(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
2.2. Физиологические особенности при физическом и умственном труде и их классификация. /Лек/
Э1
2.2. Физиологические особенности при физическом и умственном труде и их классификация. /Пр/
2.4. Гигиенические критерии условий труда.
/Лек/
Э1
2.4. Гигиенические критерии условий труда.
/Пр/
2.6. Виды профессиональной вредности /Лек/
2.6. Виды профессиональной вредности /Пр/
3.2. Влияние неионизирующего излучения на организм человека. /Лек/
Э1
3.4. Влияние ионизирующего излучения на организм человека. /Лек/
Э1
1. Физиология возбудимых тканей: основные функциональные характеристики возбудимых тканей; возникновение возбуждения.
2. Структурные элементы нервной системы. Основные взаимодействия нейронов.
3. Физиология нервов и нервных волокон.
4. Общие закономерности деятельности центральной нервной системы.
5. Физиология центральной нервной системы: спиной мозг, продолговатый и задний мозг, средний мозг.
6. Физиология центральной нервной системы: промежуточный мозг, базальные ганглии, кора больших полушарий.
7. Вегетативная нервная система.
8. Функциональная организация скелетных мышц; механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна.
9. Морфофункциональные основы мышечной системы.
10. Режимы работы мышц. Энергетика мышечного сокращения.
11. Функциональная организация гладких мышц.
12. Опорно-двигательный аппарат: общая анатомия скелета; строение, развитие и рост костей; соединения костей.
13. Общие принципы работы сенсорных систем. Классификация анализаторов. Структурно-функциональная организация и свойства анализаторов.
15. Слуховой анализатор (структурно-функциональная характеристика; восприятие высоты, силы звука и локализация источника).
16. Структурно-функциональная характеристика вестибулярного и двигательного (кинестетического) анализаторов.
17. Структурно-функциональная характеристика внутренних (висцеральных) анализаторов.
18. Структурно-функциональная характеристика кожных анализаторов (температурного, тактильного).
19. Структурно-функциональная характеристика вкусового и обонятельного анализаторов.
20. Состав, объем и функции крови. Свертывание и переливание крови. Регуляция системы крови.
21. Сердце и его физиологические свойства.
22. Движение крови по сосудам (гемодинамика). Регуляция сердечно-сосудистой системы.
23. Лимфообращение.
24. Дыхание: внешнее дыхание; обмен газов в легких и их перенос кровью; регуляция дыхания.
25. Пищеварение: общая характеристика пищеварительных процессов; пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта.
26. Обмен веществ и энергии: обмен белков; обмен углеводов; обмен липидов; обмен воды и минеральных солей; регуляция обмена веществ и энергии.
27. Общая характеристика выделительных процессов. Почки и их функции.
28. Процесс мочеобразования и его регуляция. Мочевыведение и мочеиспускание.
29. Потоотделение.
30. Тепловой обмен: температура тела человека и изотермия.
31. Механизмы теплообразования. Механизмы теплоотдачи. Регуляция теплообмена.
32. Термин «гомеостаз». Схема гомеостаза.
33. Особенности адаптации человека. Здоровье и болезнь как показатели адаптации человека к окружающей среде.
34. Физический труд. Физическая работа: статическая и динамическая.
35. Умственный труд. Физиологические реакции организма при умственном труде.
36. Физиологические сдвиги в организме при работе. Состояние нервной системы.
37. Физиологические сдвиги в организме при работе. Изменение дыхания.
38. Физиологические сдвиги в организме при работе. Сдвиги в сердечно-сосудистой системе.
39. Классы условий труда, исходя из гигиенических критериев.
40. Тяжесть труда. Напряженность труда. Утомление.
41. Группа физически опасных и вредных производственных факторов.
42. Группа химически опасных и вредных производственных факторов.
43. Группа биологически опасных и вредных производственных факторов.
44. Группа психофизиологически опасных и вредных производственных факторов.
45. Причины и следствие профессиональных вредностей.
46. Виброакустические факторы: общая характеристика; основные методы оценки реакций организма.
47. Реакции организма человека на воздействие промышленного ультразвука.
