(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
РФ /Лек/
/Пр/
работы вентиляционной установки /Ср/
/Ср/
Основные понятия и определения
/Лек/
Основные понятия и определения
/Ср/
/Ср/
/Пр/
/Ср/
/Лаб/
/Ср/
/Ср/
1. Основные понятия производственной санитарии и гигиены труда.
2. Роль и значение производственной санитарии и гигиены труда в подготовке инженера по охране труда.
3. История развития гигиены труда.
4. Основные законодательные акты в области производственной санитарии и гигиены труда.
5. Конституционное право человека на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровые условия труда, быта и отдыха.
6. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Права должностных лиц, осуществляющих санитарно–эпидемиологический надзор.
7. Понятие рабочего времени. Продолжительность ежедневной работы. Охрана труда.
8. Административные правонарушения. Виды административных наказаний. Ответственность за нарушение санитарного законодательства.
9. Государственный санитарно–эпидемиологический надзор в РФ. Права и обязанности.
10. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Понятие о вредных и опасных производственных факторах, их классификация.
11. Производственный микроклимат: понятие, виды.
12. Особенности микроклимата при разных видах работы в закрытых помещениях и на открытом воздухе. Горячие и холодные цеха.
13. Физическая и химическая терморегуляция человека в производственных условиях; основные закономерности теплообмена.
14. Функциональные изменения в организме в условиях нагревающего и охлаждающего микроклимата. Патологические состояния.
15. Адаптация и акклиматизация в производственных условиях.
16. Гигиенические принципы нормирования производственного микроклимата.
17. Инфракрасное излучение. Источники, законы излучения, влияние на организм. Профилактика вредного воздействия.
18. Профилактические мероприятия по обеспечению благоприятных метеорологических условий на производстве.
19. Требования, предъявляемые к средствам и методам измерения микроклимата.
20. Основные приборы, используемые для измерения параметров микроклимата; принципы работы
21. Значение и место вентиляции в системе оздоровительных мероприятий.
22. Промышленная вентиляция. Классификация. Принципы устройства вентиляции для борьбы с производственными вредностями.
24. Понятие об искусственной вентиляции. Преимущества и недостатки. Классификация. Гигиенические требования к промышленной вентиляции.
25. Понятие «проверка эффективности работы действующей вентиляционной установки».
26. Оценка производительности вентиляции.
27. Способы очистки вентиляционного воздуха от пыли и газов.
28. Мероприятия по улучшению работы вентиляционных установок.
29. Производственное освещение и его роль в обеспечении высокой работоспособности.
30. Основные светотехнические понятия и единицы. Основные зрительные функции и их зависимость от освещения.
31. Физиологические методы оценки влияния условий освещения на зрительные функции.
32. Виды производственного освещения. Преимущества и недостатки естественного и искусственного освещения.
33. Естественное и совмещенное освещение. Гигиенические требования.
34. Искусственное освещение. Гигиеническая характеристика ламп накаливания и газоразрядных ламп: преимущества и недостатки.
35. Гигиенические требования к производственному освещению.
36. Методика измерения и гигиеническая оценка освещенности на рабочих местах.
37. Принципы нормирования производственного освещения. Основные законодательные документы.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Перечислить органы, осуществляющие надзор и контроль за промышленной санитарией, и описать область их деятельности.
2. Привести основные положения федерального законодательства в области производственной санитарии.
3. Какую ответственность несут инженерно-технические работники за нарушения законов по обеспечению безвредных условий труда?
4. Нормирование показателей микроклимата.
5. Контроль показателей микроклимата.
6. Требования к измерительным приборам по контролю параметров микроклимата.
7. Объясните устройство приточно-вытяжной вентиляции, составьте схему.
8. Объясните устройство естественной вентиляции, составьте схему. Объясните принцип расчёта дефлектора.
9. Объяснить причины перегревания организма человека. Перечислите основные симптомы перегревания и виды поражения человека от действия повышенных температур.
10. Объяснить причины переохлаждения организма человека. Перечислите основные симптомы переохлаждения и виды поражения человека от действия пониженных температур.
11. Укажите основные мероприятия по предупреждению переохлаждения и перегревания организма человека.
12. Что нужно знать, чтобы выбрать систему отопления, теплоноситель и нагревательные приборы?
1. Законодательные акты по производственной санитарии.
2. Надзор и контроль за соблюдением санитарного законодательства.
3. Нормирование параметров микроклимата.
4. Меры борьбы с переохлаждением.
5. Меры борьбы с чрезмерным тепловым воздействием.
6. Санитарные требования к генплану и обустройству территории предприятия.
7. Гигиенические требования к производственным зданиям и их конструктивным элементам.
8. Санитарно-бытовые помещения.
9. Типы токсических доз и концентраций.
10. Классификация вредных веществ.
11. Факторы, определяющие токсическое действие вредных веществ.
12. Пылевая патология.
13. Концентрация пыли в воздухе рабочей зоны. ПДК пыли.
14. Технические, санитарно-гигиенические и медико-профилактические мероприятия по борьбе с пылевой патологией.
15. Токсические вещества, пути их поступления в организм, распределение и метаболизм ядов.
16. Характер действия ядов на организм, зависимость от концентрации и дозы.
17. Острые и хронические отравления.
18. Основные правила организации режимов труда и отдыха.
19. Гигиена труда подростков.
20. Особенности гигиены труда женщин.
21. Основные источники, физические параметры шума.
22. Классификация производственных шумов.
23. Техническое нормирование шума.
24. Механический шум.
25. Общее действие шума на организм. Шумовая болезнь. Современное представление о патогенезе профессиональной тугоухости.
26. Принципы гигиенического нормирования шума; особенности нормирования непостоянного шума.
