(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Землеустройство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Землеустройство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Устойчивость агроландшафтов к антропогенному воздействию
Основные принципы выделения и изучения ландшафтов
Географические ландшафты и особенности их функционирования
Виды антропогенной деятельности и их влияние на ландшафты
Классификация и агроэкологическая оценка склонов
Границы и строение географической оболочки Земли
Основные понятия о природно-территориальном комплексе
Экология ландшафтов лесостепной зоны
Зональность земной поверхности и причины, ее обуславливающие
Классификация агроландшафтов
Экологические проблемы мелиорации почв
Поясность Земли
Экологические проблемы применения удобрений
Географическая оболочка Земли и формирование ландшафтов
Понятие о фации, урочище, местности
Экологические проблемы применения гербицидов
Агроландшафты с напряженной экологической обстановкой
Биосфера, границы, состав и свойства
Экология ландшафтов сухостепной зоны
Предмет и задачи экологии агроландшафтов
Структура географического ландшафта
Агроландшафты и системы земледелия
Связь экологии агроландшафтов с другими науками
Основные понятия об агроэкосистемах
Анроэкологическая группировка пахотных и пахотнопригодных земель
Формы рельефа земной поверхности
Распределение солнечной энергии на земной поверхности и ФАР
Особенности формирования агроландшафтов
Экологические проблемы известкования почв
Роль географической оболочки в формировании климата Земли
Географические ландшафты Земли
Географическая оболочка Земли, ее границы и функции
Морфологическая структура географического ландшафта
Строение и границы ландшафтов
1.Ландшафтоведение - это наука, изучающая:
1) происхождение форм земной поверхности
2) изучением ландшафтов
3) геосистемы регионального и локального уровней
4) геосистемы регионального уровня
5) геосистемы локального уровня
Правильный ответ: 3
2.Ландшафтоведение - это составная часть:
1) физической географии
2) экономической географии.
3) политической географии
4) социальной географии
5) географии почв
Правильный ответ: 1
3.Первое определение термина «ландшафт» было дано:
1) В.В. Докучаевым
2) Л.С. Бергом
3) Л.Г. Раменским
4) С.В. Калесником
5) Б.Б. Полыновым
Правильный ответ: 2
4.Важнейшим свойством геосистем является:
1) континуальность
2) дискретность
3) инвариантность
4) целостность
5) динамичность
Правильный ответ: 4
5.Взаимосвязи компонентов в ландшафте определяются в первую очередь:
1) сменой времен года
2) хозяйственной деятельностью человека
3) одинаковыми природными условиями территории
5) обменом веществом и энергией между ними
Правильный ответ: 3
6.Чем является природно-территориальный комплекс, представляющий собой сочетания урочищ, развитых на одном геологическом фундаменте и характеризующихся комплексом форм рельефа одного генезиса?
1) фацией
2) местностью
3) ландшафтом
Правильный ответ: 2
7. Чем отличаются агроландшафты от природных ландшафтов?
1) менее четкими границами и эффективным механизмом саморегулирования
2) более четкими границами, но менее эффективным механизмом саморегулирования
3) более четкими границами и эффективным механизмом саморегулирования
Правильный ответ: 2
8. Низшая классификационная единица ландшафтов Земли, это…
1) система
2) класс
3) вид
Правильный ответ: 3
9. Какие почвы преобладают в Европейской части России?
1) серые лесные почвы
2) черноземы
3) дерново-подзолистые
4) каштановые
Правильный ответ: 1
10. Что такое возраст ландшафта?
1) возраст биогенной составляющей ландшафта
2) возраст суши, на которой ландшафт развивался
3) время, прошедшее с момента возникновения современной типовой структуры (инварианта) ландшафта
4) возраст геологического фундамента, на котором сформировался ландшафт
5) возраст геоматической составляющей ландшафта
Правильный ответ: 3
11. Основным критерием для разграничения типов ландшафтов является:
1) состав и структура фито- и зооценозов
2) генезис рельефа
3) гипсометрический фактор
4) тип контакта и взаимодействия среды
5) соотношение тепла и влаги
Правильный ответ: 5
12. Основным показателем рода ландшафтов является:
1) морфология и генезис рельефа
2) оротектонические признаки
3) соотношение тепла и влаги
4) режим поверхностных и грунтовых вод
5) состав и структура фито- и зооценозов
Правильный ответ: 1
13. Целью ландшафтного районирования является:
1) выявление и изучение индивидуальных геосистем
2) установление наиболее важных свойств ландшафтов
3) группировка индивидуальных ландшафтов по признакам их общности (структурной, генетической и функциональной)
4) выявление локальных геосистем
Правильный ответ: 3
14. Название системы мероприятий, которые направлены на восстановление нарушенных ландшафтов:
1) оптимизацией
2) рекультивацией
3) мелиорацией
4) консервацией
5) регулированием ландшафта
Правильный ответ: 2
15. Компоненты ландшафта:
1) Растения, животные и микроорганизмы
2) Верхний слой твердой земной коры; почва; поверхностные и подземные воды; воздушные массы; биота
3) Почва; атмосферные воды; растения и животные
Правильный ответ: 2
16. Ландшафтоведение как особое научное направление в физической географии начало формироваться:
1) в XVI веке
2) в конце XIX века
3) в середине XX века
4) в конце XVIII века
5) в XVII веке
Правильный ответ: 3
17. Отличие простых урочищ от сложных:
1) литогенной основой
2) морфологической структурой
3) микроклиматом
4) размерами территории
5) составом флоры
Правильный ответ: 2
Система знаний по дисциплине «Ландшафтоведение» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студентыи. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические и лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому и лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические и лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются конкретные вопросы по декоративному садоводству, разбираются тестовые задания и задания, выданные для
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей по научной литературе, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Ландшафтоведение», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Ландшафтоведение» следует усвоить:
Влияние агроклиматических и почвенных условий на образование ландшафта.
Агроэкологическое и агроэкономическое обоснование структуры ландшафтов.
Влияние деятельности человека на изменение ландшафта.
Понятие о создании культурных ландшафтов.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование организовывается, как правило, в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных и практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году