2024-2025_20_03_01-24-1 Техносф_ безоп__plx_Введение в профессиональную деятельность
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Механизации, электрификации и автоматизации с/х производства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.24
Введение в профессиональную деятельность
Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Ларкин С.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (приказ Минобрнауки России от 25.05.2020 г. № 680).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Введение в профессиональную деятельность" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность

Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Мардарьев С.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
Целью освоения дисциплины «Введение в профессиональную деятельность» является формирование необходимых знаний о задачах, общих направлениях и методах обеспечения техносферной безопасности для:
1.2
- создания представления об опасностях современного мира и их негативном влиянии на человека и природу;
1.3
- определения источников и зон влияния опасностей;
1.4
- базисных основ анализа источников опасности и представления о путях и способах защиты человека;
1.5
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2.2
Физика
 
2.2.3
Механика
 
2.2.4
Физиология человека
 
2.2.5
Математическое моделирование
 
2.2.6
Материаловедение
 
2.2.7
Профессиональные компьютерные программы
 
2.2.8
Электротехника и электроника
 
2.2.9
Теория горения и взрыва
 
2.2.10
Теплофизика
 
2.2.11
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.12
Основы гидравлики и гидромеханики
 
2.2.13
Управление техносферной безопасностью
 
2.2.14
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.15
Производственная практика,технологическая (проектно-технологическая) практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен учитывать современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий при решении типовых задач в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека;
 
ОПК-1.1 Понимает современные тенденции развития техники и технологий в области техносферной безопасности, измерительной и вычислительной техники и применяет их в своей профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.2 Применяет математический аппарат для решения типовых задач в области профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-1.3 Разрабатывает простые математические модели объектов, процессов, явлений при заданных допущениях и ограничениях в области профессиональной деятельности, связанной с защитой окружающей среды и обеспечением безопасности человека
 
 
 
ОПК-3. Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом государственных требований в области обеспечения безопасности.
 
ОПК-3.1 Анализирует на правовой основе экономические проблемы, связанные с обеспечением техносферной безопасности
 
 
 
ОПК-3.2 Осуществляет использование в технической документации нормативных требований в области обеспечения безопасности
 
 
 
ОПК-3.3 Реализует алгоритмы решения профессиональных задач с использованием государственных требований в области обеспечения безопасности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
основные понятия, термины и определения науки о техносферной безопасности; структуру, роль и место техносферной безопасности в обеспечении комплексной безопасности государства; ключевые проблемы техносферной безопасности на современном этапе; современное состояние мира опасностей и этапы его формирования; источники опасностей и закономерности их проявления; влияние антропогенной деятельности на состояние среды обитания; тенденции развития и совершенствования мира; принципы, методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности; роль дипломированного специалиста в создании безопасных условий жизни; содержание образовательных программ по направлению подготовки; особенности организации учебного процесса в высшем учебном заведении.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
сформулировать основные понятия: биосфера, техносфера, среда обитания, окружающая среда, опасность, безопасность, охрана окружающей среды, безопасность жизнедеятельности человека, устойчивое развитие Мира, ноосфера; ориентироваться в основных проблемах техносферной безопасности; идентифицировать причины и источники возникновения техносферных опасностей.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения общими методами защиты от опасностей в техносфере; культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Обшие понятия о безопасности в техносфере

 
Специальность техносферная безопасность /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
Лекция визуализации с применением средств мультимедиа
0
 
Идентификация техносферных опасностей /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
защита работы
0
 
Основы техносферной безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
Лекция визуализации с применением средств мультимедиа
0
 
Опасные и вредные производственные факторы /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
эссе
0
 
Специальность техносферная безопасность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
опрос
0
 
Идентификация техносферных опасностей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Основы техносферной безопасности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Оснащенность
 
Опасные и вредные производственные факторы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
опрос
0
 
 
Раздел 2. Природа и характеристика опасностей в техносфере

 
Психофизиологические основы труда.

