(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Землеустройство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
проекта организации угодий и севооборотов. Противоэрозионное устройство территории севооборотов и его обоснование
/Лек/
проекта организации угодий и севооборотов. Противоэрозионное устройство территории севооборотов и его обоснование
/Лаб/
проекта организации угодий и севооборотов. Противоэрозионное устройство территории севооборотов и его обоснование
/Ср/
2. Назовите виды эрозии почв и формы ее проявлений.
3. Как классифицируют почвы по степени смытости в зависимости от среднегодового смыва почвы?
4. Приведите схему оврага и его основных частей и дайте определение каждой из них.
5. Какие вы знаете типы оврагов в зависимости от их расположения относительно рельефа? Дайте им определение.
6. Как различают эрозию по интенсивности протекания современных процессов эрозии?
7. Дайте определение ирригационной эрозии. При каких условиях она проявляется?
8. В чем заключается механизм смыва почвы при стоке талых вод ливневых осадков?
9. Назовите факторы развития эрозии почв.
10. Какое значение в возможности проявления эрозионных процессов имеют климатиче-ские факторы?
11. Раскройте особенности влияния атмосферных осадков на развитие эрозии почв.
12. Назовите особенности проявления эрозии почв, вызываемой стоком вод и ливневыми осадками.
13. Дайте определение понятиям: рельеф местности, водораздельная линия, водосборная площадь, коэффициент расчлененности, овражно-балочная система.
14. Приведите схему гидрографической сети и ее звеньев.
15. Приведите схемы ложбинного и лощинного водосборов.
16. Какова зависимость развития эрозии почв от крутизны склона, длины линии стока и количества осадков?
17. Какова зависимость развития эрозии почв от крутизны склона, длины линии стока и количества осадков?
18. Какое влияние на развитие эрозионных процессов оказывают свойства и состояния почв?
19. Расставьте подтипы черноземов и серых лесных почв по степени снижения их противэрозионной устойчивости.
20. Раскройте многообразие почвозащитной роли растительного покрова.
21. Расставьте различные виды растительности в порядке снижения их противоэрозионных свойств и дайте объяснения.
22. Назовите основные социально-экономические факторы развития эрозии.
23. Приведите примеры ущерба, причиняемого эрозией почв сельскохозяйственной отрасли.
24. Приведите примеры ущерба, причиняемого эрозией почв экономике страны.
25. Назовите факторы и переменные показатели, влияющие на потенциальную опасность эрозии.
26. Раскройте содержание почвенной карты, используемой при разработке проекта противоэрозионных мероприятий территории сельскохозяйственной организации.
27. Объясните содержание карт эродированности почв, карт длины склонов, карт глубин местных базисов эрозии, карт экспозиции склонов.
28. Назовите содержание и последовательность проведения подготовительных работ при составлении проектов противоэрозионных мероприятий территории.
29. Каковы содержание и требования к почвенным обследованиям территории применительно к условиям развитой эрозии почв?
30. Каковы содержание и требования к геоботаническим обследованиям территории применительно к условиям развитой эрозии почв?
31. Перечислите документацию по результатам почвенного, геоботанического и другим обследованиям деградированных и загрязненных земель.
32. Что такое карта крутизны склонов, ее назначение, содержание и методика составления?
33. Что такое карта категорий эрозионно опасных земель, ее назначение, содержание и методика составления?
34. Опишите влияние всех природных факторов на процессы эрозии при расчете количественной оценки интенсивности смыва почвы за год.
35. Обоснуйте целесообразность и необходимость отхода от принципов прямолинейного проектирования линейных
36. Назовите основные встречающиеся на пахотных землях типы склонов. Каковы их особенности с точки зрения эрозионной опасности?
37. Дайте классификацию форм склонов пахотных земель и ее роль при почвозащитной организации территории склонов.
38. Приведите схему размещения линейных элементов на поперечно-прямом склоне.
39. Приведите схему размещения линейных элементов на поперечно-выпуклом ровном склоне с одинаковой крутизной на всех скатах.
40. Каковы особенности размещения линейных элементов на поперечно-выпуклом, продольно-прямом ровном склоне с возрастающей крутизной поперечных скатов от водораз-дела к их основаниям?
41. Приведите схему размещения линейных элементов на поперечно-вогнутом, продольно прямом склоне с одинаковой крутизной на всех скатах.
