2024-2025_21_03_02_24-1 ЗиК_plx_Географические и информационные системы
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.05
Географические и информационные системы
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
12 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
12
12
12
12
Лабораторные
24
24
24
24
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. с.-х. наук, доц., Ильина Т.А.;ст.пр., Ильин А.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Географические и информационные системы" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у будущих специалистов базовых представлений о современных информационных технологиях в землеустройстве и кадастровой деятельности, рассмотрение основных вопросов организации, взаимодействия и функциональных возможностей географических и земельно-информационных систем (ГИС и ЗИС) и использование их в картографии при создании и использовании картографических произведений. При изучении дисциплины бакалавры должны научиться технологиям цифровой обработки данных, технологиям создания и обновления информационных баз данных, созданию цифровых землеустроительных планов и карт.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Землеустроительное проектирование
2.1.2
Кадастр недвижимости и мониторинг земель
2.1.3
Основы градостроительства и планировка населенных мест
2.1.4
Планирование использования земель
2.1.5
Право (земельное)
2.1.6
Производственная практика, проектная практика
2.1.7
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
2.1.8
Основы природопользования
2.1.9
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
2.1.10
Экономико-математические методы и моделирование
2.1.11
Инженерное обустройство территории
2.1.12
Картография
2.1.13
Прикладная геодезия
2.1.14
Управление проектами в землеустройстве
2.1.15
Экологический мониторинг
2.1.16
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
2.1.17
Ландшафтоведение
2.1.18
Основы землеустройства
2.1.19
Основы научных исследований в землеустройстве
2.1.20
Основы технологии сельскохозяйственного производства
2.1.21
Прикладная математика
2.1.22
Садоводство и лесоводство
2.1.23
Экология землепользования
2.1.24
Безопасность жизнедеятельности
2.1.25
Делопроизводство
2.1.26
Информационные технологии в землеустройстве
2.1.27
Материаловедение
2.1.28
Геодезия
2.1.29
Компьютерная графика
2.1.30
История земельно-имущественных отношений
2.1.31
Право
2.1.32
Топографическое черчение
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
Оснащенность
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ПК-4. Способен разработать проектную землеустроительную документациию
 
ПК-4.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию в области производства землеустроительных работ
 
 
 
ПК-4.2 Умеет: осуществлять поиск, систематизацию, анализ, обработку и хранение информации из различных источников и баз данных; представлять информацию в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий
 
 
 
ПК-4.3 Имеет практический опыт: разработки землеустроительной документации и рабочих проектов по использованию и охране земельных угодий; разрешения споров при проведении землеустройства
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- современные технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости, современных географических информационных системах (далее - ГИС и ЗИС), научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости;
3.1.2
- современные технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости, современных географических информационных системах (далее - ГИС и ЗИС).
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости, современных географических информационных системах (далее - ГИС и ЗИС);
3.2.2
- изучать научно-техническую информацию, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости;
3.2.3
- использовать знание современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости, современных географических информационных системах (далее - ГИС и ЗИС).
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- использования знаний современных технологий сбора, систематизации, обработки и учета информации об объектах недвижимости, современных географических информационных системах (далее - ГИС и ЗИС);
3.3.2
- применения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
1. Введение. Понятие информационных систем. Состав и структура информационных систем. Языки общения пользователя с системой, технология обработки данных; целостность и защита данных.

2. СУБД, прикладные программы. Мировые информационные ресурсы и сети, методы и средства взаимодействия с ними. Стандартизация информационного, программного и иного обеспечения.

3. Понятие о географических и земельно-информационных системах, структура, классификация, применение. Способы представления, хранения и отображения информации в ГИС и ЗИС, информация и знания в ГИС и ЗИС.

4. Понятие экспертной системы и ее интеграция в землеустроительную САПР, ГИС и ЗИС. Принципы создания компьютерных землеустроительных планов и карт.

5. Обзор средств, обеспечивающих создание ГИС и ЗИС в землеустроительном производстве. Место геоинформационных систем в информационном обеспечении земельного кадастра и землеустройства.

6. Цель, задачи, принципы и технология разработки и применения ГИС и ЗИС в земельно-кадастровых и землеустроительных действиях. Роль ГИС и ЗИС в экологических аспектах перехода регионов к устойчивому развитию. /Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

24
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
6
Учебная дискуссия, круглый стол
0
 
Оснащенность
 
1. Введение. Понятие информационных систем. Состав и структура информационных систем. Языки общения пользователя с системой, технология обработки данных; целостность и защита данных.

