2024-2025_21_03_02_24-1 ЗиК_plx_Экономико-математические методы и моделирование
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Математики, физики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.17
Экономико-математические методы и моделирование
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен    
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
64
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
16 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
32
32
32
32
Практические
32
32
32
32
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
64
64
64
64
Кoнтактная рабoта
64
64
64
64
Сам. работа
44
44
44
44
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доц., Е.А. Деревянных
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Экономико-математические методы и моделирование" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Максимов А.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
выработка у студентов представлений об экономико-математических методах и моделях и технологии их применения в процессе землеустроительного проектирования; изучение методов математического моделирования экономических процессов и использования земельных ресурсов в отраслях народного хозяйства и способов статистической обработки землеустроительной и кадастровой информации; развитие у студентов способности самостоятельного изучения экономико-математической литературы, умеющих математически грамотно пояснить существо используемых математических методов и моделей и обосновать необходимость их применения; развитие навыков содержательной интерпретации результатов экономико-математического моделирования, полученных при использовании аналитических методов исследования.
1.2
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Инженерное обустройство территории
2.1.2
Прикладная геодезия
2.1.3
Управление проектами в землеустройстве
2.1.4
Экологический мониторинг
2.1.5
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
2.1.6
Ландшафтоведение
2.1.7
Основы землеустройства
2.1.8
Основы кадастра недвижимости
2.1.9
Основы научных исследований в землеустройстве
2.1.10
Основы технологии сельскохозяйственного производства
2.1.11
Прикладная математика
2.1.12
Производственная практика, научно-исследовательская работа
2.1.13
Садоводство и лесоводство
2.1.14
Учебная практика, технологическая практика
2.1.15
Экология землепользования
2.1.16
Безопасность жизнедеятельности
2.1.17
Делопроизводство
2.1.18
Информационные технологии в землеустройстве
2.1.19
Материаловедение
2.1.20
Экономика
2.1.21
Компьютерная графика
2.1.22
Почвоведение и инженерная геология
2.1.23
История земельно-имущественных отношений
2.1.24
Право
2.1.25
Топографическое черчение
2.1.26
Экология
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Право (земельное)
 
2.2.2
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров
 
2.2.3
Производственная практика, проектная практика
 
2.2.4
Автоматизированные системы кадастра недвижимости
 
2.2.5
Географические и земельно-информационные системы
 
2.2.6
Географические и информационные системы
 
2.2.7
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.8
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.9
Региональное землеустройство
 
2.2.10
Участковое землеустройство
 
2.2.11
Экономика землеустройства
 
Оснащенность
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
 
УК-10.1 Знает: основные документы, регламентирующие экономическую деятельность; источники финансирования профессиональной деятельности; принципы планирования экономической деятельности
 
 
 
УК-10.2 Умеет: обосновывать принятие экономических решений, использовать методы экономического планирования для достижения поставленных целей
 
 
 
УК-10.3 Имеет навыки:применения экономических инструментов
 
 
 
ОПК-2. Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
 
ОПК-2.1 Знает: нормативную базу и методику разработки проектных решений в области землеустройстве и кадастрах
 
 
 
ОПК-2.2 Умеет: использовать нормативную базу и методику разработки проектных решений при выполнении проектных работ в области землеустройства и кадастров с учетом экономиче-ских, экологических, социальных и других ограничений
 
 
 
ОПК-2.3 Имеет практический опыт: выполнения основных видов проектных, изыскательских и исследовательских работ в землеустройстве и кадастрах с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений
 
 
 
ПК-4. Способен разработать проектную землеустроительную документациию
 
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: разработки землеустроительной документации и рабочих проектов по использованию и охране земельных угодий; разрешения споров при проведении землеустройства
 
 
 
