(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э7
Э1 Э7
Э1 Э2 Э7
Э3 Э4 Э7
Тестирование по материалам лекции
Э3 Э4 Э7
Тестирование по материалам лекции
Э3 Э4 Э7
Э3 Э4
Тестирование по материалам лекции
Э3 Э4
Защита отчета по работе
Защита отчета по работе
Защита отчета по работе
Э3 Э4
Э3 Э5 Э6
Э3 Э5 Э6
Э5
Э3 Э5 Э6
Выполнение и защита курсовой работы
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
1. Этапы развития науки о надежности техники.
2. Что обусловило развитие науки о надежности техники?
3. Управление надежностью технических систем.
4. Термины и определения, описывающие общие понятия в надежности
5. Термины и определения, характеризующие состояния объекта
6. Термины и определения, характеризующие показатели надежности
8. Причины снижения работоспособности машин
9. Классификация отказов
10. Трение в деталях машин
11. Отказы машин при отсутствии трения.
12. Основные понятия процесса изнашивания
13. Виды изнашивания и его закономерности
14. Методы определения износа деталей машин
15. Факторы, влияющие на интенсивность изнашивания
16. Классификация показателей надежности
17. Единичные показатели надежности.
18. Комплексные показатели надежности.
19. Цели и задачи сбора информации о надежности технических систем
20. Принципы сбора и систематизации информации
21. Классификация методов испытаний и контроля технических систем на надежности.
22. Стендовые и полигонные испытания.
23. Эксплуатационные испытания.
24. Статистическая обработка результатов испытаний технических систем на надежность
25. Конструктивные мероприятия повышения надежности технических систем
26. Технологические мероприятия повышения надежности технических систем
27. Эксплуатационные мероприятия повышения надежности технических систем
28. Ремонтные мероприятия повышения надежности технических систем
29. Резервирование как метод повышения надежности
30. Способы резервирования технических систем
Вопросы на оценку понимания/умений:
1. Какие физические процессы вызывают снижение надежности машин в эксплуатации?
2. Какие различают виды трения?
3. Что называют изнашиванием? Являются ли характеристики изнашивания постоянными величинами?
4. Перечислите основные факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания деталей машин.
5. Какие основные модели изнашивания вы знаете?
6. Назовите основные методы определения величины износа деталей машин.
7. Какие виды изнашивания различают в соответствии с действующей классификацией?
8. Приведите классификацию показателей надежности.
9. Какими показателями оценивается безотказность объекта? Дайте краткую их характеристику и приведите примеры расчета.
10. Что такое долговечность объекта?
11. Перечислите и дайте определение показателей долговечности.
12. Что понимают под ресурсом, гамма-процентным ресурсом и сроком службы?
13. Перечислите показатели сохраняемости объекта.
14. Назовите и дайте определение комплексных показателей надежности машин.
15. Как определяют коэффициенты готовности и технического использования? Приведите примеры расчета.
16. Какие виды испытаний машин на надежность различают в соответствии с действующей классификацией?
17. Каково назначение и разновидности контрольных испытаний машин? Укажите особенности приемочных испытаний.
18. Каково назначение и разновидности определительных испытаний машин? Изложите сущность исследовательских испытаний.
19. Как подразделяются испытания в зависимости от продолжительности проведения и нагрузочных режимов?
20. Как подразделяются испытания в зависимости от характера последствий?
21. Для чего используют метод однократной выборки в исследовании надежности машин?
22. Какие планы испытаний используют при оценке надежности машин? Дайте краткую их характеристику.
23. Укажите планы контрольных испытаний в зависимости от поставленных задач и характера изделия.
24. Изложите сущность планирования и проведения испытаний ограниченной продолжительности.
25. Порядок выбора плана испытаний и определения количества испытываемых изделий. Какая информация лежит в основе расчета параметров плана испытаний?
26. Как можно сократить время испытаний? Назовите критерий оценки эффективности методов ускоренных испытаний.
27. Перечислите основные методы лабораторных испытаний.
28. Укажите цель стендовых испытаний. Назовите способы знания внешних нагрузок.
