(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Современные социологические теории конфликтов, насилия
Социальная политика как инструмент безопасности
Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения
Социальные изменения и социальные движения
Факторы, влияющие на безопасность личности и общества
Социология среды безопасности
Культура безопасности как фактор социальных изменений
Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения
Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации
/Лек/
Современные социологические теории конфликтов, насилия
Социальная политика как инструмент безопасности
Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения
Социальные изменения и социальные движения
Факторы, влияющие на безопасность личности и общества
Социология среды безопасности
Культура безопасности как фактор социальных изменений
Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения
Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации
/Сем зан/
Современные социологические теории конфликтов, насилия
Социальная политика как инструмент безопасности
Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения
Социальные изменения и социальные движения
Факторы, влияющие на безопасность личности и общества
Социология среды безопасности
Культура безопасности как фактор социальных изменений
Место проблемы безопасности в формировании общественного мнения
Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации
/Ср/
2. Конфликт и различные подходы к его изучению.
3. Причины депривации по Э. Дюркгейму.
4. Функции и классификации социальных конфликтов.
5. Механизм социального конфликта.
6. Социальные конфликты в современной России.
7. Революции и реформы как формы социального конфликта
8. Управление конфликтной ситуацией.
9. Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации
10. Происхождение и развитее идеи глобализма.
11. Новые тенденции глобализма.
12. Сущность процессов глобализации.
13. Место России в мировом сообществе.
14. Социальная политика как инструмент безопасности.
15. Социальная политика и социальное государство.
16. Социальные изменения и социальная политика.
17. Семейная политика и охраны материнства и детства.
18. Политика в отношении инвалидов.
19. Социально опасные группы и общности.
20. Факторы асоциального поведения.
21. Понятие общности.
22. Социальные группы. Виды социальных групп.
23. Виды квазигрупп.
24. Социализация личности.
25. Десоциализация и ресоциализация.
26. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
27. Причины социальных изменений.
28. Социальные движения и их типология. Социальные движения в современном обществе.
29. Формы массового поведения.
30. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества.
31. Понятие личности и теории личности.
32. Понятие «социальная роль» и ролевые концепции личности.
33. Стратификация, ее составляющие. Стратификация в СССР и России.
34. Депривация. Маргинальность. Причины возникновения.
35. Культура безопасности как фактор социальных изменений
36. Культура как фактор социальных изменений.
37. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в системе обеспечения общественной безопасности.
38. Культурная аномия.
39. Культура как фактор социализации.
40. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.
41. Социальные и культурные изменения.
42. Виды социальных процессов.
43. Разделение групп по признаку принадлежности к ним индивидов.
44. Сущность массового поведения.
45. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.
46. Признаки экстремальности антропоэкологических систем.
47. Мониторинг окружающей среды. Цели, задачи, объекты исследования.
48. Экологическая безопасность: человеческое измерение.
49. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности.
50. Методы оценки опасных ситуаций.
51. Применение методов социологических исследований.
52. Составление социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.
53. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.
54. Сущность, признаки, объект, субъект общественного мнения.
55. Психолого-социологические особенности общественного мнения.
56. Основные проблемы в использовании свободного времени.
2. Социально-экономические особенности систем безопасности.
3. Гуманитарная безопасность общества и личности.
4. Воздействие рисков, угроз и вызовов на безопасность общества и личности.
5. Современное российское общество как «общество риска».
6. Природа и источник социального конфликта.
7. Понятие социального конфликта и его функции.
8. Причины и последствия социальных конфликтов.
9. Стратегии управления конфликтной ситуацией.
10. Основные конфликтологические теории.
11. Происхождение и развитие идей глобализма.
12. Новые тенденции глобализма.
13. Глобализация и информационное общество.
14. Место России в мировом сообществе.
15. Социальные изменения и социальная политика.
16. Семейная политика и охрана материнства и детства.
17. Социальная политика в отношении инвалидов.
18. Социальная политика и социальное государство.
19. Социальная политика и реформы.
20. Социализация и формирование своего «Я».
21. Личность как субъект деятельности и общественных отношений.
22. Социальный контроль и его формы.
23. Девиантное и делинквентное поведение
24. Личность и общество.
25. Социальная стратификация и социальная мобильность.
26. Мобильность и ценностные ориентации.
27. Современные концепции социальной стратификации.
28. Концепции социальной мобильности.
29. Социальная депривация и маргинальность.
30. Социальные группы и их динамическая характеристика.
31. Стратификация в СССР и России.
32. Социальное взаимодействие и коллективное поведение.
33. Социальные и культурные изменения.
34. Виды социальных процессов.
35. Модели социальных изменений. Понятие модернизации.
36. Причины возникновения социальных движений.
37. Сущность массового поведения.
38. Общественное мнение как явление духовной жизни общества.
39. Формирование общественного мнения под воздействием слухов.
40. Культура и сознание: менталитет.
41. Культура и деятельность: образцы поведения.
42. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.
43. Кризис базовых культурных ценностей Запада.
44. Проблемы культурного развития современной России.
45. Причины ухудшения экологической инфраструктуры окружающей среды.
46. Система мониторинга антропогенных изменений природной среды.
47. Влияние загрязнения природной среды на здоровье, генетику, жизненный мир человека.
48. Информационная безопасность – как составляющая национальной безопасности.
49. Формирование культуры безопасности в школе.
50. Создание психологической безопасности в образовательной среде.
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; раскрываются особенности поведения и психологии человека. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором,
2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из педагогической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Социология безопасности» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году