(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Государственная политика и принципы государственного управления безопасностью в техносфере.
3. Нормы международного права в области безопасности деятельности.
4. Межведомственная комиссия по охране труда федерального органа исполнительной власти, как субъект государственного управления безопасностью в техносфере в РФ.
5. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования.
6. Методический аппарат анализа природного и техногенного рисков.
7. Полномочия федеральных комиссий и советов, осуществляющих функции контроля и надзора в области техносферной безопасности при Правительстве РФ (Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений;
8. Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности.
9. Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ инфекции.
10. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности).
11. Функции и полномочия Федеральных служб и федеральных агентств, решающих задачи в области охраны труда при Министерствах РФ.
12. Социальные фонды РФ: (Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
13. Функции нормативно-правового управления органов исполнительной власти: Перечень видов нормативно-правовых актов, содержащих государственные и отраслевые требования техносферной безопасности и федеральные органы исполнительной власти, разрабатывающие и утверждающие данные документы.
14. Значение и область применения НПА.
15. Ответственность за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности: дисциплинарная, административная, материальная, уголовная.
16. Цели и задачи управления техносферной безопасностью.
17. Термины и определения, используемые при разработке системы управления охраной труда (СУОТ), требования, предъявляемые к СУОТ, структура СУОТ на промышленном предприятии и в муниципальных образованиях.
18. Работник, как объект управления охраной труда на производстве. Работник, его знания, умения, навыки, физическое и психологическое состояние, наличие инструкций, требуемых удостоверений.
19. Обеспеченность работающих СИЗ, средствами гигиены, наличие льгот и компенсаций.
20. Характеристика трудового процесса, напряженность и тяжесть труда, режимы труда и отдыха.
21. Деятельность функциональных служб и подразделений в области обеспечения безопасности труда на производстве и в муниципальных образованиях.
22. Субъект управления охраной труда на производстве. Система управления охраной труда на производстве. Горизонтальная ветвь субъекта управления. Вертикальная ветвь субъекта управления.
23. Нормативная информация (составление перечня нормативно-правовых актов, в области техносферной безопасности, отражающих специфику работы конкретного производства, объекта управления).
24. Информация о состоянии объекта управления (специальная оценка рабочих мест по условиям труда, оценка рисков, техническая документация, показания КИП, мониторинг окружающей среды, как источники информации о состоянии объекта управления).
25. Анализ информации, функции распределения и координации информации. Выработка и реализация управленческих решений со стороны субъекта управления.
26. Принципы управления. Особенности применения принципов управления в области техносферной безопасности.
27. Осуществление предупредительных и корректирующих действий на стадии экспертизы проектов, технической документации и планов в области техносферной безопасности.
28. Адаптация к изменяющимся обстоятельствам. Интеграция в общую систему
управления (менеджмента ) организации (муниципального образования) в виде отдельной подсистемы.
29. Функции управления. Функции контроля, планирования (виды планирования), учета, анализа и оценки показателей состояния техносферной безопасности и функционирования СУОТ, организации и координации, стимулирования, взыскания, пропаганды и распространения передового опыта, взаимодействия с органами государственного контроля и надзора; функции при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения особо опасных и вредных работ.
31. Задачи в области техники безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение.
32. Задачи в области гигиены, производственной санитарии, отделы и службы, обеспечивающие их решение.
33. Задачи в области пожарной безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение.
34. Задачи в области реализации организационных мероприятий, отделы и службы, обеспечивающие их решение.
35.Задачи в области экологической безопасности, отделы и службы, обеспечивающие их решение.
36. Задачи в области трудового права, обеспечения условий труда, отделы, службы, общественные организации, обеспечивающие их решение.
37. Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям.
38. Социальная компонента понятия окружающей среды
39. Показатели качества окружающей среды.
40. Шкала опасностей.
41. Токсикологическое нормирование химических веществ. Предельно-допустимые концентрации.
42. Пути предотвращения и минимизации негативного воздействия
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Дайте определение техносфере.
2. Опишите проблему риска и производственной безопасности, сложившуюся в современных условиях.
3. Что включает в себя техносфера, как целостная система?
