2024-2025_21_03_02_24-1 ЗиК_plx_Основы землеустройства
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.20
Основы землеустройства
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
34
34
34
34
Лабораторные
34
34
34
34
В том числе инт.
16
16
16
16
Итого ауд.
68
68
68
68
Кoнтактная рабoта
68
68
68
68
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
144
144
144
144
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., А.В. Чернов
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы землеустройства" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
теоретическое освоение основных её разделов и методически обоснованное понимание возможности и роли курса при решении задач, связанных с  землеустройством
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Безопасность жизнедеятельности
2.1.2
Делопроизводство
2.1.3
Информационные технологии в землеустройстве
2.1.4
Материаловедение
2.1.5
Геодезия
2.1.6
Компьютерная графика
2.1.7
Почвоведение и инженерная геология
2.1.8
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.9
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.10
История земельно-имущественных отношений
2.1.11
Право
2.1.12
Топографическое черчение
2.1.13
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Землеустроительное проектирование
 
2.2.2
Кадастр недвижимости и мониторинг земель
 
2.2.3
Картография
 
2.2.4
Прикладная геодезия
 
2.2.5
Управление проектами в землеустройстве
 
2.2.6
Экологический мониторинг
 
2.2.7
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
 
2.2.8
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
 
2.2.9
Основы градостроительства и планировка населенных мест
 
2.2.10
Основы природопользования
 
2.2.11
Производственная практика, технологическая практика
 
2.2.12
Типология объектов недвижимости
 
2.2.13
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
 
2.2.14
Экономико-математические методы и моделирование
 
2.2.15
Планирование использования земель
 
2.2.16
Право (земельное)
 
2.2.17
Правовое обеспечение землеустройства и кадастров
 
2.2.18
Производственная практика, проектная практика
 
2.2.19
Автоматизированные системы кадастра недвижимости
 
2.2.20
Географические и земельно-информационные системы
 
2.2.21
Географические и информационные системы
 
2.2.22
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.23
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.24
Региональное землеустройство
 
2.2.25
Участковое землеустройство
 
2.2.26
Экономика землеустройства
 
2.2.27
Психология и педагогика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Оснащенность
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ОПК-5. Способен оценивать и обосновывать результаты исследований в области землеустройства и кадастров
 
ОПК-5.1 Знает: способы оценки и обоснования результатов исследований в области землеустройства и кадастров
 
 
 
ОПК-5.2 Умеет: использовать знания в области геоинформатики и ГИС технологий, пользоваться стандартными программными продуктами для обработки и визуализации данных
 
 
 
ОПК-5.3 Имеет практический опыт: обработки и анализа количественных и качественных характеристик земель, в том числе с применением средств автоматизации; осуществления оценки, подбора и подготовки планово-картографических материалов с целью проведения инвентаризации и мониторинга земель и объектов недвижимости
 
 
 
ПК-1. Способен описать местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства
 
ПК-1.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-технические документации в области описания местополо-жения, установления и (или) уточнения на местности границ объектов землеустройства
 
 
 
ПК-1.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-1.3 Имеет практический опыт: осуществления сбора и анализа сведений для формирования, описания местоположения объектов землеустройства; составления карты (плана) объектов землеустройства и землеустроительного дела, проектов межевания территорий
 
 
 
ПК-4. Способен разработать проектную землеустроительную документациию
 
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: разработки землеустроительной документации и рабочих проектов по использованию и охране земельных угодий; разрешения споров при проведении землеустройства
 
 
 
ПК-5. Способен осуществлять обработку документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
ПК-5.1 Знает: законодательство Российской Федерации в сфере ведения ЕГРН, правила ведения документооборота
 
 
 
ПК-5.2 Умеет: осуществлять межведомственное информационное взаимодействие с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия
 
 
 
ПК-5.3 Имеет практический опыт: приема и регистрации документов, содержащих сведения об объектах реестра границ
 
 
 
ПК-3. Способен разработать предложения по планированию рационального использования земель и их охране
 
ПК-3.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию по рациональному использованию земель и их охране
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: организовывать рациональное использование земельных ресурсов
 
 
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: разработки мероприятии по планированию и организации рационального использования земель и их охраны
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
виды и классификацию природных ресурсов;
3.1.2
условия устойчивого состояния экосистем, задачи охраны окружающей среды;
3.1.3
природно-ресурсный потенциал и охраняемые природные территории РФ;
3.1.4
проведение исследований почв и почвенного покрова;
3.1.5
составление почвенных, агрохимических, экологических карт;
3.1.6
изучение элементного и вещественного состава, физических, химических, биологических свойств почв с целью рационального использования почвенных ресурсов;
3.1.7
проведение почвенно-экологического мониторинга и почвенно-экологической экспертизы
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать причины возникновения и последствия экологических аварий и катастроф;
 
