(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Землеустройство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Электронные карты. Цифровые и математические модели местности.
3. Измерения на топографических картах и местности.
/Лек/
2. Электронные карты. Цифровые и математические модели местности.
3. Измерения на топографических картах и местности. /Лаб/
Измерения на топографических картах и местности. /Ср/
2. Понятия о геодезических измерениях и их точности. Принципы оценки точности геодезических работ. /Лек/
2. Понятия о геодезических измерениях и их точности. Принципы оценки точности геодезических работ. /Лаб/
2. Применяемые приборы при теодолитной съемке. Виды теодолитов. Измерение вертикальных и горизонтальных углов и их точность.
3. Поверки и юстировка теодолита. Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение длин сторон теодолитных ходов.
4. Камеральная обработка теодолитных ходов.
5. Съемка ситуации. Построение плана теодолитной съемки.
6. Определение площадей земельных участков. /Лек/
2. Применяемые приборы при теодолитной съемке. Виды теодолитов. Измерение вертикальных и горизонтальных углов и их точность.
3. Поверки и юстировка теодолита. Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение длин сторон теодолитных ходов.
4. Камеральная обработка теодолитных ходов.
5. Съемка ситуации. Построение плана теодолитной съемки.
6. Определение площадей земельных участков. /Лаб/
2. Применяемые приборы при теодолитной съемке. Виды теодолитов. Измерение вертикальных и горизонтальных углов и их точность.
3. Поверки и юстировка теодолита. Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение длин сторон теодолитных ходов.
4. Камеральная обработка теодолитных ходов.
5. Съемка ситуации. Построение плана теодолитной съемки.
6. Определение площадей земельных участков. /Ср/
2. Приборы, применяемые при нивелировании.
3. Инженерно-техническое нивелирование трасс. Полевые работы.
4. Нивелирование поверхности.
5. Камеральные работы при инженерно- техническом нивелировании.
6. Уравнивание системы теодолитных ходов. /Лек/
2. Приборы, применяемые при нивелировании.
3. Инженерно-техническое нивелирование трасс. Полевые работы.
4. Нивелирование поверхности.
5. Камеральные работы при инженерно- техническом нивелировании.
6. Уравнивание системы теодолитных ходов. /Лаб/
Инженерно-техническое нивелирование трасс. Полевые работы.
Нивелирование поверхности.
Камеральные работы при инженерно- техническом нивелировании. /Пр/
2. Приборы, применяемые при нивелировании.
3. Инженерно-техническое нивелирование трасс. Полевые работы.
4. Нивелирование поверхности.
5. Камеральные работы при инженерно- техническом нивелировании.
6. Уравнивание системы теодолитных ходов. /Ср/
2. Фототеодолитная съемка, ее назначение. Полевые и камеральные работы.
3. Мензульная топографическая съемка. Мензула и кипрегель. Глазомерная съемка.
4. Геодезические сети для планового обоснования съемок.
5. Барометрическое нивелирование и глазомерная съемка.
6. Основы фототопографических съемок. /Лек/
2. Фототеодолитная съемка, ее назначение. Полевые и камеральные работы.
3. Мензульная топографическая съемка. Мензула и кипрегель. Глазомерная съемка.
4. Геодезические сети для планового обоснования съемок.
5. Барометрическое нивелирование и глазомерная съемка.
6. Основы фототопографических съемок. /Лаб/
2. Фототеодолитная съемка, ее назначение. Полевые и камеральные работы.
3. Мензульная топографическая съемка. Мензула и кипрегель. Глазомерная съемка.
4. Геодезические сети для планового обоснования съемок.
5. Барометрическое нивелирование и глазомерная съемка.
6. Основы фототопографических съемок. /Ср/
2. Порядок полевых работ при тахеометрической съемке, обработка материалов; построение плана.
3. Приборы, используемые для тахеометрических съемок. Электронные тахеометры.
4. Автоматизированные методы тахеометрической съемки.
5. Вычислительная обработка сетей сгущения и съемочных сетей. Понятие об уравнивании типовых фигур. Теория ошибок измерений и техники вычислений.
6. Аэрофотосъемка, применение фототопографических съемок.
7. Стереофотограмметрическая обработка материалов аэрофотосъемок.
8. Наземно-космическая съемка местности. Определение координат.
9. Определение координат пунктов спутниковыми системами. /Лек/
2. Порядок полевых работ при тахеометрической съемке, обработка материалов; построение плана.
3. Приборы, используемые для тахеометрических съемок. Электронные тахеометры.