2. СУБД, прикладные программы. Мировые информационные ресурсы и сети, методы и средства взаимодействия с ними. Стандартизация информационного, программного и иного обеспечения.

3. Понятие о географических и земельно-информационных системах, структура, классификация, применение. Способы представления, хранения и отображения информации в ГИС и ЗИС, информация и знания в ГИС и ЗИС.

4. Понятие экспертной системы и ее интеграция в землеустроительную САПР, ГИС и ЗИС. Принципы создания компьютерных землеустроительных планов и карт.

5. Обзор средств, обеспечивающих создание ГИС и ЗИС в землеустроительном производстве. Место геоинформационных систем в информационном обеспечении земельного кадастра и землеустройства.

6. Цель, задачи, принципы и технология разработки и применения ГИС и ЗИС в земельно-кадастровых и землеустроительных действиях. Роль ГИС и ЗИС в экологических аспектах перехода регионов к устойчивому развитию. /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

72
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
0
Устный опрос
0
 
1. Введение. Понятие информационных систем. Состав и структура информационных систем. Языки общения пользователя с системой, технология обработки данных; целостность и защита данных. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
0
0
 
2. СУБД, прикладные программы. Мировые информационные ресурсы и сети, методы и средства взаимодействия с ними. Стандартизация информационного, программного и иного обеспечения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
2
учебная дискуссия
0
 
3. Понятие о географических и земельно-информационных системах, структура, классификация, применение. Способы представления, хранения и отображения информации в ГИС и ЗИС, информация и знания в ГИС и ЗИС. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
2
учебная дискуссия
0
 
4. Понятие экспертной системы и ее интеграция в землеустроительную САПР, ГИС и ЗИС. Принципы создания компьютерных землеустроительных планов и карт. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
0
0
 
5. Обзор средств, обеспечивающих создание ГИС и ЗИС в землеустроительном производстве. Место геоинформационных систем в информационном обеспечении земельного кадастра и землеустройства. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
6. Цель, задачи, принципы и технология разработки и применения ГИС и ЗИС в земельно-кадастровых и землеустроительных действиях. Роль ГИС и ЗИС в экологических аспектах перехода регионов к устойчивому развитию. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
0
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-4.1 ПК-4.2 ПК-4.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Геоинформационные системы как средство моделирования мира.

2. Муниципальные геоинформационные системы.

3. Анаморфозы – что это такое?

4. Применение интегральных показателей для оценки влияния антропогенных факторов на территорию.

5. Применение статистических методов в пространственных исследованиях.

6. Земельные геоинформационные системы.

7. Социально-ориентированные ГИС.

8. ГИС и Интернет.

9. Специализированные учебные ГИС.

10. Использование геоинформационных систем при оценке эколого-экономического ущерба окружающей природной среды при переводе и изъятии земель.

11. Пропринтарные геоинформационные системы.

12. Особенности геоинформационного картографирования.

13. Использование геоинформационных технологий при создании подсистемы мониторинга земель.

14. Применение математико-картографического моделирования при решении землеустроительных задач.

15. Применение статистических методов в пространственных исследованиях.

16. Геоинформационные системы с открытым кодом програмирования.

17. Особенности геоинформационного картографирования.

18. Геоинформационное обеспечение принятия управленческих решений .

19. Применение математико-картографического моделирования при решении землеустроительных задач.

20. Web-дизайн в ГИС.

21. Геоинформационные системы как средство моделирования мира.

22. Особенности геоинформационного картографирования.

23. Геоинформационное обеспечение принятия управленческих решений .

24. Муниципальные геоинформационные системы.

25. Применение статистических методов в пространственных исследованиях.

26. Земельные геоинформационные системы.

27. Пропринтарные геоинформационные системы.

28. Геоиконика – наука о геоизображениях.

29. Анаморфозы – что это такое?

30. Специализированные учебные ГИС.

31. Пропринтарные геоинформационные системы.

32. Геоинформационные системы с открытым кодом програмирования.

33. Геоинформационное обеспечение принятия управленческих решений .

34. Применение интегральных показателей для оценки влияния антропогенных факторов на территорию.

35. Применение математико-картографического моделирования при решении землеустроительных задач.

36. Социально-ориентированные ГИС.