Оснащенность
 
3.2.2
анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;
3.2.3
оценивать состояние экологии окружающей среды на объекте землеустройства;
3.2.4
принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования;
3.2.5
рассмотреть земельный фонд, природные, экономические и социальные условия, влияющие и учитываемые при землеустройстве;
3.2.6
анализировать и давать оценку состояния и использования земельных ресурсов, прогнозировать последствия принимаемых проектных решений по землеустройству, пользоваться современными техническими средствами и технологиями, применяемыми в землеустроительной практике
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
самостоятельной работы и совершенствования владения методикой землеустроительного проектирования при решении и обосновании проектных землеустроительных решений;
3.3.2
самостоятельной работы и совершенствования владения методикой землеустроительного проектирования при решении и обосновании проектных землеустроительных решений;
3.3.3
использования материалов землеустройства в различных информационных системах;
3.3.4
использования законодательной, нормативно правовой базы по землеустройству; использования материалов землеустройства в различных информационных системах
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Введение. Общие положения о землеустройстве

 
Введение. Общие положения о землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Введение. Общие положения о землеустройстве /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Введение. Общие положения о землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 2. Земля как природный ресурс и средство производства

 
Земля как природный ресурс и средство производства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Земля как природный ресурс и средство производства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Земля как природный ресурс и средство производства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 3. Земельный строй и земельная реформа

 
Земельный строй и земельная реформа /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Земельный строй и земельная реформа /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Земельный строй и земельная реформа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 4. Земельные ресурсы России и Чувашской Республики. Их состояние и использование

 
Земельные ресурсы России и Чувашской Республики. Их состояние и использование /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Земельные ресурсы России и Чувашской Республики. Их состояние и использование /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Земельные ресурсы России и Чувашской Республики. Их состояние и использование /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 5. Исторический опыт землеустройства в России

 
Исторический опыт землеустройства в России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Исторический опыт землеустройства в России /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Исторический опыт землеустройства в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 6. Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве

 
Оснащенность
 
Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 7. Закономерности развития землеустройства

 
Закономерности развития землеустройства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Закономерности развития землеустройства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Закономерности развития землеустройства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 8. Понятие, задачи и содержание землеустройства

 
Понятие, задачи и содержание землеустройства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Понятие, задачи и содержание землеустройства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Понятие, задачи и содержание землеустройства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 9. Виды и принципы землеустройства

 
Оснащенность
 
Виды и принципы землеустройства /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
проблемная лекция
0
 
Виды и принципы землеустройства /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
2
учебная дискуссия
0
 
Виды и принципы землеустройства /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 10. Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве

 
Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 11. Система землеустройства в России

 
Система землеустройства в России /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Система землеустройства в России /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Система землеустройства в России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 12. Современное состояние научного обеспечения землеустройства и основные направления его дальнейшего развития

 
Современное состояние научного обеспечения землеустройства и основные направления его дальнейшего развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Современное состояние научного обеспечения землеустройства и основные направления его дальнейшего развития /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Современное состояние научного обеспечения землеустройства и основные направления его дальнейшего развития /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 13. Теоретические основы землеустроительного проектирования

 
Теоретические основы землеустроительного проектирования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Оснащенность
 
Теоретические основы землеустроительного проектирования /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Теоретические основы землеустроительного проектирования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Раздел 14. Землеустройство за рубежом

 
Землеустройство за рубежом /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Землеустройство за рубежом /Лаб/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
Землеустройство за рубежом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
устный ответ  на вопрос
0
 
 
Оснащенность
 
Раздел 15. Контроль

 
Подготовка, сдача зачета с оценкой /ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ОПК-5.1 ОПК-5.2 ОПК-5.3 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3 ПК-5.1 ПК-5.2 ПК-5.3
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

Блок вопросов к зачету с оценкой формируется из числа вопросов из 3-х частей

Вопросы к зачету с оценкой разделены на 3 части:

- 2 вопроса для оценки знаний теоретического курса

- вопросы для оценки понимания/умения.

Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Земля как неоценимое и незаменимое богатство общества. Определение «земли».

2. Рациональное использование земли.

3. Общее понятие о землеустройстве.

