МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Экономики, менеджмента и агроконсалтинга
Проректор по учебной
и научной работе
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. экон. наук, доц., Абросимова М.С.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономика труда" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Абросимова М.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Мардарьев С.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
овладение будущими инженерами теорией, научными знаниями и практическими навыками по организации труда, его нормированию и стимулированию, по использованию социальных и психофизиологических факторов в трудовой деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Основы научных исследований и патентоведение
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время, использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
- законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятий различных организационно-правовых форм;
- сущность и социально-экономическую роль труда;
- формы и виды разделения труда, формы и принципы организации первичных трудовых коллективов;
- условия, режимы труда и отдыха, организацию рабочих мест, основные принципы рациональной организации трудовых процессов;
- формы и системы оплаты труда;
- социально-психологические особенности трудовых коллективов, психологические факторы рациональной организации труда и управления временем.
- применять принципы рациональной трудовых процессов при организации конкретного трудового процесса;
- обосновать и составить графики режимов труда, провести аттестацию рабочих мест и разработать мероприятия по их рационализации;
- проводить фотохронометражные наблюдения, установить норму труда на отдельный трудовой процесс;
- рассчитывать соответствующие расценки для оплаты труда и определять размер заработной платы и различных видов материального поощрения;
- определять характер межличностных отношений в трудовом коллективе и состояние социально-психологического климата в нем;
- определять экономическую и социальную эффективность мероприятий по совершенствованию трудовой деятельности человека.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- расчета эффективности применения прогрессивных форм организации и материального стимулирования труда.
- организации и нормирования труда;
- управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний;
- работы с научной, нормативной, справочной литературой, обобщения и использования передового опыта.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Теоретические основы экономики труда
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.1. Труд как основа жизнедеятельности человека и общества /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
1.2. Рынок труда и проблемы занятости сельского населения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Опрос, тестирование, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания
Раздел 2. Организация, нормирование и оплата труда
2.1. Основные направления организации труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2.1. Основные направления организации труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2.1. Основные направления организации труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания
2.2. Методология и организация нормирования труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2.2. Методология и организация нормирования труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Дискуссия, круглый стол, деловая игра
2.2. Методология и организация нормирования труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Опрос, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания
2.3. Оплата и стимулирование труда /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
2.3. Оплата и стимулирование труда /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Дискуссия, круглый стол, деловая игра
2.3. Оплата и стимулирование труда /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
Опрос, тестирование, выступление с докладом, расчетные задания, индивидуальные задания
Л1.1Л2.1 Л2.2 Л2.3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Труд как объект организационной деятельности.
2. Сущность и роль труда в обществе.
3. Элементы труда.
4. Что относится к предметам труда?
5. Дайте определение средств и орудий труда.
6. Труд как социально-экономическая категория.
7. Определение продукта труда.
8. 8Экономическая суть содержания труда.
9. Признаки содержания труда.
10. Признаки и классификация характера труда.
11. Сущность рынка труда.
12. Условия возникновения рынка труда.
13. Особенности функционирования рынка труда.
14. Основные элементы рынка труда.
15. Сегментация рынка труда.
16. Сформулируйте понятие "Организация труда".
17. Перечислите основные элементы организации труда.
18. Что такое условия труда?
19. Как классифицируют вредные условия труда?
20. С помощью каких показателей можно оценить условия труда в организации?
21. На каких уровнях следует рассматривать организацию труда?
22. Каковы виды и формы разделения труда?
23. На какие элементы расчленяется трудовая операция?
24. Назовите общие принципы рациональной организации трудовых процессов и раскройте их содержание.
25. Раскройте понятие и расскажите о видах режимов труда и отдыха.
26. Какие могут быть виды отдыха?
27. Раскройте понятия рабочего места и рабочей зоны.
28. Перечислите признаки классификации рабочих мест
29. Что следует понимать под организацией рабочего места, каким требованиям она должна отвечать?
30. Что такое аттестация и паспорт рабочего места?
31. Назовите основные виды оснащения рабочего места.
32. Что такое планировка рабочего места?
33. Раскройте систему обслуживания рабочих мест.
34. Какова методика аттестации рабочих мест.
35. При соблюдении каких требований рабочее место считается аттестованным по условиям труда?
36. Какие функции выполняет нормирование труда?
37. Как классифицируют нормы труда?
38. Дайте классификацию затрат времени смены.
39. Что такое время оперативной работы?
40. Каковы методы установления норм труда?
41. Чем отличается заработная плата от вознаграждения за трудовой вклад?
42. Что такое заработная плата и какова ее социально-экономическая роль?
43. Функции заработной платы в рыночной экономике.
44. Принципы заработной платы.
45. Виды и формы оплаты труда.
46. Системы оплаты труда.
47. Способы начисления премий.
48. Перечислите правила эффективного поощрения работников.
49. Содержание Положения о премировании.
50. Виды выплат стимулирующего характера.
51. Выплаты компенсационного характера.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Примерная тематика рефератов
1) Научные основы и условия сельскохозяйственного труда.
2) Особенности аграрных отношений, влияющих на содержание труда в отрасли.
3) Организационно-правовые формы сельскохозяйственных предприятий как объектов концентрации труда.
4) Организация труда в сельскохозяйственных предприятиях.
5) Классификация первичных трудовых коллективов.
6) Разделение, кооперация и рынок труда в сельском хозяйстве.
7) Механизированные бригады, отряды и звенья, их особая роль в повышении производительности труда.
8) Нормирование труда на механизированных работах в полеводстве.
9) Нормирование труда в животноводстве.
10) Нормирование труда на отдельных трудовых процессах в сельском хозяйстве.
11) Совершенствование режимов труда и отдыха работников сельского хозяйства.
12) Организация оплаты труда работников предприятий АПК.
13) Правовое регулирование оплаты труда.
14) Мотивационный механизм и стимулирование труда.
15) Качество жизни и качество трудовой жизни сельского населения.
16) Влияние оплаты труда на уровень жизни сельского населения.
17) Мотивация труда как важнейший фактор устойчивого развития агробизнеса.
18) Социально-психологические аспекты организации труда.
19) Оплата труда руководящих работников и специалистов.
20) Зарубежные модели рынка труда.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Экономика и социология труда: учебник
6.1.2. Дополнительная литература
Экономика труда в организациях АПК: учебник
Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г.
Экономика труда: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Журнал «Управление компанией»
Официальный сайт Росстата
Сервер органов государственной власти Российской Федерации
РосБизнесКонсалтинг (материалы аналитического и обзорного характера)
Министерство труда и социальной защиты РФ
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ССтол преподавателя (1 шт.), парта 3-хместная со скамейкой (10 шт.), стулья (5 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.), трибуна (1 шт.), демонстрационное оборудование (Экран с электроприводом Electric Screen (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.), ноутбук Acer Asp T2370 (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Стол преподавателя (1 шт.), столы (12 шт.), стулья (24 шт.), стул преподавателя (1 шт.), Белая лаковаяя магнитно-маркерная доска (1 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного и итогового форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Экономика труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________