37. Программные средства моделирования пространственных данных.

38. Земельные геоинформационные системы.

39. Геоинформационное моделирование процессов в исследовании земельных ресурсов.

40. Использование геоинформационных систем при оценке эколого-экономического ущерба окружающей природной среды при переводе и изъятии земель.

41. Программные средства моделирования пространственных данных.

42. Особенности геоинформационного картографирования.

43. Web-дизайн в ГИС.

44. Использование геоинформационных технологий при создании подсистемы мониторинга земель.

45. Применение статистических методов в пространственных исследованиях.

46. Специализированные учебные ГИС.

47. Применение математико-картографического моделирования при решении землеустроительных задач

48. Особенности геоинформационного картографирования.

49. Геоиконика – наука о геоизображениях.

50. Муниципальные геоинформационные системы.

 
Оснащенность
 
 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
 
Темы докладов:

1. Информационные системы

2. Программные средства ГИС

3. Информация ГИС и ЗИС

4. ГИС в землеустройстве

5. ГИС в кадастре недвижимости.

Перечень вопросов, выносимых на опрос

Опрос 1.

Раздел. 1. Информационные технологии.

Опрос 1.

1. Цели и задачи геоинформатики и геоинформационных систем.

2. Способы получения пространственно привязанной информации.

3. Способы получения координат точек наблюдения.

4. Глобальная система позиционирования.

5. Использование GPS-приемников для координатной привязки точек наблюдений.

6. Основные принципы работы GPS.

7.Использование материалов дистанционного зондирования для получения пространственно привязанной информации.

8. Картографические проекции. Виды проекций.

9. Способы проецирования пространственно привязанной информации.

10. Растровое представление пространственных объектов.

11. Форматы представления векторных топологических покрытий.

12.Базы геоданных. Краткая характеристика основных СУБД.

Опрос 2.

Раздел 2. Программные средства ГИС

Программные средства геоинформационных информационных систем. Роль и место геоинформационных систем информационных систем при землеустроительных и кадастровых ра-ботах.

1. Программное обеспечение, используемое при работе с пространственно привязанными данными.

2. Интегрированный системный анализ геоинформации, полученной на разных уров-нях наблюдения.

3. Примеры проектов, подготовленных в геоинформационных системах.

4. Способы организации данных.

5. Базы геоданных.

Опрос 3.ГИС и ЗИС в землеустройстве и кадастре недвижимости.

1. Роль геоинформационных систем в земельно-кадастровых науках.

2. Место геоинформационных систем в земельно-кадастровых науках.

3. Систематизация и хранение картографической и табличной информации в ГИС и ЗИС.

4. Основы решения землеустроительных и кадастровых задач в геоинформационных земельно-информационных системах.

5. Основные этапы подготовки, решения задач и оценки полученного результата.

6. Типовые алгоритмы решения типовых землеустроительных и кадастровых задач.

7. Способы визуального представления и хранения результата.

Примерные темы эссе

1. ГИС технологии в землеустройстве.

2. ГИС  и ЗИС технологии в кадастре недвижимости

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Варламов А. А., Гальченко С. А., Варламов А. А.
Государственный кадастр недвижимости: учебник
М.: КолосС, 2012
9
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.2
Волков С. Н.
Землеустройство: учебное пособие
М., 2013
9
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Варламов А. А., Гальченко С. А., Смирнов М. А., Шаповал Д. А., Комаров С. И.
Управление земельными ресурсами: учебное пособие
М., 2014
0
 
Л2.2
Варламов А. А., Гальченко С. А.
Научные основы кадастровой деятельности: учебное пособие
М., 2014
1
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.2
MapInfo
6.3.1.3
7-Zip
6.3.1.4
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.5
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.6
OfficeStandard 2013
6.3.1.7
LibreOffice
6.3.1.8
ОС Windows Vista
6.3.1.9
ОС Windows 10
6.3.1.10
медиапроигрыватель VLC
6.3.1.11
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
Оснащенность
 
101/4
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5/клавиатура/мышь (12 шт.), стол компьютерный (12 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100103 (1 шт.), доска классная (1 шт.), стулья (25 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Географические информационные системы» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются основы инженерного обустройства территории. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, вы-воды. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по применению ГИС технологий в кадастре недвижимости или в землеустройстве, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей специальной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета с оценкой. Тестирование 

 
Оснащенность
 
организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к зачету с оценкой и предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________