(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра
/Пр/
круглый стол;
учебная дискуссия;
деловая игра
1. Цель, задачи и содержание дисциплины.
2. Основные документы, составляющие основу нормативно-правовой базы охраны труда.
3. Виды ответственности юридических и физических лиц за нарушение действующего законодательства в области охраны труда.
4. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
5. Федеральные законы, содержащие основополагающие государственные требования по безопасности труда в РФ.
6. Полномочия органов государственной власти России и субъектов РФ, а также местного самоуправления в области охраны труда.
7. Содержание системы стандартов по технике безопасности: назначение, объекты.
8. Как осуществляется Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
9. Раскройте назначение, задачи, функции Федеральной инспекции труда.
10. Раскройте назначение, задачи, функции Государственной технической инспекции (Ростехнадзор, Государственная пожарная инспекция и др.)
11. Опишите права и обязанности профсоюзов по вопросам охраны труда.
12. Раскройте особенности административной, дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение требований охраны труда.
13. Укажите правовые акты, регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда (коллективный договор, соглашение по охране труда)
14. В чем заключаются назначение, основные задачи, права и функциональные обязанности службы охраны труда на предприятии.
15. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.
16. Охрана труда женщин, подростков и других работников.
17. Раскройте особенности организации охраны труда в отраслях экономики.
18. В чем заключаются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
19. В чем заключаются обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда.
20. Основные принципы, задачи и функции СУОТ.
21. Структура СУОТ.
22. Контроль и оценка деятельности СУОТ. Практика внедрения СУОТ.
23. Перечислить виды инструктажей по охране труда (вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой), их характеристика и оформление документации.
24. Укажите наиболее распространенные несчастные случаи и профессиональные заболевания на предприятиях.
25. Каковы причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях.
26. Назовите основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
27. Опишите порядок расследования и документального оформления несчастных случаев на производстве.
28. Каковы обязанности работодателя по расследованию и учёту несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
29. Какой порядок оказания доврачебной помощи пострадавшим и порядок возмещения вреда, причинённого работникам в результате несчастного случая.
30. Раскройте содержание понятий: условия труда, производственный фактор, производственная санитария.
31. Перечислить факторы, влияющие на условия труда в отраслях экономики.
32. Назовите основные метеорологические параметры (производственный микроклимат) и их влияние на организм человека.
33. Раскройте роль санитарии и гигиены на предприятиях и последствия их не соблюдения.
34. Каковы санитарно-гигиенические требования к устройству и содержанию территории и помещений предприятия, к технологическим процессам, размещению оборудования, организации рабочих мест, инвентарю,
35. Назовите способы и средства защиты от вредных производственных факторов на предприятиях.
36. Что такое производственная среда и её элементы?
37. Назовите параметры микроклимата?
38. Каковы основные методы защиты от шума и вибрации?
39. Каковы общие требования безопасности к производственному оборудованию и производственным процессам, регламентированные нормативными актами, правилами и инструкциями по охране труда.
40. Перечислить опасные узлы и зоны в конструкциях технологического оборудования предприятий.
41. Укажите средства коллективной и индивидуальной защиты от опасностей технических систем, их виды, характеристика.
42. Каков порядок освидетельствования, учёта и хранения средств коллективной и индивидуальной защиты на производстве.
43. Раскройте общие требования безопасности при эксплуатации производственного оборудования повышенной опасности.
Вопросы на проверку понимания
1. Определение инструкции по охране труда для работников.
2. Локальный нормативный акт.
3. Что обязан осуществлять работодатель в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса?
4. Исходя из чего разрабатывается инструкция по ОТ?
5. Кем разрабатывается перечень инструкций по ОТ?
6. Через какое время должен производиться пересмотр инструкций.
7. Как выдаются и хранятся инструкции по ОТ?
8. Когда инструкция по ОТ досрочно пересматривается?
9. Что рекомендуется включать в раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях»?
10. Какие разделы рекомендуется включать в инструкцию по ОТ?
11. Понятие микроклимата.
12. К чему может привести высокая температура воздуха?
13. Как регулируют параметры микроклимата?
14. Что вызывает недостаточное освещение
15. Как может быть достигнута необходимая освещенность?
16. На что влияют естественный свет и солнечная инсоляция?
17. Что начинает испытывать человек при длительном недостатке естественного света?