4. Опишите структуру биосферы.
5. Что относится к новым техносферным условиям?
6. Какие основополагающие документы в сфере регулирования жизнедеятельности государства Вы знаете.
7. В чем состоит национальная и межведомственная организация работ по научному обеспечению комплексной безопасности?
8. Какие объекты называются критически важными?
9. Перечислите фундаментальные и прикладные научные задачи на национальном и международном уровне по безопасности техногенной сферы.
10. На какие группы разделены объекты по уровню потенциальной опасности, по требованиям законодательства и с учетом риска возникновения аварий и катастроф.
11. В чем заключается концепция безопасности системы физической защиты важных промышленных объектов.
12. Перечислите принципы безопасности системы физической защиты важных промышленных объектов.
13. В чем заключается проведение анализа уязвимости объекта?
14. Какие ресурсы являются важными для жизнедеятельности предприятия.
15. Как проводится оценка уязвимости существующей системы физической защиты.
16. Что включают в себя физические факторы производственной среды?
17. Что включают в себя химические факторы производственной среды?
18. Как классифицируются шумы по происхождению?
19. Чем характеризуются нервно-психические перегрузки?
20. Какие звуки являются шумовым загрязнением?
21. Какое воздействие шума на людей вы наблюдали?
22. Существуют ли законы, защищающие человека от шумового воздействия?
23. Можно ли избавиться от шума или уменьшить его влияние на человека и животных?
24. Что является источниками возникновения вибрации?
25. Какие методы защиты от вибрации на производстве Вы знаете?
26. Какие методы защиты от электромагнитных полей на производстве Вы знаете?
27. Назовите источники инфракрасных излучений на производстве и какой вред они оказывают на организм человека?
28. Назовите методы защиты от ультрафиолетовых излучений на производстве.
29. Что такое радиоактивность и полураспад?
30. Какие виды ионизирующих излучений Вы знаете?
31. Как классифицируются вредные химические вещества?
32. Какой вред на человека оказывает производственная пыль?
33. Какие мероприятия проводят по защите от производственной пыли?
34. Какое влияние оказывают параметры микроклимата на самочувствие человека?
35. Какие наиболее общие классы объективно существующих опасностей вам известны?
1. Оценки риска как характеристики уровня опасности ОПО
2. Прогнозирование частотных характеристик аварийных процессов
3. Информационная поддержка прогнозирования
4. Прогнозирование уровня аварийной опасности
5. Модели и методы прогнозирования аварий на ОПО
6. Государственные органы управления безопасностью в техносфере.
7. Организация управления безопасностью деятельности на производстве и в быту.
8. Организация и функционирование информационных потоков между объектом и субъектом управления.
9. Принципы управления, функции управления, планирование работ в системе управления.
11. Оценка основных факторов риска ЧС различных классов.
12. Разработка перспективных, комплексных, оперативных планов и программ в области техносферной безопасности.
13. Оценка ущербов от ЧС природного и техногенного характера.
14. Декларация промышленной безопасности объекта: структура и содержание.
15. Формирование системы управления охраной окружающей среды на конкретном предприятии
16. Методы оценки воздействия на состояние окружающей среды
17. Государственные органы управления безопасностью труда, как программно-адаптивный модуль управления техносферной безопасностью
1. Причины возникновения, виды и масштабы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
2. Причины возникновения, виды и масштабы чрезвычайных ситуаций антропогенного характера.
3. Общий порядок защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
4. Промышленная безопасность производственных объектов.
5. Декларирование безопасности производственных объектов.
6. Причины обострения экологических проблем в современном мире.
7. Структура экологического законодательства в КР.
8. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов.
9. Методика анализа и оценки природных и техногенных рисков.
10. Механизмы государственного регулирования техногенной безопасности.
11. Превентивные меры защиты от ЧС техногенного происхождения.
12. Нормативно-методическая база процедур возмещения ущербов при ЧС техногенного характера.
13. Методы оценки основных факторов риска ЧС различных классов.
14. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности.
15. Виды и источники опасностей, их основные параметры.
Система знаний по дисциплине «Управление техносферной безопасностью» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году