2024-2025_21_03_02_24-1 ЗиК_plx_Планирование использования земель
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Землеустройства, кадастров и экологии
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.09
Планирование использования земель
Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
  зачет с оценкой   
Виды контроля:
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
48
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
12 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
24
24
24
24
Лабораторные
24
24
24
24
В том числе инт.
12
12
12
12
Итого ауд.
48
48
48
48
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
Сам. работа
60
60
60
60
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
д-р биол. наук, проф., Васильев О.А.;ст.пр., Лукина Н.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 978).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Планирование использования земель" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры

Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Каюкова О.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Каюкова О.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
получение теоретических знаний, включающих структуру и содержание территориального планирования и землеустройства административно-территориальных образований, роль, значение и место землеустройства и территориального планирования административно-территориальных образований в управлении земельными ресурсами и организации территории, содержание и методы землеустройства и территориального планирования административно-территориальных образований различных категорий земель, правовую и техническую стороны планирования использования земель, особенности установления границ и упорядочения системы землевладения и землепользования административно-территориальных образований разных уровней.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Автоматизированные системы проектирования в землеустройстве
2.1.2
Основы природопользования
2.1.3
Фотограмметрия и дистанционное зондирование
2.1.4
Картография
2.1.5
Экологический мониторинг
2.1.6
Экономика и организация сельскохозяйственного производства
2.1.7
Иностранный язык (профильный)
2.1.8
Ландшафтоведение
2.1.9
Основы землеустройства
2.1.10
Основы научных исследований в землеустройстве
2.1.11
Основы технологии сельскохозяйственного производства
2.1.12
Садоводство и лесоводство
2.1.13
Экология землепользования
2.1.14
Геодезия
2.1.15
Почвоведение и инженерная геология
2.1.16
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.17
История земельно-имущественных отношений
2.1.18
Право
2.1.19
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Автоматизированные системы кадастра недвижимости
 
2.2.2
Географические и информационные системы
 
2.2.3
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.4
Региональное землеустройство
 
2.2.5
Экономика землеустройства
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.1 Знает: виды ресурсов и ограничений, основные методы оценки разных способов решения профессиональных задач; действующее законодательство и правовые нормы, регулирующие профессиональную деятельность
 
 
 
УК-2.2 Умеет:  проводить анализ поставленной цели и формулировать задачи, необходимые для ее достижения, анализировать альтернативные варианты, использовать нормативно-правовую документацию в сфере профессиональной деятельности
 
 
 
УК-2.3 Имеет навыки: разработки цели и задач проекта, методами оценки потребности в ресурсах, продолжительности и стоимости проекта, навыками работы с нормативно-правовой документацией
 
 
 
ПК-3. Способен разработать предложения по планированию рационального использования земель и их охране
 
ПК-3.1 Знает: нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническую документацию по рациональному использованию земель и их охране
 
 
 
ПК-3.2 Умеет: организовывать рациональное использование земельных ресурсов
 
 
 
Оснащенность
 
ПК-3.3 Имеет практический опыт: разработки мероприятии по планированию и организации рационального использования земель и их охраны
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- методику разработку разработки предпроектных и прогнозных материалов (документов) по использованию и охране земельных ресурсов;
3.1.2
- технико-экономические и правовые основы планирования использования земель;
3.1.3
- состав и содержание документов по планированию использования земель.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- разрабатывать технико-экономическое обоснование вариантов решений по планированию использования земель;
3.2.2
- использовать знания о земельных ресурсах страны и мира при разработке мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию в пределах муниципального образования, субъекта Федерации, региона;
3.2.3
- решать задачи перераспределения угодий на межотраслевом и межрегиональном уровнях управления и хозяйственного развития, формирования зональных систем землевладений и землепользований, размещения природоохранной, социальной и производственной инфраструктуры.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения терминологией принятой в процессе планирования использования земель;
3.3.2
- ориентирования в специальной литературе;
3.3.3
- использования материалов прогнозирования, планирования и организации территории АТО в схемах землеустройства и территориального планирования.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Оснащенность
 
1. Теоретические основы, роль и значение планирования использования земель и их охраны на уровне субъекта РФ.

2. Принципы и методы регионального планирования рационального использования земель и их охраны в субъектах РФ.

3. Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации.

4. Обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны.

5. Мероприятия по охране земельных ресурсов, по предотвращению загрязнения и захламления земель.

6. Рекультивация нарушенных земель. Противоэрозионная организация территории.

7. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.

8. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования.

9. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.

10. Развитие и размещение агропромышленного комплекса административно-территориального образования.

11. Методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования.

12. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования.

13. Планирование мероприятий по охране природных ресурсов при планировании использования земель. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1

24
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
6
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
1. Теоретические основы, роль и значение планирования использования земель и их охраны на уровне субъекта РФ.

2. Принципы и методы регионального планирования рационального использования земель и их охраны в субъектах РФ.

3. Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации.

4. Обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны.

5. Мероприятия по охране земельных ресурсов, по предотвращению загрязнения и захламления земель.

