(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
элементы
/Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Типы кристаллических решеток.
3. Явление аллотропии в металлах. Изотропия, анизотропия.
4. Плавление и кристаллизация металлов. Образование зерен.
5. Строение металлического слитка. Основные свойства металлов.
6. Упругая и пластическая деформация. Пластическая деформация поликристаллов.
7. Явление наклепа. Виды поверхностного наклепа.
8. Возврат 1-го и 2-го рода. Первичная и вторичная рекристаллизация.
9. Влияние горячей обработки давлением на структуру и свойства металлов и сплавов.
10. Фазы и структура в металлических сплавах.
11. Правило фаз и отрезков. Первый тип диаграмм состояния. Второй тип диаграмм состояния.
12. Третий тип диаграмм состояния (эвтектическое и перитектическое пре-вращение). Четвертый тип диаграмм состояния.
13. Компоненты и фазы в системе железо-углерод. Примеси присутствующие в стали.
14. Диаграмма состояния ℱℯ-ℱℯ3С (образование цементита первичного, цементита вторичного и цементита третичного).
15. Диаграмма состояния ℱℯ-ℱℯ3С (перитектическая, эвтектическая и эвтектоидные реакции).
16. Диаграмма состояния ℱℯ-С .
17. Классификация углеродистых сталей.
18. Стали обыкновенного качества. Углеродистые качественные стали. Углеродистые инструментальные стали.
19. Примеси и их влияние на строение и свойства чугуна.
20. Серый чугун и его маркировка.
21. Высокопрочный чугун и его маркировка.
22. Ковкий чугун и его маркировка.
23. Образование аустенита при нагреве. Превращение переохлажденного аустенита (перлитное, мартенситное и промежуточное превращения).
24. Классификация видов термической обработки. Отжиг и нормализация.
25. Закалка. Способы закалки. Температуры нагрева и выдержка при закал-ке.
26. Отпуск закаленной стали. Термомеханическая обработка.
27. Химико-термическая обработка. Цементация. Азотирование. Цианирование.
28. Легирование стали и влияние легирующих элементов на свойства стали.
29. Классификация и маркировка конструкционных легированных сталей
30. Классификация и маркировка инструментальных легированных сталей.
31. Легированные стали с особыми свойствами.
32. Медь и его сплавы.
33. Алюминий и его сплавы.
34. Антифрикционные сплавы.
35. Пластмассы.
36. Резиновые материалы.
2. Ручная дуговая сварка. Оборудование, область применения.
3. Дефекты сварочного шва.
4. Виды контроля сварных соединений.
5. Техника безопасности при работе с газовым генератором и кислородными баллонами.
6. Как и когда разделываются кромки свариваемых заготовок.
7. Свариваемость металла и сплавов. Как подразделяются стали по свариваемости.
8. Виды сварных соединений (по взаиморасположению свариваемых изделий, по направлению действующих на них усилий, по положению в пространстве).
9. Строение стыкового сварного шва (дугового).
10. Автоматическая и полуавтоматическая сварка под слоем флюса.
12. Электрошлаковая сварка.
13. Физическая сущность процессов, протекающих при сварке.
14. В чем сущность прокатки. Виды прокатки. Продукция прокатного производства.
15. В чем сущность прессования. Продукция прессовального производства.
16. В чем сущность волочения. Продукция волочильного производства.
17. Объемная штамповка. Технология объемной штамповки и продукция.
18. Листовая штамповка (сущность). Технология и продукция листовой штамповки.
19. Технология свободной ковки (операции, инструмент, приспособления, оборудование).
20. Нагрев при обработке давлением. Средства нагрева, интервалы нагрева.
21. Этапы литейного производства.
22. Литейные сплавы и их свойства.
23. Способы плавления металлов.
24. Дефекты литья и их контроль.
25. Специальные способы литья (в металлические формы, центробежное, под давлением).
26. Содержание и задачи раздела «Обработка конструкционных материалов» курса ТКМ. Развитие учения о резании.
27. Виды обработки резанием. Поверхности и плоскости при обработке резанием. Движения в металлорежущих станках.
28. Элементы и геометрические параметры токарного резца.
29. Назначение и числовые значения углов резцов: проходного, отрезного, подрезного.
30. Материалы для изготовления режущих инструментов: требования к ним. Марки, свойства, применение.
31. Элементы режима резания при точении, площадь и форма среза, объем снятой стружки.
32. Процесс стружкообразования, деформация при резании пластичных материалов, виды стружки.
33. Явления сопровождающие процесс резания металлов /усадка стружки, наклеп и нарост.
34. Тепловые явления в процессе резания. Распределение тепла. Влияние элементов режима резания на температуру резания.
35. Износ режущих инструментов. Виды и критерии износа.
36. Заточка резцов.
37. Смазывающе-охлаждающие жидкости, их влияние на процесс резания. Вибрации при резании металлов.
38. Качество обработанной поверхности. Критерии оценки шероховатости. Влияние элементов режима резания на шероховатость поверхности.
39. Сила резания и ее составляющие при точении. Факторы, влияющие на силу резания.