42. В чем состоит принцип размещения линейных элементов на поперечно- вогнутом, продольно-прямом склоне с уменьшающейся крутизной поперечных скатов?
43. Приведите разнообразие мелких форм эрозионных образований. В чем особенности противоэрозионной организации таких территорий?
44. Раскройте понятие, значение и содержание противоэрозионной организации территории.
45. Перечислите требования, отражающие специфику решения основных вопросов противоэрозионной организации территории.
46. Перечислите типы противоэрозионной организации территории, используемые в практике землеустроительного проектирования.
47. Обоснуйте возможность применения прямолинейной организации территории в условиях эрозии почв.
48. Приведите достоинства и недостатки контурной обработки почв на склонах.
49. Объясните принцип и приведите пример предварительного выявления на пахотных землях агротехнически однородных частей и формирование из них отдельно отрабатываемых постоянных рабочих участков с последующим образованием из них полей севооборотов.
50. В чем сущность создания организационно-территориальных условий для осуществления комплекса противоэрозионных мероприятий?
51. Перечислите требования, предъявляемые к организации угодий в районах развитой эрозии почв.
52. В чем состоит анализ специализации растениеводства и ее соответствия требованиям предотвращения процессов эрозии?
53. Какие требования предъявляют к размещению земельных массивов производственных подразделений и их границ в условиях эрозии почв? Дайте оценку размещения границ.
54. Назовите требования к проектированию системы защитных лесных насаждений при установлении состава площадей угодий в районах эрозии почв.
55. Какие условия влияют на выбор противоэрозионных гидротехнических сооружений?
56. В чем заключаются мероприятия по улучшению сенокосов и пастбищ как важного средства борьбы с эрозией?
57. Назовите примеры включения эродированных земель в сельскохозяйственное использование и дайте обоснование.
58. Изложите последовательность разработки комплекса противоэрозионных мероприятий на разные административно-территориальные уровни.
59. Раскройте сущность и содержание организационно-хозяйственных противоэрозионных мероприятий.
60. Каковы сущность и содержание агромелиоративных противоэрозионных мероприятий?
61. Перечислите основные приемы противоэрозионной обработки почв.
62. Перечислите основные фитомелиоративные агрономические приемы защиты почв от эрозии.
63. В чем проявляется влияние защитных лесных насаждений на урожайность сельскохо-зяйственных культур и плодородие почв?
64. В чем особенности защитных лесных насаждений как составной части системы земле-делия и средства производства в сельском хозяйстве?
65. Сформулируйте назначение и приведите характеристики основных защитных лесных полос: приводораздельных, водорегулирующих, прибалочных и приовражных, полеза-щитных.
66. Представьте схемы размещения системы защитных лесных полос для разных типов склонов.
67. Раскройте сущность и содержание гидромелиоративных противоэрозионных меро-приятий.
68. На какие группы по своему назначению подразделяют гидромелиоративные противоэрозионные мероприятия?
69. Приведите схемы размещения водозадерживающих, водораспыляющих гидротехнических сооружений.
70. Изложите последовательность выполнения работ по выполаживанию оврага.
71. Приведите и объясните схему применения комплекса противоэрозионных мероприятий на выпуклом склоне.
72. Приведите и объясните схему применения комплекса противоэрозионных мероприятий на вогнутом склоне.
Примерная тематика курсовых проектов (работ):
1. Противоэрозионная организация угодий и севооборотов в районах развитой водной эрозии почв.
2. Противоэрозионное устройство пашни в районах развитой водной эрозии почв.
3.Противоэрозионное устройство пашни в районах орошаемого земледелия.
4. Противоэрозионная организация территории пашни в районах дефляции.
5. Противоэрозионная организация кормовых угодий.
7. Противоэрозионное устройство пашни в первом полевом севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики.
8. Противоэрозионное устройство пашни в районах орошаемого земледелия;
9. Противоэрозионная организация территории пашни в районах дефляции.
10. Противоэрозионная организация кормовых угодий.
11. Противоэрозионное устройство пашни во втором полевом севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики.
12.Противоэрозионное устройство пашни в третьем полевом севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики.
13. Противоэрозионное устройство пашни в четвертом полевом севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики.