4. Автоматизированные методы тахеометрической съемки.
5. Вычислительная обработка сетей сгущения и съемочных сетей. Понятие об уравнивании типовых фигур. Теория ошибок измерений и техники вычислений.
6. Аэрофотосъемка, применение фототопографических съемок.
7. Стереофотограмметрическая обработка материалов аэрофотосъемок.
8. Наземно-космическая съемка местности. Определение координат.
9. Определение координат пунктов спутниковыми системами. /Лаб/
2. Порядок полевых работ при тахеометрической съемке, обработка материалов; построение плана.
3. Приборы, используемые для тахеометрических съемок. Электронные тахеометры.
4. Автоматизированные методы тахеометрической съемки.
5. Вычислительная обработка сетей сгущения и съемочных сетей. Понятие об уравнивании типовых фигур. Теория ошибок измерений и техники вычислений.
6. Аэрофотосъемка, применение фототопографических съемок.
7. Стереофотограмметрическая обработка материалов аэрофотосъемок.
8. Наземно-космическая съемка местности. Определение координат.
9. Определение координат пунктов спутниковыми системами. /Ср/
2. Построение геодезических сетей сгущения.
3. Измерение горизонтальных углов в геодезических сетях сгущения.
4. Измерение расстояний при построении геодезических сетей сгущения. /Лек/
2. Построение геодезических сетей сгущения.
3. Измерение горизонтальных углов в геодезических сетях сгущения.
4. Измерение расстояний при построении геодезических сетей сгущения. /Лаб/
2. Построение геодезических сетей сгущения.
3. Измерение горизонтальных углов в геодезических сетях сгущения.
4. Измерение расстояний при построении геодезических сетей сгущения. /Ср/
- вопросы для оценки знаний
- вопросы для оценки понимания/умения.
а)Вопросы для оценки знаний теоретического курса
1. Геодезия и ее содержание.
2. Высотное обоснование топографических съемок.
3. Определить масштаб плана.
4. Значение геодезии в народном хозяйстве и землеустройстве.
5. Общая фигура и размеры Земли.
6. Уравнивание приращений координат теодолитных ходов.
7. Как определить направление ската по надписям отметок горизонталей?
8. Землемерные ленты и рулетки, измерение длин линий землемерной лентой.
9. Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные.
10. Нитяные дальномеры.
11. Светодальномеры и радиодальномеры.
12. Системы координат: географическая, геодезическая, полярная, Гаусса-Крюгера.
13. Нивелирные рейки.
14. Понятия о карте и плане.
15. Сущность способы геометрического нивелирования.
16. Масштабы карт и планов.
17. Сущность теодолитного хода.
18. Теодолиты, их назначение, точность измерений.
19. Классификация и устройство нивелиров.
20. Изображение рельефа на картах и планах.
21. Виды геодезических сетей.
22. Поверка и юстировка нивелиров.
б)Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Ориентирование линий. Понятие об азимутах, румбах и дирекционных углах. Сближение меридианов. Магнитное склонение.
2. Способы контроля нивелирования.
3. Определение по горизонталям высот точек, уклонов линий и крутизны склонов.
4. Обозначение пунктов государственных геодезических сетей на местности .
5. Румб. Связь румба с азимутом.
6. Виды измерений. Равноточные измерения. Свойства случайных погрешностей.
7. Государственная плановая геодезическая сеть.
8. Принципы измерения горизонтальных и вертикальных углов.
9. Методы создания геодезических сетей.
10. Оптические теодолиты и их основные части.
11. Государственная высотная геодезическая сеть.
12. Назначение и виды геодезического обоснования топографических съемок.
13. Поле зрения трубы оптического теодолита.
14. Прямая и обратная геодезические задачи.
15. Отсчетные устройства в геодезии.
16. Плановые сети сгущения и съемочные сети.
17. Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение углов наклона.
18. Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные.
19. Изображение рельефа на картах и планах.
20. Методы создания геодезических сетей.
21. Определение по горизонталям высот точек, уклонов линий и крутизны склонов.
22. Плановые сети сгущения и съемочные сети.
23. Задача:
24. Вешение линий и обозначение точек на местности.
25. Обработка и уравнивание углов измерений теодолитного хода.
26. Измерение горизонтальных углов и магнитных азимутов направлений. Изображение рельефа на картах и планах.
1.Роль геодезии в хозяйственном развитии страны и в решении проблем рационального использования земельного фонда.