48. Профессиональная тугоухость.
49. Вибрационная болезнь.
50. Диапазоны частот, длин волн и энергий некоторых видов электромагнитного излучения.
51. Патофизиологические изменения под воздействием УФ-излучения.
52. Патофизиологические изменения под воздействием видимого излучения.
53. Патофизиологические изменения под воздействием ИК-излучения.
54. Действие на организм человека электрического тока. Реакции организма человека на воздействие электрического тока.
55. Клинические проявления воздействия электромагнитных и магнитных полей.
56. Явление радиоактивности, основные характеристики радиоактивного распада.
57. Количественная оценка ионизирующего излучения.
58. Биологическое действие радиации.
59. Холодовая болезнь.
60. Тепловая болезнь. Стадии тепловой адаптации. Диагностические критерии хронического перегрева
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Тенденции роста продолжительности жизни и численности населения Земли и отдельных стран.
2. Связь продолжительности жизни с величиной валового внутреннего продукта (ВВП) государства, показатели величины ВВП в России.
3. Современная демография России: рождаемость, смертность естественная и преждевременная от внешних причин.
4. Пути сокращения смертности от внешних причин: здоровый образ жизни, роль личных и коллективных мер безопасности.
5. Анализаторы, их свойства. Рецепторы, их свойства. Схема рефлекторной дуги. Рефлексы.
6. Органы чувств, их характеристики по скорости передачи информации.
7. Нервная система, ее краткая характеристика. Гомеостаз.
8. Адаптация. Естественные системы обеспечения безопасности.
9. Иммунитет. Закон Вебера-Фехнера.
10. Принципы нормирования негативных факторов, физические критерии и принципы установления норм.
11. Загрязнение атмосферного воздуха. Виды загрязнений.
12. Вклад отраслей экономики в загрязнение атмосферного воздуха в России.
14. Влияние загрязнений на состояние атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового слоя.
15. Электромагнитные поля и излучения.
16. Воздействие на человека электростатических и постоянных магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты электромагнитных полей радиочастот.
17. Воздействие УКВ и СВЧ излучений на органы зрения, кожный покров, центральную нервную систему, состав крови и состояние эндокринной системы.
18. Нормирование электромагнитных полей.
19. Действие ИК-излучения на организм человека.
20 Особенности электромагнитного импульса.
21. Действие широкополосного светового излучения больших энергий на организм человека. Ориентировочно безопасный уровень.
22. Лазерное излучение, его нормирование.
23. Действие УФ-излучения, его нормирование.
Под адаптацией понимают
1) это защитная реакция
2) приспособительная реакция
3) иммунная реакция
4) физическая реакция
Функциональные системы участвуют в
1) акте дыхания
2) процессе пищеварения
3) кроветворения
4) саморегуляции
Компенсаторный механизм - это
1) физическая реакция
2) химическая реакция
3) адаптивная реакция
4) иммунная реакция
Раздражения из внешней среды воспринимают
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
Раздражения из внутренней среды воспринимают
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
Раздражения из мышц воспринимают
1) интерорецепторы
2) экстерорецепторы
3) колбочки
4) проприорецепторы
Информацию о положении тела мозг получает с помощью
1) интерорецепторов
2) экстерорецепторов
3) колбочек
4) проприорецепторов
Абсолютный порок чувствительности - это
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
4)атрофия зрительного аппарата
Латентный период - это
1)время, проходящее от начала воздействия до появления ощущений
2)отсутствие раздражений
3)рецептор начинает воспринимать раздражение
4)атрофия зрительного аппарата
5)величина, на которую один стимул должен отличаться от другого
Центральный аппарат функциональной системы - это
1) почки
2) печень
3) гормоны
4) структуры мозга
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы предмета как одной из важнейших фундаментальных естественных наук.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется учебной программой по дисциплине «Медико-биологические основы безопасности» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Практические занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме практического занятия. На первом практическом занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы). Практическое занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практические занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение ситуационных задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:
- человек и опасности, связанные с деятельностью человека;
- опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;
-правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году