2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Социология безопасности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.05.01
Социология безопасности
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Семинарские занятия
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. юрид. наук, доц., Петров В.Р.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социология безопасности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
дать системное изложение социологических знаний и представлений о сфере безопасности человека, государства и общества в российских условиях и условиях глобализирующегося мира; раскрыть особенности политики в области национальной безопасности; рассмотрение возможностей противостоянии угрозам и безопасности личности, общества и государства
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.05
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Философия
2.1.2
История России
2.1.3
Основы российской государственности
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Знает: закономерности и особенности социально-исторического развития различных культур в этическом и философском контексте
 
 
 
УК-5.2 Умеет: понимать и воспринимать разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
 
 
УК-5.3 Имеет навыки: общения в мире культурного многообразия с использованием этических норм поведения
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
научные и организационные основы потенциально опасных общественных отношений и социальных общностей, структуру современного общества в зависимости от доминант отношений; методы идентификации, мониторинга, прогнозирования потенциально опасных социальных процессов для возможности снижения рисков.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
управлять отношениями в микросоциальной группе, организовывать безопасность массовых мероприятий, владеть способами управления стихийными социальными группами, воспитывать у субъектов образовательного процесса толерантность, осуществлять работу с родителями по вопросам профилактики конфликтов, использовать современные информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
применения методов коррекции деструктивных отношений в социальных микрогруппах;
3.3.2
владения способами бесконфликтного управления образовательным процессом, способами обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся в повседневной жизни, в школе, при проведении массовых мероприятий.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
Методологические основы социологии безопасности

Современные социологические теории конфликтов, насилия

Социальная политика как инструмент безопасности

Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения

Социальные изменения и социальные движения

Факторы, влияющие на безопасность личности и общества

Социология среды безопасности

Культура безопасности как фактор социальных изменений

Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения

Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

16
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5
4
Проблемная лекция. Дискуссия.
0
 
Методологические основы социологии безопасности

Современные социологические теории конфликтов, насилия

Социальная политика как инструмент безопасности

Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения

Социальные изменения и социальные движения

Факторы, влияющие на безопасность личности и общества

Социология среды безопасности

Культура безопасности как фактор социальных изменений

Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения

Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации

/Сем зан/

Л1.1 Л1.2

16
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5
4
Работа в малых группах.
0
 
Методологические основы социологии безопасности

Современные социологические теории конфликтов, насилия

Социальная политика как инструмент безопасности

Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения

Социальные изменения и социальные движения

Факторы, влияющие на безопасность личности и общества

Социология среды безопасности

Культура безопасности как фактор социальных изменений

Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения

Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации

/Ср/

Л1.1 Л1.2

40
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
5
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Оснащенность
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1.  Современные социологические теории насилия, конфликтов.

2. Конфликт и различные подходы к его изучению.

3. Причины депривации по Э. Дюркгейму.

4. Функции и классификации социальных конфликтов.

5. Механизм социального конфликта.

6. Социальные конфликты в современной России.

7. Революции и реформы как формы социального конфликта

8. Управление конфликтной ситуацией.

9. Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации

10. Происхождение и развитее идеи глобализма.

11. Новые тенденции глобализма.

12. Сущность процессов глобализации.

13. Место России в мировом сообществе.

14. Социальная политика как инструмент безопасности.

15. Социальная политика и социальное государство.

16. Социальные изменения и социальная политика.

17. Семейная политика и охраны материнства и детства.

18. Политика в отношении инвалидов.

19. Социально опасные группы и общности.

20. Факторы асоциального поведения.

21.    Понятие общности.

22. Социальные группы. Виды социальных групп.

23. Виды квазигрупп.

24. Социализация личности.

25. Десоциализация и ресоциализация.

26. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

27. Причины социальных изменений.

28. Социальные движения и их типология. Социальные движения в современном обществе.

29. Формы массового поведения.

30. Факторы,  влияющие на безопасность личности и общества.

31. Понятие личности и теории личности.

32. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности.

33. Стратификация, ее составляющие. Стратификация в СССР и России.

34. Депривация. Маргинальность. Причины возникновения.

35. Культура безопасности как фактор социальных изменений

36. Культура как фактор социальных изменений.

37. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в системе обеспечения общественной безопасности.

38. Культурная аномия.

39. Культура как фактор социализации.

40. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.

41. Социальные и культурные изменения.

42. Виды социальных процессов.

43. Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивидов.

44. Сущность массового поведения.

45. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.

46. Признаки экстремальности антропоэкологических систем.

47. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи, объекты исследования.

48. Экологическая безопасность: человеческое измерение.

49. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности.

50. Методы оценки опасных ситуаций.

51. Применение методов социологических исследований.

52. Составление социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.

53. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.

54.   Сущность, признаки, объект, субъект общественного мнения.

55. Психолого-социологические особенности общественного мнения.

56. Основные проблемы в использовании свободного времени.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено УП.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено УП.
 
Темы докладов

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
1. Социология безопасности – новая отрасль социологической науки.

2. Социально-экономические особенности систем безопасности.

3. Гуманитарная безопасность общества и личности.

4. Воздействие рисков, угроз и вызовов на безопасность общества и личности.

5. Современное российское общество как «общество риска».

6. Природа и источник социального конфликта.

7. Понятие социального конфликта и его функции.

8. Причины и последствия социальных конфликтов.

9. Стратегии управления конфликтной ситуацией.

10. Основные конфликтологические теории.

11. Происхождение и развитие идей глобализма.

12. Новые тенденции глобализма.

13. Глобализация и информационное общество.

14. Место России в мировом сообществе.

15. Социальные изменения и социальная политика.

16. Семейная политика и охрана материнства и детства.

17. Социальная политика в отношении инвалидов.

18. Социальная политика и социальное государство.

19. Социальная политика и реформы.

20. Социализация и формирование своего «Я».

21. Личность как субъект деятельности и общественных отношений.

22. Социальный контроль и его формы.

23. Девиантное и делинквентное поведение

24. Личность и общество.

25. Социальная стратификация и социальная мобильность.

26. Мобильность и ценностные ориентации.

27. Современные концепции социальной стратификации.

28. Концепции социальной мобильности.

29. Социальная депривация и маргинальность.

30. Социальные группы и их динамическая характеристика.

31. Стратификация в СССР и России.

32. Социальное взаимодействие и коллективное поведение.

33. Социальные и культурные изменения.

34. Виды социальных процессов.

35. Модели социальных изменений. Понятие модернизации.

36. Причины возникновения социальных движений.

37. Сущность массового поведения.

38. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.

39. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.

40. Культура и сознание: менталитет.

41. Культура и деятельность: образцы поведения.

42. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

43. Кризис базовых культурных ценностей Запада.

44. Проблемы культурного развития современной России.

45. Причины ухудшения экологической инфраструктуры окружающей среды.

46. Система мониторинга антропогенных изменений природной среды.

47. Влияние загрязнения природной среды на здоровье, генетику, жизненный мир человека.

48. Информационная безопасность – как составляющая национальной безопасности.

49. Формирование культуры безопасности в школе.

50. Создание психологической безопасности в образовательной среде.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Кравченко А. И.
Социология: учебник
М.: Проспект, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Зиновьева О. М.
Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие
М.: МИСиС, 2019
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows 8
6.3.1.2
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.5
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности поведения и психологии человека. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, 

 
Оснащенность
 
следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из педагогической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Социология безопасности» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________