ПК-5. Способен осуществлять обработку документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
ПК-5.1 Знает: законодательство Российской Федерации в сфере ведения ЕГРН, правила ведения документооборота
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: осуществлять межведомственное информационное взаимодействие с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: приема и регистрации документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
общие понятия и этапы математического моделирования социально-экономических систем и процессов;
3.1.2
методы математического моделирования экономических процессов на различных уровнях (микро, макро);
3.1.3
типичные классы задач исследования операций в экономике АПК;
3.1.4
назначение и области применения методов моделирования экономических процессов и систем;
3.1.5
основные теоретические принципы моделирования, методы и приемы разработки математических моделей алгоритмы разработки структурных и числовых моделей;
3.1.6
основные алгоритмы решения оптимизационных задач: графического метода, симплексного метода и его модификаций, метода потенциалов;
3.1.7
основы моделирования и оптимизации организационных систем;
3.1.8
постановку, формализацию и решение экономико- математических задач оптимизации структуры посевных площадей, кормовых рационов;
3.1.9
постановку, формализацию и решение задач оптимизации производственной программы, производственной структуры аграрных предприятий, оптимизацию севооборотов, использования удобрений;
3.1.10
моделирование межотраслевых связей на макроуровне;
3.1.11
методы и модели предельного анализа рынка и фирмы, функции потребления, спроса, полезности, кривые и карты безразличия, кривые «цены - потребление», «доход – потребление», коэффициенты эластичности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
формулировать экономико-математические модели реальных экономических процессов и задач;
3.2.2
выбирать конкретное математическое обеспечение для рассматриваемых типов экономико-математических моделей;
3.2.3
решать задачи на основе сформулированных моделей как аналитическими методами, так и с использованием ЭВМ и разрабатывать рекомендации по практическому использованию оптимального варианта;
3.2.4
давать экономическую интерпретацию, как параметров модели, так и полученных результатов;
 
Оснащенность
 
3.2.5
осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных задач;
3.2.6
представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного отчета, статьи;
3.2.7
находить новые источники повышения конкурентоспособности, пути решения проблемы оптимизации ресурсного потенциала предприятия; оценить эффективность и результаты научной деятельности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
владения методикой построения, анализа и применения математических моделей для оценки состояния, и прогнозирования экономических явлений и процессов;
3.3.2
применения методов решения оптимизационных задач и задач математико-статистического анализа экономических процессов;
3.3.3
применения современного математического инструментария для решения экономических задач, с использование современных пакетов прикладных программ и мировых информационных ресурсов;
3.3.4
применения математических методов в землеустройстве и кадастрах.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Модели и экономико-математическое моделирование. Программное обеспечение для составления экономико-математических моделей

 
Модели и экономико-математическое моделирование. Программное обеспечение для составления экономико-математических моделей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
опрос по теме
0
 
Модели и экономико-математическое моделирование. Программное обеспечение для составления экономико-математических моделей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
 
Раздел 2. Аналитическое моделирование в землеустройстве

 
Аналитическое моделирование в землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
опрос по теме
0
 
Оснащенность
 
Аналитическое моделирование в землеустройстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- разбор конкретных ситуаций (метод кейсов);

- выполнение практических работ;

- защита практических работ;

- тестирование

0
 
Аналитическое моделирование в землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
 
Раздел 3. Математическое программирование в землеустройстве

 
Методы математического программирования и решения задач /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- опрос по теме;

- проблемная лекция

0
 
Методы математического программирования и решения задач /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- разбор конкретных ситуаций (метод кейсов);

- выполнение практических работ;

- защита практических работ;

- тестирование

0
 
Методы математического программирования и решения задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
Транспортная модель и ее применение в землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- опрос по теме;

- проблемная лекция

0
 
Оснащенность
 
Транспортная модель и ее применение в землеустройстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

4
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- разбор конкретных ситуаций (метод кейсов);

- выполнение практических работ;

- защита практических работ;

- тестирование

0
 
Транспортная модель и ее применение в землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
 
Раздел 4. Экономико-статистическое моделирование в землеустройстве

 
Экономико-статистическое моделирование в землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- опрос по теме;

- лекция-визуализация

0
 
Экономико-статистическое моделирование в землеустройстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- разбор конкретных ситуаций (метод кейсов);

- выполнение практических работ;

- защита практических работ;

- тестирование

0
 
Экономико-статистическое моделирование в землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
 
Раздел 5. Новые модели оптимизации в землеустройстве

 
Оснащенность
 
Новые модели оптимизации в землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
2
- опрос по теме;

- лекция-визуализация

0
 
Новые модели оптимизации в землеустройстве /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