4. Роль землеустройства.

5. Содержание землеустройства.

6. Понятие природного ресурса.

7. Какого значение земли как природного ресурса в жизни общества?

8. Процесс труда.

9. Основные производственные функции и качества земли, используемые в отраслях народного хозяйства.

10. Роль земли в различных отраслях народного хозяйства.

11. Земля как главное средство производства в сельском хозяйстве.

12. Плодородие: понятие, виды, пути повышения.

13. Отличие земли от других средств производства.

14. Средства производства, неразрывно связанные с землей.

15. Земля как объект социально-экономических связей. Дайте определение понятию «земля», применяемому в землеустройстве.

16. Что такое земельные отношения и земельный строй общества?

17. Что понимается под землевладением и землепользованием?

18. Что называется территорией и что понимается под организацией территории? Какова ее связь с землеустройством?

19. Земельный строй, существовавший до начала земельной реформы.

20. Что такое земельная реформа? Чем вызвана необходимость ее проведения, каковы ее цели и какие основные задачи она решает?

21. Особенности современного земельного строя.

22. Состав и использование земельного фонда России.

23. Что такое категория земель и земельные угодья? На какие категории делится земельный фонд страны?

24. Кто управляет земельным фондом?

25. Что такое рациональное использование земли? Как оно осуществляется?

26. Что понимается под охраной земли? Методы охраны земли.

27. Каким образом способствуют рациональному использованию земли?

28. Землевладение и землепользование с точки зрения землеустройства.

29. По каким признакам производится классификация землевладений и землепользований?

30. Что входит в состав земель сельскохозяйственного назначения?

31. Что входит в состав земель несельскохозяйственного назначения?

32. Факторы, оказывающие влияние на решение задач землеустройства.

33. Каковы объективные причины зарождения землеустройства?

34. Что такое земельная политика? Что представляет собой землеустройство?

35. Каковы цели и содержание Генерального и Специального межевания?

36. Цель и содержание реформы 1861 года.

37. Каковы цели и содержание Столыпинской земельной реформы и какие землеустроительные мероприятия проводились в то время?

38. Основные этапы развития землеустройства после революции до ВОВ.

 
Оснащенность
 
39. Основные этапы развития землеустройства после ВОВ до начала современной земельной реформы.

40. Задачи землеустройства в настоящий период. Какие новые виды землеустроительных работ проводятся в связи с земельной реформой?

41. Назовите основные закономерности развития землеустройства.

42. Объясните, почему землеустройство является составной частью любого общественного способа производства?

43. Государственный характер землеустройства.

44. Объясните развитие землеустройства в процессе развития народного хозяйства. Какова связь землеустройства и землеустроительной науки?

45. Что входит в понятие организации использования земли?

46. Что включает в себя землеустройство как система государственных мероприятий?

47. Определение «землеустройства»

48. В чем заключается экономическая сущность землеустройства?

49. Что является правовой базой землеустройства?

50. Что относится к технике землеустройства?

51. Какие мероприятия относятся законодательством к землеустроительным действиям?

52. Что такое земельный кадастр и как он связан с землеустройством? Мониторинг земель.

53. Что такое межхозяйственное землеустройство. В чем его характерная особенность?

54. Факторы межхозяйственного землеустройства. Каково содержание межхозяйственного землеустройства?

55. Что такое внутрихозяйственное землеустройство? Его составные части и элементы.

56. В чем заключаются различия между межхозяйственным и внутрихозяйственным землеустройством?

57. Что такое принципы землеустройства? Основные принципы землеустройства.

58. Какие свойства земли  учитываются при землеустройстве? Решаемые при землеустройстве задачи.

59. Чем характеризуются пространственные условия, как они влияют на использование земли и как учитываются при землеустройстве?

60. Какими показателями характеризуется рельеф, как он воздействует на сельскохозяйственное производство?

61. Какое значение имеет почвенный и растительный покров?

62. Как учитываются при землеустройстве гидрогеологические и гидрографические условия?

63. Какие климатические характеристики имеют наибольшее значение для организации рационального использования земли?

64. Какие экономические условия учитываются при землеустройстве и каким образом?

65. Для решения каких задач землеустройства используются материалы экономической оценки земель?

66. Какие социальные условия учитываются при землеустройстве?  

67. Из чего складывается эффективность землеустройства?

68. В чем заключается экономическое обоснование проектов землеустройства?

69. Что входит в систему землеустройства?

70. Землеустроительные документы.

71. Генеральные схемы использования и охраны земельных ресурсов.

