2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Основы гидравлики и гидромеханики
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.16
Основы гидравлики и гидромеханики
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Гордеев А.А.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы гидравлики и гидромеханики" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование  необходимой  начальной базы знаний о законах равновесия и движения жидкостей и газа, приобретение студентами навыков расчета сил, действующих на стенки резервуаров, гидравлического расчета трубопроводов различного назначения, решения технологических задач производства, задач борьбы с осложнениями и авариями, которые могут возникнуть в гидродинамических системах. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теплофизика
2.1.2
Математика
2.1.3
Математическое моделирование
2.1.4
Материаловедение
2.1.5
Механика
2.1.6
Профессиональные компьютерные программы
2.1.7
Электротехника и электроника
2.1.8
Правила и безопасность дорожного движения
2.1.9
Физика
2.1.10
Физиология человека
2.1.11
Философия
2.1.12
Информатика
2.1.13
Культура речи и деловое общение
2.1.14
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.15
Основы проектной деятельности
2.1.16
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.17
Химия
2.1.18
Экология
2.1.19
Введение в профессиональную деятельность
2.1.20
Студенты в среде электронного обучения
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.2
Производственная практика,технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
ОПК-1. Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
 
ОПК-1.1 Понимает современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники и применяет их в своей профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Применяет математический аппарат для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.3 Разрабатывает простые математические модели объектов, процессов, явлений при заданных допущениях и ограничениях в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
- основные  понятия  и  законы  равновесия  и  движения  жидкостей  и  методы
3.1.2
применения этих законов при решении технических задач;
3.1.3
-основные параметры и способы расчета потоков в трубопроводах и открытых руслах; - способы гидравлического обоснования размеров гидросооружений;
3.1.4
-основы фильтрационных расчетов.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- выбирать типовые и разрабатывать новые технические решения гидравлических и  газовых систем и сооружений согласно современным нормам, выбирать материалы;
3.2.2
  - проводить практические расчеты различных резервуаров, простых и сложных трубопроводов, водопропускных и фильтрационных сооружений, колебаний давления при гидравлическом ударе.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
-    гидравлического  расчета  и  конструирования  инженерных  сооружений,  систем  и  технологического  оборудования,  графоаналитическими  методами анализа режимов их работы, в том числе аварийных.
3.3.2
- проведения гидроаэродинамических экспериментов и методами обработки их результатов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Гидростатика

 
Основные свойства жидкостей и газов. Физические свойства жидкостей. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Основные свойства жидкостей и газов. Физические свойства жидкостей. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Основы  гидростатики. Уравнение Эйлера. Закон Паскаля. Основное уравнение гидростатики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Основы  гидростатики. Уравнение Эйлера. Закон Паскаля. Основное уравнение гидростатики /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, защита лабораторных работ
0
 
Основы  гидростатики. Уравнение Эйлера. Закон Паскаля. Основное уравнение гидростатики /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, решение задач.
0
 
Основы  гидростатики. Уравнение Эйлера. Закон Паскаля. Основное уравнение гидростатики /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
 
Раздел 2. Гидродинамика

 
Основы кинематики.

Виды движения жидкости

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
2
проблемная лекция
0
 
Основы кинематики.

Виды движения жидкости

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, защита лабораторных работ
0
 
Оснащенность
 
Основы кинематики.

Виды движения жидкости

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, решение задач
0
 
Основы кинематики.

Виды движения жидкости

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Основы  гидродинамики.  Уравнение  Бернулли  для

идеальной и реальной жидкости.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Основы  гидродинамики.  Уравнение  Бернулли  для

идеальной и реальной жидкости.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Круглый стол
0
 
Основы  гидродинамики.  Уравнение  Бернулли  для

идеальной и реальной жидкости.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос ,решение задач
0
 
Основы  гидродинамики.  Уравнение  Бернулли  для

идеальной и реальной жидкости.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Гидравлические потери, их виды. Расчет коэффициента гидравлического сопротивления /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Гидравлические потери, их виды. Расчет коэффициента гидравлического сопротивления /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
2
Круглый стол
0
 
