2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Экономика труда
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.02
Экономика труда
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
24
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
24
24
24
24
Кoнтактная рабoта
24
24
24
24
Сам. работа
48
48
48
48
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. экон. наук, доц., Абросимова М.С.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика труда" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Абросимова М.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
овладение будущими инженерами теорией, научными знаниями и практическими навыками  по  организации труда, его нормированию и стимулированию, по использованию социальных и психофизиологических факторов в трудовой деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы научных исследований и патентоведение
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время,  использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
 
 
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- законодательные и нормативно-правовые  акты, регламентирующие деятельность предприятий различных организационно-правовых форм;
3.1.2
- сущность и социально-экономическую роль труда;
3.1.3
- формы и виды разделения труда, формы и принципы организации первичных трудовых коллективов;
3.1.4
- условия, режимы труда и отдыха, организацию рабочих мест, основные принципы рациональной организации трудовых процессов;
3.1.5
- формы и системы оплаты труда;
3.1.6
- социально-психологические особенности трудовых коллективов, психологические факторы рациональной организации труда и управления временем.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять принципы рациональной трудовых процессов при организации конкретного трудового процесса;
3.2.2
- обосновать и составить графики режимов труда, провести аттестацию рабочих мест и разработать мероприятия по их рационализации;
3.2.3
- проводить фотохронометражные наблюдения, установить норму труда на отдельный трудовой процесс;
3.2.4
- рассчитывать соответствующие расценки для оплаты труда и определять размер заработной платы и различных видов материального поощрения;
3.2.5
-  определять характер межличностных отношений в трудовом коллективе и состояние социально-психологического климата в нем;
3.2.6
- определять экономическую и социальную эффективность мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности  человека.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- расчета эффективности применения прогрессивных форм организации и материального  стимулирования труда.
3.3.2
- организации и нормирования труда;
3.3.3
- управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний;
3.3.4
- работы с научной, нормативной, справочной литературой, обобщения и использования передового опыта.
 
Оснащенность
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Теоретические основы экономики труда

 
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания 
0
 
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
Опрос, тестирование, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания 
0
 
 
Раздел 2. Организация, нормирование и оплата труда

 
2.1. Основные направления организации труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
2.1. Основные направления организации труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
2.1. Основные направления организации труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания 
0
 
Оснащенность
 
2.2. Методология и организация нормирования труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
2
Проблемная лекция
0
 
2.2. Методология и организация нормирования труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
2
Дискуссия, круглый стол, деловая игра
0
 
2.2. Методология и организация нормирования труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания 
0
 
2.3. Оплата и стимулирование труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
2
Проблемная лекция
0
 
2.3. Оплата и стимулирование труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
4
Дискуссия, круглый стол, деловая игра
0
 
2.3. Оплата и стимулирование труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
Опрос, тестирование, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания 
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
6
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Труд как объект организационной деятельности.

2. Сущность и роль труда в обществе.

3. Элементы труда.

4. Что относится к предметам труда?

5. Дайте определение средств и орудий труда.

6. Труд как социально-экономическая категория.

7. Определение продукта труда.

8. 8Экономическая суть содержания труда.

9. Признаки содержания труда.

10. Признаки и классификация характера труда.

11. Сущность рынка труда.

12. Условия возникновения рынка труда.

13. Особенности функционирования рынка труда.

14. Основные элементы рынка труда.

15. Сегментация рынка труда.

16. Сформулируйте понятие "Организация труда".

17. Перечислите  основные элементы организации труда.

18. Что такое условия труда?

19. Как классифицируют вредные условия труда?

20. С помощью каких показателей можно оценить условия труда в организации?

21. На каких уровнях следует рассматривать организацию труда?

 
Оснащенность
 
22. Каковы виды и формы разделения труда?

23. На какие элементы расчленяется трудовая операция?

24. Назовите общие принципы рациональной организации трудовых процессов и раскройте их содержание.

25. Раскройте понятие и расскажите о видах режимов труда и отдыха.

26. Какие могут быть виды отдыха?

27. Раскройте понятия рабочего места и рабочей зоны.

