(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Виды движения жидкости
/Лек/
Э1 Э2
Виды движения жидкости
/Лаб/
Э1 Э2
Виды движения жидкости
/Пр/
Э1 Э2
Виды движения жидкости
/Ср/
Э1 Э2
идеальной и реальной жидкости.
/Лек/
Э1 Э2
идеальной и реальной жидкости.
/Лаб/
Э1 Э2
идеальной и реальной жидкости.
/Пр/
Э1 Э2
идеальной и реальной жидкости.
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Гидравлические струи.
/Лек/
Э1 Э2
Гидравлические струи.
/Лаб/
Э1 Э2
Гидравлические струи.
/Пр/
Э1 Э2
Гидравлические струи.
/Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Гидростатическое давление и его свойства.
Основное уравнение гидростатики (Эйлера).
Суммарная сила гидростатического давления жидкости на плоские поверхности и точка ее приложения.
Суммарная сила гидростатического давления жидкости на криволинейные поверхности (Закон Архимеда).
Относительное равновесие жидкости.
Гидростатические механизмы (гидравлический домкрат, пресс, мультипликатор, гидроаккумулятор).
Кинематика жидкости и газа. Основные понятия в гидродинамике.
Уравнение неразрывности потока.
Ламинарный режим движения жидкости. Критерий Рейнольдса.
Турбулентный режим движения жидкости.
Уравнение Д. Бернулли для элементарной струйки идеальной и реальной жидкости.
Уравнение Д. Бернулли для потока реальной жидкости. Геометрический смысл.
Энергетический смысл уравнения Д. Бернулли.
Потери напора по длине трубопровода. Формула Дарси-Вейсбаха.
Коэффициент гидравлических потерь для турбулентного режима.
Местные потери напора. Формула Дарси.
Гидравлический расчет короткого трубопровода.
Гидравлический расчет последовательно и параллельно соединенных труб.
Истечение жидкости через отверстие в тонкой стенке.
Истечение жидкости через насадки.
Истечение жидкости при переменном напоре. Опорожнение призматического сосуда.
Сила воздействия струи (потока) на твердую стенку.
Прямой гидравлический удар. Формула Н.Е. Жуковского.
Непрямой гидравлический удар. Локализация гидроудара.
Движение жидкости в лотках. Формула Шези.
Классификация гидравлических машин.
Классификация насосов.
Устройство и работа центробежного насоса.
Производительность, напор, мощность и к.п.д. насосов
Основное уравнение лопастных машин. Формула Эйлера.
Основные характеристики центробежного насоса (напор, расход и к.п.д. от подачи - графики).
Работа насоса на трубопровод.
Последовательная и параллельная работа центробежных насосов.
Регулирование работы центробежных насосов.
Предельная высота всасывания насосов. Кавитация.
Типы и марки центробежных насосов.
Осевые насосы.
Вихревые насосы.
Водоструйный насос.
Эрлифт.
Гидротаран.
Поршневые насосы (одинарного, двойного, тройного и дифференциального действия).
Шестеренные насосы.
Вентиляторы.
Компрессоры.
Понятие о гидрогазодинамике как о науке.
Силы, действующие на жидкость.
Основные свойства капельных жидкостей. Сжимаемость.
Основные свойства капельных жидкостей. Температурное расширение. Сопротивление растяжению. Силы поверхностного натяжения.
Основные свойства капельных жидкостей. Вязкость. Испаряемость.
Гидростатическое давление и его свойства.
Основное уравнение гидростатики
Дифференциальные уравнения равновесия жидкости.
Сила давления на плоскую стенку.
Сила давления на криволинейную стенку.
Прямолинейное, равноускоренное движение сосуда с жидкостью.
Равномерное вращение сосуда с жидкостью.
Кинематика и динамика жидкости. Основные понятия. Методы описания движения жидкости.
Кинематика и динамика жидкости. Основные дифференциальные уравнения движения невязкой жидкости.
Кинематика и динамика жидкости. Уравнение неразрывности.
Вихревые и безвихревые движения. Уравнения компонентов вихря.
Кинематика и динамика жидкости. Общий случай уравнения Бернулли.
Кинематика и динамика жидкости. Частные случаи уравнения Бернулли.
Кинематика и динамика жидкости. Интеграл Лагранжа.
Кинематика и динамика жидкости. Уравнение движения вязкой жидкости.
Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для газов.
Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для элементарной струйки несжимаемой жидкости.
Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для струйки вязкой жидкости.
Плоское потенциальное движение. Потенциал скорости.
Плоское потенциальное движение. Функция тока.
Плоское потенциальное движение. Взаимозаменяемость потенциала скорости и функции тока.
Плоское потенциальное движение. Равномерное движение, параллельное координатным осям.
Плоское потенциальное движение. Источники и стоки.
Плоское потенциальное движение. Циркуляционное течение.
Основы гидродинамического подобия.
Ламинарное течение жидкости. Закон Пуазейля.
Ламинарное течение жидкости. Определение коэффициента пропорциональности в формуле Дарси-Вейсбаха.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу.Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, лабораторных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году