72. Схемы землеустройства.

73. Что такое землеустроительный проект, на основе чего он составляется? Для чего составляются рабочие проекты?

74. Что такое землеустроительный процесс, какие элементы он включает?

75. Что входит в состав проекта землеустройства?

76. В чем заключается осуществление проекта? Что такое авторский надзор в землеустройстве?

77. Какие землеустроительные органы существуют в Российской Федерации?

78. Понятие о землеустроительной науке.

79. Какие этапы прошло развитие землеустроительной науки?

80. Современное состояние землеустроительной науки.

Вопросы на оценку понимания/умений (3-й вопрос)

1. Защита одной из лабораторных работ.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
учебным планом не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
учебным планом не предусмотрено
 
1.Территориально-производственные свойства земли.

2.Функции земли.

3.Понятие и содержание землеустройства.

4.Система землеустройства.

5.Землеустройство как составная часть хозяйственного механизма.

6.Проблема рационального использования земли.

7.Понятие, содержание и задачи охраны земли. онтроль за использованием земли и ее состоянием.

8.Организация использования земельных ресурсов.

9.Рациональное, полное и эффективное использование земли.

10.Перераспределение земель и территориальная организация производства.

11.Методика составления и обоснования проекта.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
12.Планировочная структура города.

13.Планировочное районирование города. Планировка жилых микрорайонов.

14.Задачи и содержание землеустройства в свете законодательства РФ

15.Земельные ресурсы РФ и Нечерноземной зоны, их состояние и использование.

16.Состав и использование земельного фонда России. Категории земель. Земельное хозяйство.

17.Состояние землеустройства на современном этапе.

18.Основные принципы землеустройства.

19.Влияние свойств земли и природных условий на решение землеустроительных задач.

20.Нормативно-правовое регулирование землеустройства.

21.Методы и принципы землеустроительного проектирования.

22.Природно-сельскохозяйственное районирование земель и зонирование территорий.

23.Содержание и задачи межхозяйственного (территориального) землеустройства.

24.Особенности межхозяйственного землеустройства при передаче земель в аренду.

25.Изъятие и предоставление земель.

26.Установление границ с особым правовым режимом.

27.Установление и изменение границ сельских поселений.

28.Виды рабочих проектов и их классификация.

29.Особенности внутрихозяйственного землеустройства  К(Ф)Х.

30.Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров

31.Трансформация, улучшение и размещение угодий.

32.Методика выявления и оценка загрязнённых территорий для целей землеустройства.

33.Виды и показатели эффективности проектов.

34.Оформление и выдача землеустроительных документов.

35.Земля как средство производства. Земельный строй и земельная реформа.

36.Земельные ресурсы и их использование. Исторический опыт землеустройства и его использование.

37.Закономерности развития землеустройства.

38.Свойства земли и природные условия, учитываемые при землеустройстве.

39.Виды обоснования землеустроительных проектов. Показатели обоснования. Эффективность землеустройства. Виды эффективности.

40.Экономические и социальные условия, учитываемые при землеустройстве.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Сулин М. А.
Землеустройство: учебное пособие
СПб.: Лань, 2005
20
 
Л1.2
Волков С. Н.
Землеустройство: учебное пособие
М., 2013
9
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Волков С. Н.
Теоретические основы землеустройства: учебник для вузов
М.: Колос, 2001
0
 
Л2.2
С. Н. Волков, И. И. Широкорад
Землеустройство в условиях рыночной экономики
М., 2014
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.3
MapInfo
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
7-Zip
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
Справочная правовая система КонсультантПлюс
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
101/4
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5/клавиатура/мышь (12 шт.), стол компьютерный (12 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100103 (1 шт.), доска классная (1 шт.), стулья (25 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
101/1
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы 10 шт.), стулья (20 шт.), тахеометр 4 Та5Н (1 шт.), штатив для нивелира (1 шт.), штатив (4 шт.), нивелир (4 шт.), копировальный стол (4 шт.), визирные цели (15 шт.), теодолиты (6 шт.), светодальномер (1 шт.), базис (1 шт.), чертежи (6 шт.), рейки нивелирные (2 шт.), рейки нивелирные складные (5 шт.), кипрегель (1 шт.) 
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов, осуществление текущего, промежуточного  форм контроля.

Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется «Учебной программой по дисциплине» и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем 

 
Оснащенность
 
распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлено на столы необходимые материалы, реактивы, оборудование). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен  занимать больше 15-20 мин. Во время его должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________