28. Перечислите признаки классификации рабочих мест

29. Что следует понимать под организацией рабочего места, каким требованиям она должна отвечать?

30. Что такое аттестация и паспорт рабочего места?

31. Назовите основные виды оснащения рабочего места.

32. Что такое планировка рабочего места?

33. Раскройте систему обслуживания рабочих мест.

34. Какова методика аттестации рабочих мест.

35. При соблюдении каких требований рабочее место считается аттестованным по условиям труда?

36. Какие функции выполняет нормирование труда?

37. Как классифицируют нормы труда?

38. Дайте классификацию затрат времени смены.

39. Что такое время оперативной работы?

40. Каковы методы установления норм труда?

41. Чем отличается заработная плата от вознаграждения за трудовой вклад?

42. Что такое заработная плата и какова ее социально-экономическая роль?

43. Функции заработной платы в рыночной экономике.

44. Принципы заработной платы.

45. Виды и формы оплаты труда.

46. Системы оплаты труда.

47. Способы начисления премий.

48. Перечислите правила эффективного поощрения работников.

49. Содержание Положения о премировании.

50. Виды выплат стимулирующего характера.

51. Выплаты компенсационного характера.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Примерная тематика рефератов

1) Научные основы и условия сельскохозяйственного труда.

2) Особенности аграрных отношений, влияющих на содержание труда в отрасли.

3) Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий как объектов концентрации труда.

4) Организация труда в сельскохозяйственных предприятиях.

5) Классификация первичных трудовых коллективов.

6) Разделение, кооперация и рынок труда в сельском хозяйстве.

7) Механизированные бригады, отряды и звенья, их особая роль в повышении производительности труда.

8) Нормирование труда на механизированных работах в полеводстве.

9) Нормирование труда в животноводстве.

10) Нормирование труда на отдельных трудовых процессах в сельском хозяйстве.

11) Совершенствование режимов труда и отдыха работников сельского хозяйства.

12) Организация оплаты труда работников предприятий АПК.

13) Правовое регулирование оплаты труда.

14) Мотивационный механизм и стимулирование труда.

15) Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения.

16) Влияние оплаты труда на уровень жизни сельского населения.

17) Мотивация труда как важнейший фактор устойчивого развития агробизнеса.

18) Социально-психологические аспекты организации труда.

19) Оплата труда руководящих работников и специалистов.

20) Зарубежные модели рынка труда.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Воденко К. В.
Экономика и социология труда: учебник
М.: Дашков и К, 2019
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Прока Н. И.
Экономика труда в организациях АПК: учебник
М.: КолосС, 2009
3
 
Л2.2
Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г.
Экономика труда: учебник
М.: Юрайт, 2013
0
 
Л2.3
Курочкина Р. Д.
Экономика труда: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Журнал «Управление компанией»
 
Э2
Официальный сайт Росстата
 
Э3
Сервер  органов государственной власти Российской Федерации
 
Э4
РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)
 
Э5
Министерство труда и социальной защиты РФ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
GIMP
6.3.1.9
MozillaFirefox
6.3.1.10
MozillaThinderbird
6.3.1.11
7-Zip
6.3.1.12
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.13
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.14
OfficeStandard 2010
6.3.1.15
OfficeStandard 2013
6.3.1.16
LibreOffice
6.3.1.17
ОС Windows Vista
6.3.1.18
ОС Windows 7
6.3.1.19
ОС Windows 8
6.3.1.20
ОС Windows 10
6.3.1.21
Project Expert 7 Holding
6.3.1.22
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.23
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
Оснащенность
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
51а
Учебная аудитория
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370  (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
37а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного и итогового форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экономика труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные 

 
Оснащенность
 
вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные задачи по анализу на основе данных хозяйствующих субъектов, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Экономика труда», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету с оценкой предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.

При изучении дисциплины «Экономика труда» следует усвоить:

- методики расчетов показателей по труду, его нормирования и оплаты;

- подходы к анализу актуальных проблем и основных тенденций развития современных социально-трудовых отношений;

- содержание основных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно касающихся трудовых отношений.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________