29. Сущность полигонных и эксплуатационных испытаний. Какова последовательность их проведения?
30. Назовите основные законы распределения случайной величины (законы надежности). Поясните формулы и графики этих распределений.
31. Укажите условия применения нормального закона распределения (закона Гаусса-Лапласа) для оценки показателей надежности.
32. Опишите закон распределения Вейбулла для оценки показателей надежности.
33. Изложите порядок выбора теоретического закона распределения для описания эмпирического распределения показателей надежности.
35. Расскажите о критерии Пирсона проверки справедливости гипотезы о законе распределения случайной величины.
36. Каким образом осуществляется проверка полученной информации на выпадающие (ошибочные) точки?
37. Что понимают под термином «доверительная граница рассеяния»? Укажите порядок ее определения при нормальном законе и законе распределения Вейбулла.
38. Назовите конструктивные мероприятия по повышению надежности машин.
39. Укажите основные технологические мероприятий по повышению надежности.
40. Перечислите основные направления совершенствования системы технической эксплуатации машин, повышающие их надежность.
1. Понятие о технической системе
2. Жизненный цикл технической системы.
3. Какие факторы влияют на эксплуатацию автомобиля ?
4. Основные показатели качества.
5. Какие виды работ включает техническое обслуживание и сервис?
6. Какая разница между сервисом и техническим обслуживанием?
7. Понятие о техническом состоянии автомобиля.
8. Назовите основные показатели качества?
9. Что такое наработка двигателя?
10. Какая разница между предельным состоянием и предельно допустимым состоянием?
11. Причины и последствия изменения технического состояния
12. Какая разница между усталостным изнашиванием и усталостным разрушением?
13. Перечислите виды изнашивания?
14. Работоспособность и диагностика технической системы
15. В чем общность и отличие понятий «исправность» и «работоспособность» объекта?
16. Что такое диагностические параметры? Приведите примеры этих параметров.
17. Перечислите требования к диагностическим параметрам?
18. Что такое однозначность диагностических параметров?
19. Что такое чувствительность диагностических параметров?
20. В чем заключается понятие надежности как свойства объекта?
21. Перечислите и дайте определения основных состояний и событий, которыми характеризуется надежность?
22. При каких условиях наступает предельное состояние объекта?
23. Какими могут быть объекты по способности к восстановлению работоспособного состояния?
24. Какими могут быть отказы по типу и природе происхождения?
25. Перечислите основные признаки классификации отказов?
26. Перечислите и дайте определение свойств (составляющих) надежности?
27. Дайте определение показателя надежности?
28. Перечислите и поясните показатели долговечности?
29. Перечислите показатели безотказности объекта и поясните, чем отличаются статистическая (выборочные оценки) и вероятностная форма (определения)?
30. Поясните «схему испытаний» объекта при определении выборочных оценок показателей безотказности?
31. Перечислите показатели безотказности объекта и поясните в чем отличия статистических оценок от вероятностной формы их представления?
32. Дайте определение вероятности безотказной работы (ВБР) объекта и поясните ее смысл?
33. Дайте определение плотности распределения отказов (ПРО) и поясните ее смысл при оценке надежности объекта?
34. Дайте определение интенсивности отказов (ИО) и поясните ее смысл при оценке надежности объекта?
35. Каким требованиям должна удовлетворять информация о надежности автомобиля?
36. Какой метод сбора информации о надежности автомобиля является наиболее эффективным?
37. Что такое априорная информация?
38. Основные цели и задачи расчета показателей надежности систем?
39. Определите состав рассчитываемых показателей безотказности системы?
40. Перечислите и поясните основные этапы расчета надежности систем?
41. Что такое математическая модель расчета надежности?
42. Виды резервирования технических систем
43. Что такое кратность резервирования и в чем отличие целой и дробной кратности?
44. В чем отличие нагруженного и ненагруженного резервирования?
45. Выбор метода качественного анализа риска
46. Анализ последствий отказов, порядок проведения
47. Анализ опасностей с помощью дерева причин потенциального чепе, порядок проведения
48. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений, алгоритм анализа опасностей
49. Причинно-следственный анализ, порядок проведения
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
2) Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году