8
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- выполнение практических работ;

- защита практических работ;

- тестирование

0
 
Новые модели оптимизации в землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

10
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
- индивидуальные домашние задания (расчетные задания)
0
 
 
Раздел 6. Экзамен

 
Экономико-математические методы и моделирование /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

36
УК-10.1 УК-10.2 УК-10.3 ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
6
0
экзамен
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Предмет и задачи экономико-математических методов и моделей. 2. Цели разработки прикладных моделей в землеустройстве. 3. Понятие модели, типы моделей. Свойства моделей. 4. Классификация экономико-математических моделей. 5. Классификация экономико-математических методов. 6. Этапы экономико-математического моделирования. 7. Необходимость и возможность применения математических методов и моделей в землеустройстве. 8. Решение оптимизационных задач в его анализ в среде MS Excel. 9. Экономико-математическая модель транспортной задачи. 10. Требования, предъявляемые при использовании экономико-математических методов и моделей. 11. Аналитические модели и их свойства. 12. Исследование аналитических моделей на наличие экстремума. 13. Метод решения задачи на условный экстремум. 14. Общая задача линейного программирования. Основные элементы и понятия. 15. Построение экономико-математических моделей. 16. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задач линейного программирования. Достоинства и недостатки метода. 17. Графический метод решения задач линейного программирования: понятия граничная прямая, полуплоскость и полупространство.
 
Оснащенность
 
18. Понятия: Область решения. Область допустимых решений неравенства. Их определение на графике. 19. Способ определения экстремальной точки на области допустимых решений. Решение задачи. 20. Алгоритм графического метода решения задач линейного программирования. 21. Общая характеристика симплекс-метода. 22. Приведение задачи линейного программирования к каноническому виду. Экономическое содержание дополнительных переменных. 23. Понятия базисного решения (плана) задачи линейного программирования. 24. Понятия недопустимого базисного решения и допустимого базисного решения (опорного пана) задачи линейного программирования. 25. Понятие оптимального решения (плана). Признаки оптимальности опорного плана при решении задачи симплексным методом на минимум и максимум. 26. Двухэтапный алгоритм симплексного метода. 27. Правило выбора разрешающего столбца и разрешающей строки в задачах на минимум и максимум. Экономическое содержание этих действий. 28. Форма и содержание полной симплексной таблицы. Заполнение первой симплексной таблицы. 29. Расчет коэффициентов индексной строки первой симплексной таблицы. 30. Действия симплексного метода в исходной симплексной таблице. 31. Последовательность и заполнения новой таблицы и расчета новых значений элементов в полных симплексных таблицах. 32. Анализ решения по последней симплексной таблице. Значения переменных. Двойственные оценки. Коэффициенты замещения. 33. Двойственная задача линейного программирования и ее экономическая интерпретация. 34. Двойственные оценки (объективно обусловленные оценки) и их использование при анализе и корректировке оптимального решения. Место двойственных оценок в симплексной таблице. 35. Вырождение транспортной задачи и способы его преодоления. 36. Распределительные задачи. Определение и примеры. 37. Постановка и экономико-математическая модель транспортной задачи. 38. Условие разрешимости распределительных задач. Открытая и закрытая модели транс-портной задачи, их особенности. Фиктивный поставщик (потребитель), его запас (спрос), тарифы фиктивного поставщика (потребителя). 39. Матрица планирования перевозок. Размещение в матрице условий задачи. 40. Способы построения исходных опорных планов транспортной задачи. Общий алгоритм. 41. Алгоритм построения улучшенных опорных планов транспортной задачи методом потенциалов. 42. Особенности метода потенциалов при решении задач на минимум и максимум. 43. Правила построения цикла перераспределения перевозок. 44. Определение величины перераспределяемого груза 45. Перераспределение объемов перевозок по маршрутам. 46. Экономико-статистическая модель. Общая характеристика назначения экономико-статистических моделей в землеустройстве. 47. Производственная функция. Способ представления производственных функций.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Примерный перечень тематики для подготовки докладов и рефератов к выступлению на конференции:

1. Основные этапы применения математических методов в финансово-экономических расчетах (иллюстрация на конкретном примере).