18. Что такое освещенность?
19. В чем состоит смысл шагового напряжения? Когда оно возникает? Как правильно выйти из его зоны?
20. От чего зависит тяжесть поражения электрическим током?
21. При каком токе наступает остановка дыхания?
2. Основные принципы, задачи и функции системы управления ОТ.
3. Структура системы управления ОТ.
4. Внедрение и функционирование системы управления ОТ.
5. Службы ОТ на предприятии. Ответственные за ОТ.
6. Обязанности по ОТ руководителей структурных подразделений.
7. Основные документы по ОТ, разрабатываемые на предприятии.
8. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по ОТ.
9. Контроль за соблюдением законодательства по ОТ профсоюзами и трудовыми коллективами.
10. Защита работниками своих прав в области ОТ. Ответственность работодателей и работников за нарушение норм и правил по ОТ.
11. Статистическая отчетность по ОТ. Оценочные показатели травматизма и профзаболеваний.
12. Особенности сельского хозяйства. Основные причины травматизма в сельском хозяйстве
13. Пути снижения травматизма, профзаболеваний и последствий от них.
Общие положения ОТ и здоровья работников с.-х.
14. Охрана труда женщин, подростков и других работников.
15. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
16. Обучение по охране труда. Инструктажи по охране труда.
17. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ. Содержание и структура инструкций по ОТ.
18. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда
19. Классификация условий труда по тяжести напряженности трудового процесса.
20. Как помочь при резком повышении артериального давления. Аптечка первой помощи (автомобильная). Правила оказания само- и взаимопомощи.
21. Как оказать помощь при автодорожном происшествии, если пострадавший находится в состоянии клинической смерти.
22. Опасные зоны машин и механизмов.
23. Технические средства обеспечения безопасности труда.
24. Сигнальные цвета и знаки безопасности.
25. Безопасность эксплуатации производственных зданий и сооружений.
27. Безопасность обслуживания нефтехозяйств, автозаправочных станций.
28. Безопасность труда при работе на автомобилях, тракторах и наземных транспортно-технологических средствах.
29. Безопасность труда при обработке металлов резанием, кузнечно-прессовых работах.
30. Безопасность труда при электрогазосварочных, шиномонтажных работах.
31. Безопасность труда при использовании грузоподъемных машин.
32. Безопасность труда при работе с паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением.
33. Безопасность полевых механизированных работ.
34. Безопасность работ при заготовке кормов.
35. Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных и транспортных работах.
36. Влияние вредных веществ на организм человека. Классификация вредных веществ.
37. Принципы установления ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Способы защиты от вредных веществ.
38. Общие сведения о воздушной среде, микроклимате. Терморегуляция, перегрев и переохлаждение организма.
39. Гигиенические нормы микроклимата. Способы защиты и нормализации микроклимата.
40. Виды систем вентиляции. Естественная вентиляция. Механическая вентиляция.
41. Контроль эффективности работы вентиляционных систем. Кондиционирование, очистка и подогрев вентиляционного воздуха.
42. Общие сведения о вибрации. Методы гигиенической оценки вибрации, нормируемые параметры и их допустимые значения.
43. Средства и методы защиты от вибраций.
44. Защита от шума, инфра- и ультразвука.
45. Защита от электромагнитных полей и излучений.
46. Условия поражения человека электрическим током.
47. Классификация помещений по степени электробезопасности. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.
48. Защитное заземление и зануление.
49. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное отключение.
50. Виды персонала, обслуживающего электроустановки. Группы по электробезопасности.
51. Организационные и технические мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках.
52. Понятие о травме и профессиональных заболеваниях, их классификация
53. Классификация причин производственного травматизма и заболеваний
54. НС на производстве, подлежащие расследованию и учету.
56. Порядок расследования НС.
57. Оформление материалов расследования НС и их учет.
58. Виды освещения. Требования к освещению. Источники искусственного света.
59. Санитарно-гигиенические требования к освещению.
60. Нормирование и расчет естественного освещения.
61. Нормирование и расчет искусственного освещения.
62. Контроль освещенности рабочих мест.
63. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности. Основные понятия.
64. Основные понятия о пожаре и взрыве.
65. Классификация пожаров и опасных факторов пожара, пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
66. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон, зданий, сооружений, строений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
67. Пожарная безопасность технологических процессов.
68. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих веществ.
69. Первичные средства пожаротушения.
70. Установки пожаротушения и пожарной сигнализации.
Вопросы разделены на части, соответствующие количеству практических занятий. Вопросы к практическим занятиям включают оценку закрепления материала, пройденного на лекциях, а также вопросы, направленные на выявление уровня понимания студентом сути практических работ
Часть 1. Охрана труда в отраслях экономики.
Вопросы на проверку знаний
1. Перечислите основные документы, составляющие основу нормативно-правовой базы охраны труда
2. Какие вы знаете виды ответственности юридических и физических лиц за нарушение действующего законодательства в области охраны труда.
3. Укажите основные направления государственной политики в области охраны труда.
4. Порядок и методика разработки инструкций по ОТ.
5. Содержание и структура инструкций по ОТ.
6. Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятиях.
7. Перечислить виды инструктажей по охране труда, их характеристики и оформление документации.
1. Что такое локальный нормативный акт.
3. Что обязан осуществлять работодатель в соответствии со ст. 212 Трудового кодекса?
4. Исходя из чего разрабатывается инструкция по ОТ?
5. Кем разрабатывается перечень инструкций по ОТ?
6. Через какое время должен производиться пересмотр инструкций.
7. Как выдаются и хранятся инструкции по ОТ?
8. Когда инструкция по ОТ досрочно пересматривается?
9. Что рекомендуется включать в раздел «Требования охраны труда в аварийных ситуациях»?
10. Какие разделы рекомендуется включать в инструкцию по ОТ?
Часть 2. Охрана труда в отраслях экономики
Вопросы на проверку знаний
1. В чем заключаются назначение, основные задачи, права и функциональные обязанности службы охраны труда на предприятии.
2. Раскройте особенности организации охраны труда на предприятиях.
3. В чем заключаются обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
4. В чем заключаются обязанности работника по соблюдению норм и правил по охране труда.
5. Укажите наиболее распространенные несчастные случаи и профессиональные заболевания на предприятиях.
6. Каковы причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний на предприятиях.
7. Укажите основные мероприятия по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний.
8. Опишите порядок расследования и документального оформления несчастных случаев на производстве.
Вопросы на проверку понимания
1. Чем отличается опасный производственный фактор от вредного?
2. Чем отличается общее заболевание от профессионального?
3. На какие группы подразделяют причины травматизма?
4. Как вы оцениваете динамику изменения травматизма в нашей стране?
5. Каковы обязанности работодателя при несчастном случае на производстве?
6. Какие требования к количественному составу комиссии по расследованию несчастного случая?
7. В какие сроки должно проводиться расследование несчастных случаев?
Часть 3. Основы производственной санитарии.
Вопросы на проверку знаний
1. Общие сведения о воздушной среде, микроклимате.
2. Терморегуляция, перегрев и переохлаждение организма.
3. Гигиенические нормы микроклимата.
4. Способы защиты и нормализации микроклимата.
5. Виды систем вентиляции.
6. Виды освещения. Требования к освещению. Источники искусственного света.
7. Санитарно-гигиенические требования к освещению.
8. Нормирование и расчет естественного освещения.
9. Нормирование и расчет искусственного освещения.
10. Контроль освещенности рабочих мест.
Вопросы на проверку понимания
1. Понятие микроклимата.
2. Влажность воздуха, и какую влажность различают?
3. Относительная влажность.
4. К чему может привести высокая температура воздуха?
5. Как регулируют параметры микроклимата?
6. Какие работы относятся к легким и тяжелым?
7. Что вызывает недостаточное освещение?
8. Как может быть достигнута необходимая освещенность?
9. На что влияют естественный свет и солнечная инсоляция?
10. Что начинает испытывать человек при длительном недостатке естественного света?
11. Что такое освещенность?
12. Что позволяет определить метод светового потока?
13. Как определяется световой поток?
Часть 4. Основы техники безопасности.
Вопросы на проверку знаний
1. Общие требования безопасности к зданиям, машинам, оборудованию.
2. Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.
3. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
4. Безопасность работ в растениеводстве.
5. Безопасность работ в животноводстве.
Вопросы на проверку понимания
2. Требования, предъявляемые к производственным, вспомогательным и санитарно-бытовым помещениям?
3. Требования, предъявляемые к производственному оборудованию.