Гидравлические потери, их виды. Расчет коэффициента гидравлического сопротивления /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, решение задач
0
 
Гидравлические потери, их виды. Расчет коэффициента гидравлического сопротивления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Трубопроводы, виды. Гидравлический расчет простых трубопроводов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Трубопроводы, виды. Гидравлический расчет простых трубопроводов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос,решение задач
0
 
Трубопроводы, виды. Гидравлический расчет простых трубопроводов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Истечение жидкости через отверстия и насадки. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Истечение жидкости через отверстия и насадки. /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, защита лабораторных работ
0
 
Истечение жидкости через отверстия и насадки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос решение задач
0
 
Истечение жидкости через отверстия и насадки. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Гидравлический удар.

Гидравлические струи.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
2
проблемная лекция
0
 
Гидравлический удар.

Гидравлические струи.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
2
Учебная дискуссия
0
 
Гидравлический удар.

Гидравлические струи.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, решение задач
0
 
Гидравлический удар.

Гидравлические струи.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Равномерное  течение  воды  в  открытых  каналах. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Равномерное  течение  воды  в  открытых  каналах. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, решение задач
0
 
Равномерное  течение  воды  в  открытых  каналах. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Насосы, виды. Трубопровод  с  насосной  системой подачи /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
Насосы, виды. Трубопровод  с  насосной  системой подачи /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, защита лабораторных работ
0
 
Оснащенность
 
Насосы, виды. Трубопровод  с  насосной  системой подачи /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос , решение задач
0
 
Насосы, виды. Трубопровод  с  насосной  системой подачи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос
0
 
 
Раздел 3. Экзамен

 
Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2

36
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3
6
0
Опрос, тестирование
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Основные физические свойства жидкостей и газов.

Гидростатическое давление и его свойства.

Основное уравнение гидростатики (Эйлера).

Суммарная  сила  гидростатического  давления  жидкости   на  плоские поверхности и точка ее приложения.

Суммарная сила гидростатического давления жидкости на криволинейные поверхности (Закон Архимеда).

Относительное равновесие жидкости.

Гидростатические механизмы (гидравлический домкрат, пресс, мультипликатор, гидроаккумулятор).

Кинематика жидкости и газа. Основные понятия в гидродинамике.

Уравнение неразрывности потока.

Ламинарный режим движения жидкости. Критерий Рейнольдса.

Турбулентный режим движения жидкости.

Уравнение Д. Бернулли для элементарной струйки идеальной и реальной жидкости.

Уравнение Д. Бернулли для потока реальной жидкости. Геометрический смысл.

Энергетический смысл уравнения Д. Бернулли.

Потери напора по длине трубопровода. Формула Дарси-Вейсбаха.

Коэффициент гидравлических потерь для турбулентного режима.

Местные потери напора. Формула Дарси.

Гидравлический расчет короткого трубопровода.

Гидравлический расчет последовательно и параллельно соединенных труб.

Истечение жидкости через отверстие в тонкой стенке.

Истечение жидкости через насадки.

Истечение жидкости при переменном напоре. Опорожнение призматического сосуда.

Сила воздействия струи (потока) на твердую стенку.

Прямой гидравлический удар. Формула Н.Е. Жуковского.

Непрямой гидравлический удар. Локализация гидроудара.

Движение жидкости в лотках. Формула Шези.

Классификация гидравлических машин.

Классификация насосов.

Устройство и работа центробежного насоса.

Производительность, напор, мощность и к.п.д. насосов

Основное уравнение лопастных машин. Формула Эйлера.

Основные характеристики  центробежного  насоса (напор,  расход  и к.п.д. от подачи - графики).

Работа насоса на трубопровод.

Последовательная и параллельная работа центробежных насосов.

Регулирование работы центробежных насосов.

Предельная высота всасывания насосов. Кавитация.

Типы и марки центробежных насосов.

Осевые насосы.

Вихревые насосы.