2.Место геодезической службы в землеустроительных и кадастровых работах и в других областях народного хозяйства.
3.Учреждения и организации, планирующие и выполняющие геодезические работы для землеустройства и кадастра объектов недвижимости.
4.Влияние научно – технического прогресса на развитие современных методов геодезии.
5.Единицы измерений, применяемые в геодезии.
6. Земля и отображение ее поверхности на плоскости.
Опрос 2.
1.Понятия о физической поверхности Земли, ее форме и размерах, гравитационном поле Земли. 2.Уровенная поверхность, геоид, эллипсоид Красовского.
3.Определение положения точек на поверхности Земли и общее представление о системах координат в геодезии.
4.Геодезические прямоугольные системы координат. Геодезическая эллипсоидальная си-стема координат.
5.Основные понятия о проекции Гаусса-Крюгера.
6.Система плоских прямоугольных координат, приращения координат.
7.Система высот в геодезии.
8. Абсолютные и относительные высоты точек, превышения между точками.
Опрос 3.
9. Понятие о принципах отображения поверхности Земли на плоскости – картографические проекции, ортогональная проекция.
10.Горизонтальное проложение. Горизонтальный угол и угол наклона.
11. Профиль местности. Формулы для вычисления горизонтального проложения и превышения между точками.
12. Ориентирование направлений. Географический и магнитный меридианы.
13.Склонение магнитной стрелки.
14.Азимуты и румбы, связь между ними. Осевой меридиан и линии, параллельные осево-му меридиану.
15.Дирекционный угол, понятие о сближении меридианов.
16.Вычисление дирекционных углов по известным горизонтальным углам между линия-ми.
17.Передача дирекционных углов на смежные линии.
Опрос 4.
1.Прямая геодезическая задача.
2.Обратная геодезическая задача.
3.Вычисление координат точки пересечения двух прямых.
4.Вычисление координат точек пересечения двух окружностей.
5.Перевычисление плоских прямоугольных координат из одной системы в другую.
6.Способы определения площадей по плану.
7.Механический способ определения площади.
8.Геометрическое значение цены деления планиметра и практический способ её определения.
9.Правила работы планиметром.
10.Применение современной измерительной техники для определения площадей.
11.Деформация плана и её учет при планометрических (картометрических) работах.
Опрос 5.
1.Сущность измерения горизонтального и вертикального углов, выполняемых при съемке местности.
2.Принцип измерения горизонтальных и вертикальных углов.
3. Угломерные геодезические приборы.
4.Принципиальная схема устройства теодолита.
5.Теодолит технической точности, его устройство, функциональное назначение отдельных частей.
6.Технический осмотр, испытания и поверки теодолита.
7.Особенности точного теодолита 3Т5КП.
8. Сущность, виды и назначение нивелирования.
9.Нивелирование IV класса.
10.Классификация нивелиров.
11.Устройство и поверки нивелира.
12.Определение превышения методом тригонометрического (геодезического) нивелирования.
13.Общие сведения о погрешностях результатов измерений.
14.Погрешности результатов измерений.
Опрос 6.
2.Съемочная геодезическая сеть (теодолитные полигоны и ходы).
3.Мензульная съемка. Сущность мензульной съемки.
4.Мензула и принадлежности к ней. Поверки мензулы.
5.Кипрегель номограммный КН, его устройство и поверки.
6. Способы съемки контуров и рельефа мензульной съемкой.
7.Тахеометрическая съемка.
8.Сущность тахеометрической съемки.
9.Приборы, применяемые при тахеометрической съемке.
10.Съемочная сеть при тахеометрической съемке.
11.Устройство электронного тахеометра.
12.Особенности тахеометрической съемки электронным тахеометром.
13.Электронные тахеометры, применяемые при измерениях повышенной точности.
14.Понятие о геодезической сети и ее назначении.
15.Виды геодезических сетей: плановые и высотные.
16.Принципы и методы построения геодезических сетей.
17.Классификация геодезических сетей.
18.Принцип спутниковых определений.
19.Структура и состав спутниковых систем (ГЛОНАСС, GPS).
Система знаний по дисциплине «Геодезия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному и практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных и практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое и лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Геодезия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Геодезия» следует усвоить:
- сущность процессов ориентирования в пространстве на местности;
- понятие о координатах;
- работу на теодолитах, нивелирах, тахеометрах и современных приборах;
- содержание теодолитного и нивелирного ходов;
- принципы расчета координат;
- роль геодезии в землеустройстве.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году