(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
России.
/Пр/
/Лек/
/Пр/
страхования. /Лек/
страхования. /Пр/
страхования. /Ср/
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). /Лек/
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). /Пр/
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). /Ср/
(Ростехнадзор)
/Лек/
(Ростехнадзор)
/Пр/
(Ростехнадзор)
/Ср/
/Лек/
/Пр/
/Ср/
метрологии (Ростехрегулирование) /Лек/
метрологии (Ростехрегулирование) /Пр/
метрологии (Ростехрегулирование) /Ср/
строительству и жилищно коммунальному хозяйству /Пр/
строительству и жилищно коммунальному хозяйству /Ср/
2. Основы законодательства в области контроля в сфере безопасности.
3. Государственная политика, основные направления государственной политики и принципы управления и контроля за безопасностью в техносфере.
4. Структура государственного контроля за техносферной безопасностью.
5. Задачи государственного контроля за техносферной безопасностью и механизм их решения.
6. Основные функции и полномочия в области контроля техносферной безопасности федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
7. Структура государственного надзора в сфере безопасности.
8. Нормативно-правовые акты, содержащие государственные требования техносферной безопасности и федеральные органы исполнительной власти разрабатывающие и утверждающие данные документы.
9. Какие сферы хозяйственной деятельности регулируются Ростехнадзором?
10. Какие полномочия и функции предоставлены Роспотребнадзору?
11. Принципы, взаимодействия с органами государственного контроля и надзора в сфере безопасности.
12. Организация контроля за безопасностью деятельности на производстве.
13. Функциональные обязанности руководителей и специалистов предприятия в области контроля в сфере безопасности.
14. Организация контроля за безопасностью деятельности на производстве.
15. Понятие контроля и критерии результативности деятельности предприятия в сфере безопасности.
16. Документирование контроля в системах управления техносферной безопасностью.
17. Локальные акты организации, характеризующие безопасность производственной среды.
18. Контроль за обучением персонала по безопасности труда, нормативные акты, регламентирующие процедуру обучения и аттестации.
19. «Производственная среда», и какими методами осуществляется контроль за состоянием факторов производственной среды.
20. Контроль за производственной средой: идентификация вредных и опасных факторов производственной среды и её роль в обеспечении техносферной безопасности.
21. Оценка, регулирование и контроль риска – как инструмент обеспечения безопасности предприятия.
22. Назначение и методы периодической оценки состояния безопасности труда на предприятии.
23. Какова основная цель контроля и оценки состояния зданий и производственных помещений в обеспечении безопасности производства.
24. Назначение внешних и внутренних аудитов системы управления охраной труда, их роль в управлении техносферной безопасностью.
25. Административно-производственный контроль на предприятии, его назначение, уровни проведения, документирование.
26. Основные формы участия работников в системе контроля за безопасностью труда в организации.
27. Контроль, как оценка эффективности управления охраной труда в организации.
28. Контрольные требования, предъявляемые к грузоподъемным устройствам и механизмам по перемещению грузов, их поверка и безопасность эксплуатации.
29. Нормативные акты, регламентирующие безопасность эксплуатации средств механизации и перемещения грузов.
30. Контроль в организации рабочего места и эргономических параметров рабочего места, их назначение в обеспечении безопасности труда.
31. Виды ответственности за нарушение требований в сфере безопасности, предусмотренные законодательством РФ.
32. Механизмы экономического стимулирования работодателей по улучшению условий труда и повышения уровня безопасности производства.
33. Назовите, какие существуют виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и кто их осуществляет?
34. Назовите, как осуществляется организация надзора и контроля за состоянием охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, профилактики чрезвычайных ситуаций.
35. Назовите принципы деятельности и основные задачи, основные полномочия, права и обязанности государственных инспекторов труда (РОСТРУД).
36. Назовите основные задачи, права и обязанности должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
37. Назовите надзорные функции, возложеные на Ростехнадзор.
38. Назовите основные задачи, права и обязанности должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Какие полномочия и функции предоставлены Роспотребнадзору?
39. Перечислите виды ответственности за нарушение законодательных и нормативных требований безопасности труда.
40. Нарисуйте структуру административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.
41. Назовите должностных лиц, осуществляющих контроль в сфере безопасности на уровне организации.
42. Какие контрольные функции технической инспекции профсоюзов в сфере безопасности труда.
43. Расскажите о формировании комитетов (комиссии) по охране труда в организации, их роли в контроле и обеспечении требований безопасности на предприятии.
44. Назовите задачи и функции контроля в службе охраны труда в организации.
45. Расскажите о международных методиках оценки условий труда и состояния охраны труда на рабочих местах.
46. Расскажите о деятельности уполномоченных и комитетов (комиссий) по охране труда.
48. Расскажите об аттестации рабочих мест по условиям труда, как элементе контроля условий и охраны труда.
49. Назовите законодательные и нормативные акты по вопросам надзора и контроля в сфере безопасности труда.
50. Расскажите, кто и как осуществляет контроль за обучением по охране труда работников предприятий, контроль за обучением по промышленной безопасности работников предприятий.
1. Международное сотрудничество в области обеспечения экологической безопасности.
2. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности региона.
3. Международный опыт государственного регулирования надзорной и контрольной деятельности в сфере радиационной безопасности.
4. Полномочия Прокуратуры РФ в области управления охраной труда.
5. Общественные организации и их деятельность в решении экологических проблем региона (регион можно выбрать самостоятельно).
6. Государственная политика, основные направления государственной политики и принципы управления и контроля за безопасностью в техносфере.
7. Проведение государственной экспертизы условий труда.
8. Понятие контроля и критерии результативности деятельности предприятия в сфере безопасности.
9. Механизмы стимулирования работодателей по улучшению условий труда и повышения уровня безопасности производства.
10.Документирование процесса надзора и контроля в сфере безопасности.
11.Методы контроля воздействия объектов техносферы на состояние окружающей среды.
12.Контрольные требования, предъявляемые к грузоподъемным устройствам и механизмам по перемещению грузов, их поверка и безопасность эксплуатации.
13.Международные методики оценки условий труда и состояния охраны труда на рабочих местах.
14.Контроль и надзор в области транспортной безопасности и безопасности дорожного движения.
15.Индивидуальный риск для жизни и здоровья людей.
16.Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
17.Нормативные правовые основы государственного регулирования в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Надзор и контроль в сфере безопасности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются
основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции.
Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей
из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Надзор и контроль в сфере безопасности» следует усвоить:
- основную нормативную базу дисциплины;
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров, чрезвычайных ситуаций в стране и пути их предупреждения;
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за
утраченное на производстве здоровье;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, гражданской обороне и пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда и гражданской обороны.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году