Водоструйный насос.

Эрлифт.

Гидротаран.

Поршневые насосы (одинарного, двойного, тройного и дифференциального действия).

Шестеренные насосы.

 
Оснащенность
 
Роторно-пластинчатые насосы.

Вентиляторы.

Компрессоры.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Темы докладов

Понятие о гидрогазодинамике как о науке.

Силы, действующие на жидкость.

Основные свойства капельных жидкостей. Сжимаемость.

Основные свойства капельных жидкостей. Температурное расширение. Сопротивление растяжению. Силы поверхностного натяжения.

Основные свойства капельных жидкостей. Вязкость. Испаряемость.

Гидростатическое давление и его свойства.

Основное уравнение гидростатики

Дифференциальные уравнения равновесия жидкости.

Сила давления на плоскую стенку.

Сила давления на криволинейную стенку.

Прямолинейное, равноускоренное движение сосуда с жидкостью.

Равномерное вращение сосуда с жидкостью.

Кинематика и динамика жидкости. Основные понятия. Методы описания движения жидкости.

Кинематика и динамика жидкости. Основные дифференциальные уравнения движения невязкой жидкости.

Кинематика и динамика жидкости. Уравнение неразрывности.

Вихревые и безвихревые движения. Уравнения компонентов вихря.

Кинематика и динамика жидкости. Общий случай уравнения Бернулли.

Кинематика и динамика жидкости. Частные случаи уравнения Бернулли.

Кинематика и динамика жидкости. Интеграл Лагранжа.

Кинематика и динамика жидкости. Уравнение движения вязкой жидкости.

Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для газов.

Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для элементарной струйки несжимаемой жидкости.

Кинематика и динамика жидкости. Уравнение Бернулли для струйки вязкой жидкости.

Плоское потенциальное движение. Потенциал скорости.

Плоское потенциальное движение. Функция тока.

Плоское потенциальное движение. Взаимозаменяемость потенциала скорости и функции тока.

Плоское потенциальное движение. Равномерное движение, параллельное координатным осям.

Плоское потенциальное движение. Источники и стоки.

Плоское потенциальное движение. Циркуляционное течение.

Основы гидродинамического подобия.

Ламинарное течение жидкости. Закон Пуазейля.

Ламинарное течение жидкости. Определение коэффициента пропорциональности в формуле Дарси-Вейсбаха.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пташкина-Гирина О. С., Волкова О. С.
Гидравлика и сельскохозяйственное водоснабжение: учебное пособие
СПб.: Лань, 2017
Электронный ресурс
 
Л1.2
Карпов К. А., Олехнович Р. О.
Прикладная гидрогазодинамика: учебное пособие
СПб.: Лань, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Кудинов В. А., Карташов Э. М.
Гидравлика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГОУ ВПО "Чувашская ГСХА". Кафедра механизации животноводства
Методическое указание к лабораторной работе № 13 по курсу "Гидравлика и гидравлические машины": объемный гидропривод
Чебоксары: РИО ФГОУ ВПО "Чувашская ГСХА", 2001
1
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
каталог Российской государственной библиотеки 
 
Э2
каталог Российской национальной библиотеки 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
MozillaThinderbird
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
KOMPAS-3D
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.3
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.4
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.5
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.6
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
 
Оснащенность
 
1-410
Учебная аудитория
Оборудование для проведения лабораторных работ: «Определение режима движения жидкости», «Опытная иллюстрация уравнения бернулли», «Определение коэффициента  сопротивления», «Истечение жидкости через отверстия и насадки», «Гидравлический удар в напорном трубопроводе», «Водоподъемники», «Динамические и объемные насосы», «Объемный гидропривод», «Гидродинамические передачи». Экран настенный рулонный. Доска ученическая настенная 3-х элементная, столы (16 шт.), стулья ученические (32 шт.), кафедра лектора настольная, стеллажи, сейф, стул полумягкий черный, стол преподавательский (2 шт.)
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и  практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине  формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу.Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На  занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных, лабораторных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________