Санитарные требования безопасности

/Лек/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
эссе
0
 
Понятие экологического контроля /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
Решение ключевых задач и анализ конкретных ситуаций
0
 
Методы анализа и средства контроля объектов среды

при экологическом мониторинге

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Психофизиологические основы труда.

Санитарные требования безопасности /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Понятие экологического контроля /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Методы анализа и средства контроля объектов среды

при экологическом мониторинге /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Общие требования к организации контроля содержания

вредных веществ в воздухе рабочей зоны

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Общие требования к организации контроля содержания

вредных веществ в воздухе рабочей зоны

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
 
Раздел 3. Защита человека и окружающей среды от опасностей

 
Основы охраны труда и промышленной безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Оснащенность
 
Основы охраны труда и промышленной безопасности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
опрос
0
 
Основы экологической безопасности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Обсуждение материала в ходе мультимедийной презентации
0
 
Основы экологической безопасности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
эссе
0
 
Основы безопасности хозяйственной деятельности

производственно-промышленных объектов

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
2
Работа в малых группах
0
 
Порядок расследования несчастных случаев на производстве /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Порядок расследования несчастных случаев на производстве /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
эссе
0
 
Защита населения и территорий в ЧС /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
опрос
0
 
Защита населения и территорий в ЧС /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной опасности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной опасности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
эссе
0
 
Исследование обеспеченности работников производственно-промышленного

объекта средствами индивидуальной защиты

/Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Оснащенность
 
Исследование обеспеченности работников производственно-промышленного

объекта средствами индивидуальной защиты

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Контроль выполнения СРС
0
 
Методы и средства защиты окружающей среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Методы и средства защиты окружающей среды /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
Защита работы
0
 
Зачет с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-1.3 ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-3.3
1
0
собеседование
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Структура среды обитания человека и элементы, входящие в еѐ составляющие.

2. Понятие «техносфера». Его отличие от понятия «производственная среда».

3. Свойства и признаки подтверждающие, что техносфера является

динамической системой.

4. Основные факторы среды обитания.

5. Система «человек-биосфера».

6. Закономерности и тенденции развития Мира.

7. Структура, роль и место техносферной безопасности в обеспечении комплексной безопасности государства.

8. Ключевые проблемы техносферной безопасности на современном этапе развития Мира.

9. Научные проблемы техносферной безопасности.

10. Системный подход к решению проблем техносферной безопасности.

11. Средства обеспечения техносферной безопасности во всех сферах человеческой деятельности

12. Характеристика основных понятий: «Техническая система», «Производственная среда», «Технологический процесс».

13. Негативные факторы, присущие техносфере.

14. Основные причины возникновения техногенных опасностей.

15. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

16. Определение опасности. Опасность – причины – последствия.

17. Аксиомы о потенциальной опасности технических систем.

18. Признаки опасности.

19. Классификация и систематизация опасностей.

20. Идентификация опасностей.

21. Качественный и количественный анализ опасностей.

22. Понятие опасных и вредных факторов.

23. Классификация опасных и вредных факторов среды обитания человека.

24. Опасные и вредные факторы и их источники в артеприродной среде.

25. Опасные и вредные факторы и их источники в квазиприродной среде.

26. Опасные и вредные факторы и их источники в социальной среде.

27. Опасные и вредные факторы и их источники в техносфере.

28. Опасные и вредные факторы и их источники в бытовой среде.

29. Опасные и вредные факторы и их источники в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

30. Опасные и вредные факторы и их источники в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

31. Основные понятия и определения в области анализа, оценки и управления риском.

32. Классификация рисков.

33. Концепции анализа риска. Аспекты, принимаемые во внимание при оценке элементов риска.

Вопросы на оценку понимания/умений

 
Оснащенность
 
1. Порядок проведения анализа риска.

2. Явления и процессы, протекающие при авариях на опасных промышленных объектах.

3. Риск, как вероятность реализации потенциальных опасностей.