6. Рекультивация нарушенных земель. Противоэрозионная организация территории.

7. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.

8. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования.

9. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.

10. Развитие и размещение агропромышленного комплекса административно-территориального образования.

11. Методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования.

12. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования.

13. Планирование мероприятий по охране природных ресурсов при планировании использования земель. /Лаб/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Э1

24
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
6
Учебная дискуссия, круглый стол, тестирование
0
 
Оснащенность
 
1. Теоретические основы, роль и значение планирования использования земель и их охраны на уровне субъекта РФ.

2. Принципы и методы регионального планирования рационального использования земель и их охраны в субъектах РФ.

3. Обоснование содержания схемы землеустройства территории субъекта Российской Федерации.

4. Обоснование основных направлений планирования рационального использования земель и их охраны.

5. Мероприятия по охране земельных ресурсов, по предотвращению загрязнения и захламления земель.

6. Рекультивация нарушенных земель. Противоэрозионная организация территории.

7. Природно-сельскохозяйственное районирование и функциональное зонирование.

8. Отраслевые вопросы прогнозирования, планирования и организации территории административно-территориального образования.

9. Формирование землевладений и землепользований административно-территориального образования.

10. Развитие и размещение агропромышленного комплекса административно-территориального образования.

11. Методика разработки мероприятий по охране земельных ресурсов в схемах землеустройства и территориального планирования.

12. Эффективность организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства административно-территориального образования.

13. Планирование мероприятий по охране природных ресурсов при планировании использования земель. /Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

60
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
Устный опрос
0
 
 
Раздел 2. Контроль

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

0
УК-2.1 УК-2.2 УК-2.3 ПК-3.1 ПК-3.2 ПК-3.3
7
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Административно-территориальные и другие образования как объекты     землеустройства

2.  Роль и значение территориального планирования в России на современном этапе

3. Итоги проведения земельной реформы на уровне субъектов РФ

4. Взаимосвязь и различия проведения землеустройства административно-территориальных образований и территориального планирования

5. Определение первоочередных мероприятий при создании системы госдарственного прогнозирования, планирования и организации рационального использования земель и их охраны

6. Базовые блоки систем землеустройства и территориального планирования административно-территориальных образований

7. Нормативно-правовое регулирование, порядок, процедура, утвержденный перечень документации, органы исполнительной власти в области планирования и организации рационального использования земель и их охраны

8. Принятие решения о подготовке документов территориального планирования, подготовка, публикация, согласование и утверждение документов территориального планирования

9. Объекты и субъекты территориального планирования

 
Оснащенность
 
10. Понятие, определение, цели и задачи схем землеустройства административно-территориальных образований и схем территориального планирования

11.Структура и содержание схем землеустройства. Материалы текстовой и графической частей схемы

12.Анализ отечественного опыта разработок схем землеустройства

13. Перераспределение земель административно-территориальных образований по категориям земель и формам собственности

14. Организация системы землевладений и землепользований

15. Структура и содержание схем территориального планирования. Материалы текстовой и графической частей схемы

16. Анализ отечественного опыта разработок схем территориального планирования

17. Содержание планируемых мероприятий  в схемах землеустройства и территориального планирования

18. Анализ зарубежного опыта планирования использования земель

19. Понятие, цели и задачи землеустройства административного района

20. Прогнозы, программы, схемы землеустройства территории субъектов РФ и регионов как основа землеустройства административного района

21. Современные требования, предъявляемые к схемам землеустройства административных районов

22.  Понятие, цели и задачи природно-сельскохозяйственного районирования (ПСХР)

23. Нормативно-правовое обеспечение ПСХР, исторические особенности

24. Структура и единицы ПСХР, показатели характеристики единиц ПСХР, разделы ПСХР

25. Перспективы использования земель в соответствии с ПСХР

26. Понятие, цели и задачи функционального зонирования территории, его применение в документах планирования и организации рационального ис-пользования земель.

27. Особенности отраслевого планирования в схемах землеустройства и схемах территориального планирования

28. Отрасли экономики и отрасли социально-экономического развития, рассматриваемые в документах по землеустройству и территориальному планированию

29. Планирование использования земель сельскохозяйственного назначения

30. Развитие градостроительства в регионе. Система расселения. Организация социального и культурно-бытового обслуживания

31. Развитие системы особо охраняемых территорий и объектов. Рекреация, туризм

32. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в схемах территориального планирования

33. Понятие землевладений и землепользований, их распределение в РФ. Показатели эффективности производства в с/х организациях различных форм собственности и хозяйствования

34. Экономические основы формирования структуры землевладений и зем-лепользований с/х назначения на перспективу

35. Основы развития и размещения АПК в ПСХР и территориальное зонирование как инструмент развития и размещения АПК региона

36. Оценка ущерба с/х производства в связи с сокращением посевов с/х культур

37.  Показатели различия между территориальными зонами и единицами ПСХР, реализация природно-сельскохозяйственных различий через размеры посевной площади основных с/х культур