27. Гигиенические критерии оценки шумового фактора по показателям вредности и опасности. Дозный подход к оценке
28. Оборудование, условия и методика измерения параметров шума на рабочем месте.
29. Система мероприятий по профилактике шумовой патологии на производстве.
30. Средства индивидуальной защиты от шума.
31. Источники вибрации на производстве, гигиеническая значимость.
32. Физические параметры вибрации, классификация.
33. Влияние вибрации на организм. Производственные факторы, способствующие развитию в организме патологических изменений.
34. Влияние механических воздействий на технические объекты и человека.
35. Основные методы виброзащиты.
36. Система обеспечения защиты операторов ручных машин от вибрации.
37. Особенности виброизоляции и динамического виброгашения в ручных машинах.
38. Вибрационная болезнь.
39. Приборы для измерения параметров вибрации. Методика измерения общей и локальной вибрации.
40. Гигиеническое нормирование вибрации.
41. Профилактические мероприятия по защите от воздействия производственной вибрации.
42. Неионизирующее излучение в промышленности. Источники излучения.
43. Физико–гигиеническая характеристика электромагнитного излучения радиочастотного диапазона (ЭМП РЧ). Классификация ЭМП радиочастот. Биологическое действие ЭМП РЧ.
44. Гигиеническая оценка условий труда при воздействии ЭМП. Классы условий труда при действии неионизирующего излучения.
45. Методика измерения интенсивности электромагнитного излучения радиочастотного диапазона.
46. Профилактические мероприятия и меры защиты при работе с источниками электромагнитного излучения.
47. Физические параметры ионизирующих излучений (ИИ). Виды ИИ.
48. Соматические и генетические радиационные эффекты.
49. Механизм биологического действия радиации.
50. Дозиметрические единицы измерений.
51. Принципы обеспечения радиационной безопасности. Гигиеническое нормирование ИИ.
52. Методы и средства регистрации ИИ.
53. Физико–гигиеническая характеристика лазерного излучения. Биологическое действие ЛИ.
54. Гигиеническое нормирование параметров ЛИ.
55. Опасность лазера 1, 2, 3, 4 классов.
56. Профилактические мероприятия и меры защиты при работе с источниками ЛИ.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Как действуют на человека различные виды пыли, выделяемой в производственных процессах?
2. Как действуют на организм человека вредные пары и газы, образующиеся в производственных процессах, их классификация?
3. Расскажите об устройстве приборов и аппаратов для определения запылённости и загазованности воздуха в рабочей зоне.
4. Методы контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
5. В каких случаях, и какие индивидуальные средства защиты применяются для защиты от пыли, вредных паров и газов?
6. Предельно допустимые концентрации пыли, газов и паров. Как они устанавливаются и какими документами нормируются.
7. Рассказать об устройствах и установках для очистки воздуха от пыли, паров и газов.
8. Объяснить причины возникновения вибрации и шума на промышленных предприятиях.
9. Классификация вибрации.
10. Классификация шума.
11. Общие методы защиты от вибрации. Индивидуальные средства защиты.
12. Изложить принцип защиты от шума звукоизоляцией и звукопоглощением. Индивидуальные средства защиты от шума.
13. Объяснить принцип действия виброгашения и виброизоляции, составить схему.
14. Системы освещения, физиологическая оценка естественного и искусственного освещения.
15. Основные светотехнические характеристики.
16. Количественные показатели искусственного и естественного освещения.
17. Качественные показатели искусственного и естественного освещения.
18. Общие требования к производственному освещению.
19. Изложить порядок проектирования искусственного освещения.
20. Изложить принцип расчёта искусственного и естественного освещения.
21. Какие существуют источники света? Их преимущества и недостатки.
22. Контроль освещения на рабочих местах.
23. Индивидуальные средства защиты органов зрения.
«Производственная санитария и гигиена труда». Студент имеет право выбора темы курсового работы. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования.
2. Улучшение условий труда по пылевому фактору.
3. Разработка мероприятия по защите от вредных факторов производственной среды.
4. Инженерные мероприятия по защите работающих от шума.
5. Инженерные мероприятия по защите от вибрации.
6. Нормализация световой среды на одном из производственных участков предприятия.
7. Разработка комплекса мероприятий по снижению запыленности воздуха в рабочей зоне.
8. Разработка мероприятий по защите от воздействия ионизирующих излучений.
9. Разработка мероприятий по санитарно-бытовому обслуживанию работающих.
2. Общие методы защиты от вибрации. Индивидуальные средства защиты.
3. Нормирование и измерение уровней вибрации и шума.
4. Системы освещения, физиологическая оценка естественного и искусственного освещения.
5. Основные светотехнические характеристики.
6. Количественные показатели искусственного и естественного освещения.
7. Качественные показатели искусственного и естественного освещения.
8. Общие требования к производственному освещению.
9. Нормирование естественного и искусственного освещения.
10. Контроль освещения на рабочих местах.
11. Индивидуальные средства защиты органов зрения.
12. Основные типы профессиональных заболеваний.
13. Порядок расследования и учёта профессиональных заболеваний.
14. Роль средств индивидуальной защиты в профилактике заболеваний.
15. Классификация средств индивидуальной защиты.
16. Средства индивидуальной защиты глаз.
17. Средства индивидуальной защиты органов слуха.
18. Средства индивидуальной защиты кожного покрова.
19. Личная гигиена на производстве.
20. Организация медико-санитарного обслуживания, обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты.
21. Санитарно-гигиенические требования к планировке предприятия и организации производства.
22. Размещение бытовых и вспомогательных помещений.
23. Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности факторов производственной среды.
Система знаний по дисциплине «Производственная санитария и гигиена труда» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Практическая подготовка при проведении занятий организуется путем непосредственного выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году