4. Требования, предъявляемые к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест.
5. Требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ.
6.Требования к применению средств индивидуальной защиты работников.
7. Чем нужно руководствоваться при выборе средств индивидуальной защиты?
8. Классификация СИЗ.
Часть 5. Электробезопасность.
Вопросы на проверку знаний
1. Средства и методы защиты от поражения электрическим током.
2. Защитное заземление и зануление.
3. Напряжение прикосновения. Выравнивание потенциалов. Защитное отключение.
Вопросы на проверку понимания
1. Что может вызвать электрический ток, проходя через тело человека?
2. В чем состоит смысл шагового напряжения? Когда оно возникает? Как правильно выйти из его зоны?
3. Какой вид защиты способен обеспечить безопасность при случайном прикосновении к открытым токоведущим частям?
4. Что такое заземление?
5. Что такое зануление?
6. От чего зависит тяжесть поражения электрическим током?
7. Что такое металлизация кожи?
8. При каком токе наступает остановка дыхания?
Часть 6. Пожарная безопасность.
Вопросы на проверку знаний
1. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности. Основные понятия.
2. Основные понятия о пожаре и взрыве.
3.Классификация пожаров и опасных факторов пожара, пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
4. Пожарная безопасность технологических процессов.
5. Способы тушения пожаров. Характеристики основных огнетушащих веществ.
6. Первичные средства пожаротушения.
Вопросы на проверку понимания
1. Какие вы знаете установки пожаротушения?
3. Перечислите первичные средства пожаротушения.
4. Какие помещения оборудуют автоматической пожарной сигнализацией?
5. Назовите типы и виды огнетушителей.
Примерные темы докладов
1. История развития охраны труда.
2. Основы законодательства РФ в области охраны труда.
3. Основные направления государственной политики в области охраны труда.
4. Система стандартов по технике безопасности: назначение, объекты.
5. Влияние безопасных условий труда на производительность работника.
6. Основные меры по обеспечению безопасности производственных процессов предприятий пищевой промышленности.
7. Анализ травматизма и профзаболеваний.
8. Расследование и учет несчастных случаев.
9. Надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда.
10. Вопросы охраны труда в Трудовом кодексе РФ.
11. Вредные вещества на рабочих местах.
12. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
13. Эксплуатация объектов повышенной опасности.
14. Основные меры по обеспечению безопасности производственного оборудования предприятий.
15. Система управления охраной труда на предприятиях.
16. Обучение, инструктажи, инструкции по охране труда.
17. Структура, функция и права службы охраны труда на предприятиях.
18. Организация охраны труда на предприятиях.
19. Организация благоприятных условий труда на рабочем месте на предприятиях.
20. Профессиональные заболевания и травматизм на предприятиях.
21. Типичные несчастные случаи предприятиях.
22. Производственная среда и условия труда.
23. Микроклимат производственных помещений.
24. Влияние на организм неблагоприятного производственного микроклимата и меры профилактики.
26. Средства коллективной и индивидуальной защиты от опасностей технических систем, их виды, характеристика, порядок освидетельствования, учёта и хранения на производстве.
27. Безопасность работ в растениеводстве.
28. Безопасность работ в животноводстве.
29. Безопасность труда на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.
30. Общие требования безопасности при эксплуатации производственного оборудования повышенной опасности.
31. Электротехнические защитные средства и предохранительные приспособления производственного оборудования.
32. Потенциально опасные производственные объекты, их лицензирование, декларирование, страхование.
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов от опасностей на производстве перерабатывающей промышленности, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя.
При изучении дисциплины «Охрана труда в отраслях экономики» следует усвоить:
- основные показатели травматизма, профессиональных заболеваний, пожаров в стране и пути их предупреждения;
- вопросы регулирования труда отдельных категорий работников и компенсации за работу во вредных, опасных и особых условиях труда, а также за утраченное на производстве здоровье;
- порядок надзора и контроля за соблюдением законодательства по охране труда, пожарной безопасности, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- требования производственной санитарии, предъявляемые к устройству и содержанию производственных помещений и рабочих мест;
- требования техники безопасности к производственным помещениям, технологическим процессам, оборудованию, машинам, инструментам, сырью, готовой продукции, а также к технологии выполнения отдельных видов работ;
- ответственность за нарушение требований охраны труда
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году