. Особенности турбулентного горения
31. Характеристики турбулентного потока и его параметры.
32. Влияние состава смеси и физико-химических свойств углеводородных топлив на скорость горения.
33. Влияние давления и температуры смеси на скорость горения углеводородов.
35. Воспламенение жидких топлив.
36. Дефлаграционный взрыв. Взрыв в замкнутом сооружении, выдерживающем взрывное давление.
37. Дефлаграционный взрыв. Взрыв в помещении, сообщающимся через проем с другим помещением.
38. Дефлаграционный взрыв. Взрывы в помещениях, имеющих остекленные оконные проемы.
39. Действие взрыва на окружающую среду. Врыв в воздухе.
40. Действие взрыва на окружающую среду. Разлет взрывных газов фигурных зарядов в воздухе.
41. Действие взрыва на окружающую среду. Время действия и импульс ударной волны.
42. Действие взрыва на окружающую среду. Гашение ударных волн.
43. Зависимость скорости горения углеводородов от температуры и давления.
1. Развитие представлений о горении и взрыве.
1. Физические аспекты процессов горения.
2. Химические аспекты процессов горения.
3. Гомо- и гетерогенное горение. Горючее вещество и горючая смесь. Условия возникновения горения.
4. Классификация горючих техногенных веществ и особенности их горения: стадии процесса горения. Процессы, протекающие при горении веществ в различном агрегатном состоянии.
5. Механизмы распространения пламени.
6. Виды (классификация) горючих смесей. Скорость распространения пламени.
7. Горючесть веществ. Уравнения горения и состав продуктов сгорания. Характер свечения пламени. Полное и неполное сгорание. Влияние продуктов сгорания на процесс горения.
8. Состав горючих смесей (индивидуальные и сложные вещества). Способы задания состава горючих смесей.
9. Термодинамика процессов горения.
10. Температура пожара и температура горения, способы их определения.
11. Расчет адиабатической температуры горения.
12. Соотношения воздуха и продуктов сгорания при горении индивидуальных и сложных веществ в различном агрегатном состоянии.
13. Виды пламени. Фронт пламени, его структура и перемещение.
14. Инициация процесса горения. Влияние различных факторов на возникновение горения.
15. Тепловое самовоспламенение. Возгорание.
16. Температура самовоспламенения и факторы, на нее влияющие.
17. Температура самонагревания и способы ее определения. Факторы, влияющие на температуру самонагревания. Переход самонагревания в горение.
18. Тепловое самовозгорание различных органических и неорганических веществ.
19. Микробиологическое самовозгорание.
20. Химическое самовозгорание.
21. Теории горения газо- и паровоздушных смесей. Пожаро- и взрывоопасность смесей.
22. Определение температуры и давления при взрыве газо- и паровоздушных смесей.
23. Определение избыточного давления взрыва для различных веществ.
24. Концентрационные пределы воспламенения и методики их расчета. Использование концентрационных пределов воспламенения.
25. Влияние различных факторов на концентрационные пределы воспламенения (температура, давления, примеси, турбулентность, источник зажигания, агрегатное состояние горючего вещества).
26. Факторы, определяющие горения жидкостей. Процессы, протекающие при горении жидкостей и их влияние на скорость выгорания. Вскипание и выброс жидкости при горении.
27. Особенности горения твердых веществ. Стадии горения и процессы, протекающие при горении твердых веществ (горение металлов и древесины, пиролиз полимеров).
28.Пожарная опасность горючих веществ. Категории помещений по пожарной опасности.
29.Экологические проблемы, связанные с процессами горения в техносфере.
Система знаний по дисциплине «Теория горения и взрыва» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
- посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности физических явлений и процессов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
- посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задания к практическому у занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты, рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
- систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы по физике, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
- под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
- при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Теория горения и взрыва», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Теория горения и взрыва» следует усвоить:
теоретических основы прогнозирования условий образования горючих и взрывоопасных систем;
определения параметров инициирования горения и взрыва и оценки возможности перехода горения во взрыв;
анализ потенциальной взрывоопасности смесей горючего с окислителем, определять термодинамические параметры горения и взрыва;
методы расчета давления в ударных волнах и прогнозирования разрушающего действия взрыва.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году