14. Противоэрозионное устройство пашни в кормовом севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской .
15. Противоэрозионное устройство пашни в почвозащитном севообороте ОПХ "Ленинская искра" Ядринского района Чувашской Республики.
16. Противоэрозионное устройство кормовых угодий в районах орошаемого земледелия.
17. Контурно-мелиоративная организация территории в условиях водной эрозии.
18. Контурно-мелиоративная организация территории в условиях ветровой эрозии.
19. Комплекс противоэрозионных мероприятий в проектах землеустройства.
20. Противоэрозионная организация территории склоновых земель.
21. Рабочий проект культуртехнических мероприятий.
22. Рабочий проект устройства территории многолетних насаждений.
23. Рабочий проект создания и устройства территории орошаемых культурных пастбищ.
24. Рабочий проект освоения солонцовых почв.
25. Рабочий проект устройства территории оленьих пастбищ.
1. Виды эрозии почв и формы ее проявления.
2. Факторы развития эрозии, формы склонов, ущерб от эрозии.
3. Классификация форм склонов пахотных земель для противоэрозионного проектирова-ния
4. Подготовительные работы при составлении проектов противоэрозионной организации территории.
5. Комплекс противоэрозионных работ по организации территории.
6. Проектирование системы севооборотов и их обоснование проекта
7. Организации угодий и севооборотов.
8. Противоэрозионное устройство территории севооборотов и его обоснование
9. Особенности противоэрозионного уст¬ройства территории многолетних насаждений и кормовых угодий
10. Особенности противоэрозионной организации территории в условиях проявления де-фляции почв.
11. Генеральные схемы противоэрозионных мероприятий.
12. Эффективность комплекса противоэрозионных мероприятий.
13. Общие сведения об объектах землеустройства и землеустроительная документация в районах орошаемого земледелия.
14. Территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное землеустройство в районах преимущественного орошения.
15. Организация угодий и севооборотов, устройство территорий севооборотов.
16. Устройство территории орошаемых культурных пастбищ.
17. Особенности устройства территории многолетних насаждений, крестьянских фермерских хозяйств и других орошаемых земельных участков.
18. Предпроектные работы по землеустройству и особенности территориального землеустройства в районах осушения земель.
19. Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных организаций на осушаемой территории.
20. Содержание и основные этапы землеустройства.
21. Ресурсная оценка земель в районах Крайнего Севера.
22. Система землеустройства и внутрихозяйственное землеустройство в районах Крайнего Севера.
23. Землеустройство в районах отгонного животноводства.
24. Особенности землеустройства по производству эфиромасличного и лекарственного сырья, чайных плантаций.
25. Землеустройство в условиях загрязнения земель
Примерные темы эссе
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. Виды эрозии почв и формы ее проявления.
2. Факторы развития эрозии, формы склонов, ущерб от эрозии.
3. Классификация форм склонов пахотных земель для противоэрозионного проектирования.
4. Подготовительные работы при составлении проектов противоэрозионной организации территории.
6. Проектирование системы севооборотов и их обоснование проекта
7. Противоэрозионное устройство территории севооборотов и его обоснование
8. Особенности противоэрозионного устройства территории многолетних насаждений и кормовых угодий.
9. Особенности противоэрозионной организации территории в условиях проявления дефляции почв.
10. Генеральные схемы противоэрозионных мероприятий.
11. Эффективность комплекса противоэрозионных мероприятий.
12. Общие сведения об объектах землеустройства и землеустроительная документация в районах орошаемого земледелия.
13. Территориальное (межхозяйственное) и внутрихозяйственное землеустройство в рай-онах преимущественного орошения.
14. Организация угодий и севооборотов, устройство территорий севооборотов.
15. Устройство территории орошаемых культурных пастбищ.
16. Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственных организаций на осушаемой территории.
17. Содержание и основные этапы землеустройства.
18. Ресурсная оценка земель в районах Крайнего Севера.
19. Система землеустройства и внутрихозяйственное землеустройство в районах Крайнего Севера.
20. Землеустройство в районах отгонного животноводства.
Система знаний по дисциплине «Региональное землеустройство» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются конкретные задачи по применению ГИС технологий в кадастре недвижимости или в землеустройстве, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторные занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из специальной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамен. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и лабораторных занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году