(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Безопасность технологических процессов и производств, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Санитарные требования безопасности
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
при экологическом мониторинге
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Санитарные требования безопасности /Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
при экологическом мониторинге /Ср/
Э1 Э2 Э3
вредных веществ в воздухе рабочей зоны
/Пр/
Э1 Э2 Э3
вредных веществ в воздухе рабочей зоны
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
производственно-промышленных объектов
/Пр/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
объекта средствами индивидуальной защиты
/Пр/
Э1 Э2 Э3
объекта средствами индивидуальной защиты
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Структура среды обитания человека и элементы, входящие в еѐ составляющие.
2. Понятие «техносфера». Его отличие от понятия «производственная среда».
3. Свойства и признаки подтверждающие, что техносфера является
динамической системой.
4. Основные факторы среды обитания.
5. Система «человек-биосфера».
6. Закономерности и тенденции развития Мира.
7. Структура, роль и место техносферной безопасности в обеспечении комплексной безопасности государства.
8. Ключевые проблемы техносферной безопасности на современном этапе развития Мира.
9. Научные проблемы техносферной безопасности.
10. Системный подход к решению проблем техносферной безопасности.
11. Средства обеспечения техносферной безопасности во всех сферах человеческой деятельности
12. Характеристика основных понятий: «Техническая система», «Производственная среда», «Технологический процесс».
13. Негативные факторы, присущие техносфере.
14. Основные причины возникновения техногенных опасностей.
15. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
16. Определение опасности. Опасность – причины – последствия.
17. Аксиомы о потенциальной опасности технических систем.
18. Признаки опасности.
19. Классификация и систематизация опасностей.
20. Идентификация опасностей.
21. Качественный и количественный анализ опасностей.
22. Понятие опасных и вредных факторов.
23. Классификация опасных и вредных факторов среды обитания человека.
24. Опасные и вредные факторы и их источники в артеприродной среде.
25. Опасные и вредные факторы и их источники в квазиприродной среде.
26. Опасные и вредные факторы и их источники в социальной среде.
27. Опасные и вредные факторы и их источники в техносфере.
28. Опасные и вредные факторы и их источники в бытовой среде.
29. Опасные и вредные факторы и их источники в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения.
30. Опасные и вредные факторы и их источники в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.
31. Основные понятия и определения в области анализа, оценки и управления риском.
32. Классификация рисков.
33. Концепции анализа риска. Аспекты, принимаемые во внимание при оценке элементов риска.
Вопросы на оценку понимания/умений
2. Явления и процессы, протекающие при авариях на опасных промышленных объектах.
3. Риск, как вероятность реализации потенциальных опасностей.
4. Формула для расчета риска.
5. Величина ущерба.
6. Пути управления риском: совершенствование технических систем, подготовка персонала, ликвидация некоторых потенциальных опасностей и предупреждение аварийных ситуаций.
7. Определение безопасности в техносфере.
8. Общие методы защиты от опасностей в техносфере.
9. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности в техносфере.
10. Нормативно-правовые основы обеспечения безопасности в техносфере.
11. Концепция обеспечения безопасности в техносфере.
12. Промышленная безопасность.
13. Стандарты системы безопасности труда.
14. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности.
15. Методы управления безопасностью.
16. Роль человеческого фактора в обеспечении безопасности в техносфере.
1. Основные закономерности в системе «человек-среда обитания».
2. Опасности техносферы. Виды, характеристика и примеры.
3. Методы анализа рисков в техносфере.
4. Комплексное описание негативных воздействий в техносфере.
5. Мониторинг состояния среды обитания.
6. Совершенствование источников негативного воздействия. Практические решения, их эффективность.
7. Общие вопросы сбора, утилизации и захоронения отходов.
8. Рассеивание выбросов и сбросов в окружающую среду.
9. Экобиозащитная техника. Понятие и классификация.
10. Устойчивое развитие. Изменение принципов социальной психологии в отношении к природе.
11. Демографические проблемы современного мира.
12. Общие требования безопасности технических систем и технологических процессов в проектах.
13. Нормативные показатели безопасности.
14. Производственный травматизм. Основные понятия, классификация и показатели анализа.
15. Профессиональные заболевания. Виды и причины.
16. Основные нормативно-правовые акты РФ в области обеспечения техно-сферной безопасности.
17. Законодательные и нормативно правовые акты по охране труда. Их струк-тура.
18. Система управления охраной труда, промышленной и экологической безопасностью на предприятии.
19. Надзор и контроль за соблюдением законодательства.
20. Органы надзора и контроля за обеспечением безопасности труда,
21. Органы надзора и контроля за обеспечением промышленной и экологической безопасности в РФ.
22. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны труда,
23. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной и экологической безопасности
24. Служба охраны труда на предприятии (в организации). Ее функции и пол-номочия.
25. Службы обеспечения экологической безопасности производственной дея-тельности. Отделы обеспечения промышленной безопасности на предприятиях и в организациях.
26. Международное сотрудничество в сфере техносферной безопасности.
27. Роль бакалавра, инженера и магистра в сохранении жизни человека и биосферы.
Система знаний по дисциплине «Введение в профессиональную деятельность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов, способов и методов защиты персонала объектов и населения от опасностей, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году