(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
1. Законодательные и нормативные правовые акты регламентирующие вопросы государственного регулирования промышленной безопасности.
2. Международный опыт регулирования отношений в области промышленной безопасности.
3. Права субъектов российской Федерации в области регулирования отношений по промышленной безопасности.
4. Законодательство Российской Федерации о техническом регулировании. Объекты технического регулирования.
5. Понятие технического регламента. Общие и специальные технические регламенты.
6. Формы и методы оценки соответствия.
7. Порядок разработки согласования и принятия технических регламентов
8. Нормативные документы по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре.
9. Идентификация опасных производственных объектов для их регистрации в государственном реестре.
10. Критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов.
11. Классификация опасных производственных объектов. Критерии классификации.
12. Требования к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, в части регистрации объектов в государственном реестре.
13. Требования к регистрации объектов.
14. Законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.
15. Требования промышленной безопасности к проектированию, к строительству и приемке в эксплуатацию опасных производственных объектов.
16. Обязанности организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
17. Обязанности работников опасного производственного объекта.
18. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
19. Правовые основы обязательной сертификации продукции, услуг и иных объектов в Российской Федерации.
20. Права, обязанности и ответственность участников сертификации.
21. Требования промышленной безопасности к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте.
22. Порядок и условия применения технических устройств, в том числе иностранного производства, на опасных производственных объектах.
23. Получение разрешений на изготовление и применение технических устройств в системе Ростехнадзора.
24. Порядок отнесения промышленных объектов к объектам, для которых декларирование является обязательным.
25. Структура декларации промышленной безопасности.
26. Порядок разработки и экспертизы декларации промышленной безопасности.
27. Требования к представлению декларации промышленной безопасности.
28. Проведение оценки опасностей и риска.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Нормативные документы, регламентирующие процедуру организаций и проведения производственного контроля за соблюдением промышленной безопасности.
2. Правовые основы производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
3. Порядок организации осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности.
4. Порядок разработки положения о производственном контроле.
5. Обязанности работника, ответственного за проведение производственного контроля.
6. Права работника, ответственного за проведение производственного контроля.
7. Порядок проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности.
8. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности.
9. Обеспечение информационного взаимодействия служб производственного контроля с органами Ростехнадзора.
10. Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы экспертизы промышленной безопасности.
11. Порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и оформления заключения экспертизы.
12. Объекты экспертизы промышленной безопасности.
13. Этапы проведения экспертизы промышленной безопасности.
14. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности.
15. Единая система оценки соответствия на опасных производственных объектах.
16. Аккредитация экспертных организаций осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.
18. Нормативно-правовые основы декларирования промышленной безопасности.
20. Принципы и цели декларирования промышленной безопасности.
1. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (ОТ и ПБ) на предприятии (привести схему СУОТ и ПБ, расписать обязанности всех составных частей СУОТ и ПБ, предприятие выбрать самостоятельно.
2. Правовые и нормативные основы обеспечения ОТ и ПБ (привести перечень действующих нормативно-правовых актов в области ОТ и ПБ на данном предприятии).
3. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве (привести пример заполнения акта о НС и отчётности по НС).
4. Структура и функции государственного управления ОТ и ПБ (построить схему).
5. Социальное страхование и обеспечение.
6. Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве (привести пример заполнения акта о ПЗ и отчётности по ПЗ).
7. Виды и условия организации и прохождения профилактических медицинских осмотров (привести пример заполнения документации по прохождению медосмотров на предприятии).
8. Порядок разработки инструкций по охране труда. Их содержание (разработать инструкцию по ОТ для конкретного вида работ).
9. Порядок допуска к работе с неблагоприятными условиями труда.
10. Организация обучения безопасности труда (привести пример заполнения документации по обучению ОТ на предприятии).
11. Порядок допуска к работам с грузоподъемными механизмами (привести пример необходимой документации).
12. Функции Ростехнадзора в государственной системе управления ОТ и ПБ.
13. Порядок подготовки и аттестации работников предприятий, эксплуатирующих ОПО.
14. Порядок допуска к работам повышенной опасности (привести пример необходимой документации).
15. Порядок получения лицензии на право вести деятельность, связанную с эксплуатацией ОПО.
16. Технические регламенты регламенты: Понятие. Содержание. Виды. Порядок разработки, принятия.
17. Декларирование промышленной безопасности: Цель. Порядок проведения. Общие требования (привести пример содержания декларации ПБ).
18. Правила регистрации объектов в государственном реестре ОПО.
19. Техническое расследование и причин аварий.
20. Правила организации и осуществления производственного контроля (ПК) за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО.
Система знаний по дисциплине «Нормативные основы промышленной безопасности» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году