2. Общие сведения и особенности применения экономико-математических методов. Основные понятия: система, структура, состояние системы, цель операции, критерий эффективности.

3. Классификация моделей в зависимости от выбора средств моделирования. Классификация математических моделей. Модели детерминированные и стохастические. Этапы решения оптимизационной задачи. Использование экономико-математических моделей в экономике.

4. Планирование и управление производством с помощью методов линейного программирования. Основные понятия линейного программирования.

5. Общая запись оптимизационной ЭММ (задача оптимального программирования). Основные элементы и понятия.

6. Общая классификация задач оптимального программирования.

7. Общая задача линейного программирования, основные элементы и понятия

8. Графический метод решения задачи линейного программирования.

9. Особые случаи решения ЗЛП графически

10. Основные свойства задачи линейного программирования

11. Канонический вид ЗЛП

12. Базисные и опорные решения системы линейных уравнений, переход от одного базисного решения к другому.

13. Симплекс-метод с естественным базисом, алгоритм метода.

14. Особые случаи решения ЗЛП симплексным методом.

15. Экономическая интерпретация ЗЛП, пример постановки задачи и ЭММ

16. Правило построения двойственной задачи, математическая запись

17. Теоремы двойственности и их использование для анализа оптимальных решений

18. Двойственные оценки в ЗЛП, интервалы устойчивости двойственных оценок, определение средствами Excel.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
19. Свойства двойственных оценок и их использование для анализа оптимальных решений.

20. Постановка и экономико-математическая модель закрытой транспортной задачи.

21. Постановка и экономико-математическая модель открытой транспортной задачи.

22. Задача о назначениях, постановка и ЭММ.

23. Задача дискретной оптимизации, пример (постановка задачи и ее ЭММ).

24. Понятие об оптимизации календарного плана по времени и затратам. Условия применения и классификация линейных моделей. Применение линейного программирования в задачах планирования и управления производством.

25. Задачи многокритериальной оптимизации. Количественные методы решения многокритериальных задач.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Гетманчук А. В.
Экономико-математические методы и модели: учебное пособие
М.: Дашков и К, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Бородкина Т. А.
Экономико-математические методы и модели в землеустройстве: учебное пособие
Архангельск: ИД САФУ, 2015
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Волков С. Н.
Экономико-математические методы и модели: учебник для вузов
М.: Колос, 2001
25
 
Л2.2
Смагин Б. И.
Экономико-математические методы: учебное пособие
М.: КолосС, 2012
20
 
Л2.3
Волков С. Н.
Экономико-математические модели и методы в землеустройстве: учебное пособие
М., 2014
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
 
Э2
Математика, сопромат - лекции, курсовые, типовые задания, примеры решения задач
 
Э3
Математика и образование
 
Э4
Московский центр непрерывного математического образования
 
Э5
Allmath.ru – вся математика в одном месте
 
Э6
Образовательный математический сайт
 
Э7
Математика on-line: справочная информация в помощь студенту
 
Э8
Математика в помощь школьнику и студенту (тесты по математике on-line)
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Office 2007 Suites
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-502
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Лек
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
24б
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК  (12 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), шкаф книжн. 2-х ств. (3 шт.), стол компьютерный (12 шт.), стол ученический 2-х местный на металлокаркасе (6 шт.), стул (23 шт.)
Пр
 
21б
Учебная аудитория
ПК IRU Office 313 Mi3 7100(3,9)/4Gb*500 Gb (15 шт.), монитор 19.5E2016Н черный TN LED (15 шт.), экран с электроприводом DRAPER (1 шт.), доска классная (1 шт.), стол компьютерный (учебный) (18 шт.), шкаф 2-х (1 шт.), стул (30 шт.)
Пр
 
23б
Помещение для самостоятельной работы
Демонстрационная техника (интерактивная доска Hitachi Starboard FХ-63 D (1 шт.), ноутбук Acer Asp Т2370 (1 шт.), проектор Toshiba (1 шт.)), стол полированный (3 шт.), стол ученический (7 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стул (20 шт.), стулья, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (10 шт.)
СР
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
СР
 
1-501
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Экономико-математические методы и моделирование» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что за-писано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

 
Оснащенность
 
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается под-ведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________