(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Землеустройство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Роль ученых, внесших вклад в развитие экологии.
2. Структура и состав атмосферы. Классификация загрязнителей атмосферы.
3. Источники загрязнения атмосферы. Рассеивание токсичных выбросов в атмосфере.
4. Управление качеством атмосферного воздуха. Комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха.
5.Санитарно-гигиенические показатели загрязнения атмосферы.
6.Раздельное нормирование загрязняющих веществ в воздухе. Ограничение выбросов.
7.Запасы воды. Оценка качества водной среды. Самоочищение в гидросфере.
8.Основные источники загрязнения гидросферы. Обеспечение качества водных объектов.
9.Регламентация поступления загрязняющих веществ в водные объекты.
10.Строение, состав и свойства литосферы. Нормирование загрязняющих веществ в почве.
11.Радиоактивное загрязнение почв и загрязнение тяжелыми металлами.
12.Деградация почв. Рекультивация земель.
13.Биотехнология в охране окружающей среды.
14.Природное и статическое электричество, защита от его воздействия. Основные понятия, термины.
15.Воздействие электромагнитных излучений.
16.Нормирование качества окружающей среды.
17.Электромагнитные поля ВЧ- и СВЧ-диапазонов.
18.Общие принципы, цели и направления реализации природоохранной деятельности.
19.Экономико-правовые основы природоохранной деятельности.
20.Основные направления природоохранной деятельности.
21.Краткая характеристика природоохранной деятельности при эксплуатации литосферы (почв, недр).
22.Краткая характеристика природоохранной деятельности органического мира Земли.
23.Влияние строительной индустрии на окружающую среду.
24.Проблема урбанизации планеты, роль урбанизации в возрастании антропогенного воз-действия на Природу.
25.Общие сведения об ионизирующих излучениях. Строение и свойства атомов.
26.Фоновое облучение человека. Радиационные эффекты облучения людей.
27.Краткая характеристика функционального зонирования населенных пунктов, в том числе и городов.
28.Радиоактивность. Основы радиационной безопасности. Защита населения от ионизирующих излучений.
29.Экологическая опасность лесных пожаров и технологических производств, связанных с горением.
30.Общая характеристика природоохранной деятельности в строительной сертификации.
31. Технические средства и методы защиты атмосферы. Классификация пыле-улавливающего оборудования.
32. Электрофильтры, туманоуловители, мокрые пылеуловители, особенности их применения.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
33. Последствия загрязнения атмосферы. Санитарно-защитные зоны.
34. Шум (звук) и вибрации в окружающей среде. Основные понятия.
35. Распространение шума (звука). Действие шума на человека и окружающую среду. Нормирование шума.
36. Источники шума и их шумовые характеристики. Методы оценки и измерения шумового загрязнения.
37. Общие методы снижения воздействия шума на окружающую среду. Влияние вибрации на человека и на окружающую среду. Причины и источники вибрации.
38. Особенности воздействия транспортных средств на окружающую среду.
39. Особенности загрязняющего воздействия транспорта на биосферу.
40. Влияние пищевой промышленности, сферы массового питания, коммерции, торговли на окружающую среду и
41. Роль мониторинга окружающей среды в современных условиях. Мониторинг атмосферного воздуха.
42. Мониторинг урбанизированных территорий, гидросферы.
43. Создание системы экологического мониторинга.
44. Повышение эффективности системы экологического мониторинга.
45. Место информационного обеспечения в системе экологического мониторинга. Особенности организации данных в ГИС.
46. Структура ГИС единого экологического мониторинга региона и его основные функциональные возможности.
47. Защита водных объектов от загрязнений. Биохимическая очистка сточных вод.
48. Защита водных объектов от загрязнений. Способы очистки нефтесодержащих стоков.
49. Защита водных объектов от загрязнений. Обработка сточных вод озоном.
50. Малоотходные технологические процессы очистки сточных вод.
51. Обращение с отходами производства и потребления.
52. Классификация отходов. Накопление отходов производства и потребления.
53. Паспортизация и сертификация отходов.
54. Переработка отходов как средство защиты окружающей среды.
55. Безотходные и малоотходные технологий в процессе обращения с отходами
1. Каков процент содержания азота в воздухе?
а) 20.93%
б) 0.93%
+ в) 78.09%
г) 54.13%
2. К какой оболочке земли относятся такие компоненты, как земная кора, мантия, почвен-ный слой?
а) атмосфера
б) гидросфера
в) биосфера
+ г) литосфера
3. Какой из экологических факторов не относится к абиотическим?
+ а) вырубка леса
б) климат
в) рельеф
г) магнитное поле
4. Какой из разделов экологии включает комплекс мероприятий, направленных на обес-печение сохранения здоровья человека и защиту окружающей природной среды?
а) глобальная экология
б) экология человека
+ в) инженерная экология
г) экология народного населения
5. Кто является основателем экологии?
+ а) Э. Геккель
б) Р. Декарт
в) Ф. Ницше
г) З. Фрейд
6. Как называются растения, создающие органическое вещество из неорганического с по-мощью окружающей среды?
+ а) продуценты
б) редуценты
в) консументы
г) детритофаги
7. К какой группе природных ресурсов относятся нефть, газ, торф?
а) минерально-сырьевые
+ б) энергетические
в) водные
г) средозащитные
8. Что не относится к источникам загрязнения атмосферы?
а) пылевые бури
б) лесные пожары
в) извержение вулкана
+ г) сточные воды ЖКХ
9. Как называется мера дозы радиоактивного облучения?
+ б) бэр
в) распад
г) активность
10. Какую область РФ не затронул Восточно-Уральский радиоактивный след?
+ а) Пермская
б) Челябинская
в) Свердловская
г) Курганская
11. Что не относится к физическим загрязнителям окружающей природной среды?
а) шум
б) вибрация
в) электромагнитные излучения
+ г) радиоактивные выбросы
Система знаний по дисциплине «Экологический мониторинг» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские и практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году