(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Защита отчета по лабораторной работе.
Э1
Защита отчета по практической работе.
Э1
Э1
Э1
Э1
2. Типы кристаллических решеток.
3. Явление аллотропии в металлах. Изотропия, анизотропия.
4. Плавление и кристаллизация металлов. Образование зерен.
5. Строение металлического слитка. Основные свойства металлов.
6. Упругая и пластическая деформация. Пластическая деформация поликристаллов.
7. Явление наклепа. Виды поверхностного наклепа.
8. Возврат 1-го и 2-го рода. Первичная и вторичная рекристаллизация.
9. Влияние горячей обработки давлением на структуру и свойства металлов и сплавов.
10. Фазы и структура в металлических сплавах.
11. Правило фаз и отрезков. Первый тип диаграмм состояния. Второй тип диаграмм состояния.
12. Третий тип диаграмм состояния (эвтектическое и перитектическое превращение). Четвертый тип диаграмм состояния.
13. Компоненты и фазы в системе железо-углерод. Примеси присутствующие в стали.
14. Диаграмма состояния ℱℯ-ℱℯ3С (образование цементита первичного, цементита вторичного и цементита третичного).
15. Диаграмма состояния ℱℯ-ℱℯ3С (перитектическая, эвтектическая и эвтектоидные реакции).
16. Диаграмма состояния ℱℯ-С .
17. Классификация углеродистых сталей.
18. Стали обыкновенного качества. Углеродистые качественные стали. Углеродистые инструментальные стали.
19. Примеси и их влияние на строение и свойства чугуна.
20. Серый чугун и его маркировка.
21. Высокопрочный чугун и его маркировка.
22. Ковкий чугун и его маркировка.
23. Образование аустенита при нагреве. Превращение переохлажденного аустенита (перлитное, мартенситное и промежуточное превращения).
24. Классификация видов термической обработки. Отжиг и нормализация.
26. Отпуск закаленной стали. Термомеханическая обработка.
27. Химико-термическая обработка. Цементация. Азотирование. Цианирование.
28. Легирование стали и влияние легирующих элементов на свойства стали.
29. Классификация и маркировка конструкционных легированных сталей
30. Классификация и маркировка инструментальных легированных сталей.
31. Легированные стали с особыми свойствами.
32. Медь и его сплавы.
33. Алюминий и его сплавы.
34. Антифрикционные сплавы.
35. Пластмассы.
36. Резиновые материалы.
2. «Квазикристаллы»
3. «Гетерогенные равновесия»
4. «Диаграммы состояния трехкомпонентных систем»
5. «Основы, кинетика и термодинамика аморфизации»
6. «Особенности плавления и кристаллизации аморфных тел»
7. «Упругий гистерезис»
8. «Текстура деформации»
9. «Ползучесть и длительная прочность»
10. «Недислокационные механизмы пластической деформации»
11. «Элементы механики разрушения»
12. «Механические свойства нанокристаллических материалов»
13. «Механические свойства аморфных материалов»
14. «Электронная структура твердых тел»
15. «Влияние температуры, твердого раствора, наклепа и химических соединений на электропроводность в металлах»
16. «Электросопротивление гетерогенных металлических сплавов»
17. «Электропроводность квазикристаллов»
18. «Электрическое сопротивление нанокристаллических металлов»
19. «Ферромагнитные материалы и их свойства»
20. «Магнитные свойства аморфных сплавов»
21. «Методы выращивания монокристаллов»
22. «Способы получения аморфных структур»
23. «Способы получения нанокристаллических материалов»
24. «Технологии получения композиционных материалов»
25. «Лазерная обработка материалов»
26. «Электронно-лучевые технологии обработки материалов»
27. «Магнитные материалы»
28. «Пластические массы и полимерные пленки»
29. «Сплавы на основе никеля, бериллия и свинца»
30. «Нанокомпозиты»
Система знаний по дисциплине «Материаловедение» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.
Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности строения и свойств материалов. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторным занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи лабораторной работы. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения лабораторной работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции, поясняя тонкости ее выполнения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время лабораторных занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Материаловедение» следует усвоить:
-современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств;
-строение и свойства металлических и неметаллических материалов
-влияние производственных и эксплуатационных факторов на свойства материала;
-требования стандартов к маркировке материалов;
-методику выбора конструкционных материалов для изготовления эле-ментов машин и механизмов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году