4. Формула для расчета риска.

5. Величина ущерба.

6. Пути управления риском: совершенствование технических систем, подготовка персонала, ликвидация некоторых потенциальных опасностей и предупреждение аварийных ситуаций.

7. Определение безопасности в техносфере.

8. Общие методы защиты от опасностей в техносфере.

9. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности в техносфере.

10. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности в техносфере.

11. Концепция обеспечения безопасности в техносфере.

12. Промышленная безопасность.

13. Стандарты системы безопасности труда.

14. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.

15. Методы управления безопасностью.

16. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности в техносфере.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Темы докладов

1. Основные закономерности в системе «человек-среда обитания».

2. Опасности техносферы. Виды, характеристика и примеры.

3. Методы анализа рисков в техносфере.

4. Комплексное описание негативных воздействий в техносфере.

5. Мониторинг состояния среды обитания.

6. Совершенствование источников негативного воздействия. Практические решения, их эффективность.

7. Общие вопросы сбора, утилизации и захоронения отходов.

8. Рассеивание выбросов и сбросов в окружающую среду.

9. Экобиозащитная техника. Понятие и классификация.

10. Устойчивое развитие. Изменение принципов социальной психологии в отношении к природе.

11. Демографические проблемы современного мира.

12. Общие требования безопасности технических систем и технологических процессов в проектах.

13. Нормативные показатели безопасности.

14. Производственный травматизм. Основные понятия, классификация и показатели анализа.

15. Профессиональные заболевания. Виды и причины.

16. Основные нормативно-правовые акты РФ в области обеспечения техно-сферной безопасности.

17. Законодательные и нормативно правовые акты по охране труда. Их струк-тура.

18. Система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью на предприятии.

19. Надзор и контроль за соблюдением законодательства.

20. Органы надзора и контроля за обеспечением безопасности труда,

21. Органы надзора и контроля за обеспечением промышленной и экологической безопасности в РФ.

22. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны труда,

23. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной и экологической безопасности

24. Служба охраны труда на предприятии (в организации). Ее функции и пол-номочия.

25. Службы обеспечения экологической безопасности производственной дея-тельности. Отделы обеспечения промышленной безопасности на предприятиях и в организациях.

26. Международное сотрудничество в сфере техносферной безопасности.

27. Роль бакалавра, инженера и магистра в сохранении жизни человека и биосферы. 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Гуськов А. В.
Надежность технических систем и техногенный риск: учебное пособие
Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Акимов В. А., Воробьев Ю. Л., Фалеев М. И.
Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Ларкин С. В., Гуськов Ю. В., Иванщиков Ю. В., Марченко А. П.
Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях: учебное пособие
Чебоксары, 2009
93
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт МЧС
 
Э2
Нормативная документация по охране труда
 
Э3
Официальный сайт министерства транспорта РФ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
GIMP
6.3.1.5
MozillaFirefox
6.3.1.6
7-Zip
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.8
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.9
OfficeStandard 2013
6.3.1.10
LibreOffice
6.3.1.11
ОС Windows 7
6.3.1.12
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.13
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
СР
 
Оснащенность
 
1-403
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная, столы (19 шт.), стулья ученические (34 шт.), стул полумягкий (1 шт.), шкафы с оборудованием (2 шт.); индикатор–радиоактивности РАДЕКС РД-153, компьютерная техника; лабораторный стенд «Защитное заземление и зануление «БЖД-01;лабораторный стенд «Электробезопасность в 3-хфазн.сетях переменного тока БЖД-01; метеокомлект МК-3; сигнализатор взрывоопасных газов и паров (с каналом на аммиак); терамоаненометр  ТКА -ПКМ-50; тренажер «Максим»; макет ЗФО; каска; настенные плакаты (8 шт.)
Пр
 
1-404
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе   (26 шт.), стол преподавательский  (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка  4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.) 
Лек
 
1-500
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Лек
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного   форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести  материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________