38. Обоснование оптимальной структуры посевных площадей на перспективу

39. Правовые основы и структура мероприятий по охране земель

40. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нарушенных земель

41. Противоэрозионная организация территории

42. Характеристика экономической эффективности, состав и содержание организационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства

43.  Методика расчета экономической эффективности в связи с изучением земель, проведением оценки их качества

44. Методика расчета экономической эффективности в связи с разграничением земель по формам собственности, иными мероприятиями по территориальному землеустройству

45. Методика расчета экономической эффективности в связи с разработкой ПСХР и территориальным планированием

46. Методика расчета экономической эффективности в связи с освоением временно неиспользуемых плодородных земель с/х назначения

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика рефератов

1. Развитие инженерной и транспортной инфраструктуры в схемах террито-риального планирования

2. Понятие землевладений и землепользований, их распределение в РФ. По-казатели эффективности производства в с/х организациях различных форм собственности и хозяйствования

3. Экономические основы формирования структуры землевладений и земле-пользований с/х назначения на перспективу

4. Основы развития и размещения АПК в ПСХР и территориальное зониро-вание как инструмент развития и размещения АПК региона

5. Оценка ущерба с/х производства в связи с сокращением посевов с/х куль-тур

6.  Показатели различия между территориальными зонами и единицами ПСХР, реализация природно-сельскохозяйственных различий через размеры посевной площади основных с/х культур

7. Обоснование оптимальной структуры посевных площадей на перспективу

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
8. Правовые основы и структура мероприятий по охране земель

9. Предотвращение захламления и загрязнения земель. Рекультивация нару-шенных земель

10. Противоэрозионная организация территории

11. Характеристика экономической эффективности, состав и содержание ор-ганизационно-территориальных мероприятий схемы землеустройства

12.  Методика расчета экономической эффективности в связи с изучением земель, проведением оценки их качества

13. Методика расчета экономической эффективности в связи с разграничением земель по формам собственности, иными мероприятиями по территориальному землеустройству

14. Методика расчета экономической эффективности в связи с разработкой ПСХР и территориальным планированием

15. Методика расчета экономической эффективности в связи с освоением временно неиспользуемых плодородных земель с/х назначения

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Севостьянова А. В., Конокотина Н. Г.
Градостроительство и планировка населенных мест: учебник
М.: КолосС, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.2
Варламов А. А., Гальченко С. А., Варламов А. А.
Государственный кадастр недвижимости: учебник
М.: КолосС, 2012
9
 
Л1.3
Волков С. Н.
Землеустройство: учебное пособие
М., 2013
9
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Сулин М. А.
Основы землеустройства: учебное пособие
СПб.: Лань, 2002
25
 
Л2.2
Гражданский кодекс РФ: по состоянию на 15 октября 2003 года: части первая, вторая и третья
М.: Юрайт-Издат, 2003
7
 
Л2.3
Дугин П. И., Рыбин В. П., Дугин П. И.
Имущественные интересы сельских товаропроизводителей: к изучению дисциплины
Ярославль, 2003
0
 
Л2.4
Комов Н. В., Родин А. З., Спиридонов В. Ф., Карцев Г. А., Мирошниченко С. Г.
Схема землеустройства административного района: практическое пособие
М., 2002
0
 
Л2.5
Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: научное издание
Чебоксары, 2011
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Росреестр
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
«Панорама ЗЕМЛЕДЕЛИЕ»
6.3.1.2
MapInfo
6.3.1.3
GIMP
6.3.1.4
MozillaFirefox
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
101/1
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы 10 шт.), стулья (20 шт.), тахеометр 4 Та5Н (1 шт.), штатив для нивелира (1 шт.), штатив (4 шт.), нивелир (4 шт.), копировальный стол (4 шт.), визирные цели (15 шт.), теодолиты (6 шт.), светодальномер (1 шт.), базис (1 шт.), чертежи (6 шт.), рейки нивелирные (2 шт.), рейки нивелирные складные (5 шт.), кипрегель (1 шт.) 
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
119
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toschibaх200, экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180, ноутбук Acer Aspire А315-21-434) и учебно-наглядные пособия, доска классная (1 шт.), столы (31 шт.), стулья ученические (61 шт.)
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
101/4
Учебная аудитория
Комплект персонального компьютера Квадро-ПК G4560/P-19,5/клавиатура/мышь (12 шт.), стол компьютерный (12 шт.), экран Lumien Eco Picture LEP-100103 (1 шт.), доска классная (1 шт.), стулья (25 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Планирование использования земель» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, 

 
Оснащенность
 
пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Планирование использования земель», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Дисциплина  рассчитана  на  слушателей,  обладающих  достаточно  широким спектром  знаний  в  области  химии, физики, ботаники, экологии,  и др.

При изучении дисциплины «Планирование использования земель» следует усвоить:

- сущность процессов почвообразования;

- понятие об образовании гумусовых веществ почвы;

- морфологические признаки почв;

- содержание бонитировки почв;

- принципы почвенного картирования;

- диагностику и номенклатуру почв;

- принципы классификации почв;

- роль почвоведения в землеустройстве.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________