40. Скорость резания и стойкость инструмента при точении, их взаимосвязь. Факторы, влияющие на скорость резания.
41. Методика назначения режима резания.
42. Производительность работы на металлорежущих станках и пути ее повышения. Машинное и штучное время.
43. Обрабатываемость материалов и критерии ее оценки.
44. Основные определения производственного и технологического процесса и их элементы. Основные виды производства.
45. Выбор заготовок и припуски на обработку.
46. Базы и их выбор. Принципы выбора черновых и чистовых баз.
47. Точность механической обработки. Факторы, влияющие на точность обработки. Экономическая и достижимая точность.
48. Работы, выполняемые на заточных, кругло- и плоскошлифовальных станках. Достижимые точность и шероховатость обработок.
49. Методы нарезания зубьев цилиндрических колес. Нарезание цилиндрических зубчатых колес методом копирования.
50. Нарезание зубьев колес методом обкатки (огибания). Зубофрезерование, зубодолбление.
51. Общие сведения о нарезании конических колес зубостроганием. Отделочные работы при зубонарезании.
52. Схемы шлифования и элементы резания при шлифовании. Типы станков шлифовально-отделочной группы.
53. Абразивный /алмазный и эльборовый/ инструмент: материал, зернистость, связка, твердость, структура.
54. Маркировка и выбор кругов, испытания, балансировка, правка кругов.
55. Отделочные /доводочные/ работы и их применение. Достижимые точность и шероховатость обработки.
56. Условные обозначения, применяемые в кинематических схемах. Передачи: зубчатые, ременные, цепные, винтовые и их сравнительная характеристика.
57. Классификация металлорежущих станков. Общие сведения о кинематических схемах станков. Основные механизмы, применяемые в станках.
58. Приводы ступенчатого и бесступенчатого регулирования. Ряды частот вращения и подач станков. Устройство токарно-винторезного станка. Механизмы привода движения резания и движения подачи.
59. Основные типы токарных резцов. Принадлежности и приспособления к токарным станкам.
60. Работы, выполняемые на токарных станках. Расчет сменных шестерен при резании резьбы.
61. Общие сведения о типах станков токарной группы и их применение.
62. Типы станков сверлильно-расточной группы и работы, выполняемые на них.
63. Режущий инструмент для обработки отверстий. Элементы и геометрические параметры сверл, зенкеров, разверток. Принадлежности и приспособления перечисленных инструментов.
64. Назначение режимов резания при сверлении, зенкеровании, развертывании. Основное время.
65. Типы фрезерных станков и работы, выполняемые на них.
67. Типы фрез и работы, выполняемые с их применением. Типы зубьев фрез. Принадлежности и приспособления.
68. Назначение режимов резания при фрезеровании. Основное время.
69. Делительная головка. Настройка делительной головки на непосредственное, простое, дифференциальное деление и на фрезерование винтовых канавок.
70. Схема резания и элементы режима резания при строгании и долблении.
71. Типы строгальных и долбежных станков. Работы, выполняемые на строгальных и долбежных станках. Применяемые приспособления.
72. Обработка протягиванием. Конструкция протяжек и их геометрические параметры. Работы, выполняемые на протяжных станках.
2. «Квазикристаллы»
3. «Гетерогенные равновесия»
4. «Диаграммы состояния трехкомпонентных систем»
5. «Основы, кинетика и термодинамика аморфизации»
6. «Особенности плавления и кристаллизации аморфных тел»
7. «Упругий гистерезис»
8. «Текстура деформации»
9. «Ползучесть и длительная прочность»
10. «Недислокационные механизмы пластической деформации»
11. «Элементы механики разрушения»
12. «Механические свойства нанокристаллических материалов»
13. «Механические свойства аморфных материалов»
14. «Электронная структура твердых тел»
15. «Влияние температуры, твердого раствора, наклепа и химических соединений на электропроводность в металлах»
16. «Электросопротивление гетерогенных металлических сплавов»
17. «Электропроводность квазикристаллов»
18. «Электрическое сопротивление нанокристаллических металлов»
19. «Ферромагнитные материалы и их свойства»
20. «Магнитные свойства аморфных сплавов»
21. «Методы выращивания монокристаллов»
22. «Способы получения аморфных структур»
23. «Способы получения нанокристаллических материалов»
24. «Технологии получения композиционных материалов»
25. «Лазерная обработка материалов»
26. «Электронно-лучевые технологии обработки материалов»
27. «Магнитные материалы»
28. «Пластические массы и полимерные пленки»
29. «Сплавы на основе никеля, бериллия и свинца»
30. «Нанокомпозиты»
Система знаний по дисциплине «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным, практическим
Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности строения и свойств материалов. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторным и практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи работы. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения лабораторной работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции, поясняя тонкости ее выполнения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Материаловедение. Технология конструкционных материалов» следует усвоить:
-современные способы получения материалов и изделий из них с за-данным уровнем эксплуатационных свойств;
-строение и свойства металлических и неметаллических материалов
-влияние производственных и эксплуатационных факторов на свойства материала;
-требования стандартов к маркировке материалов;
-методику выбора конструкционных материалов для изготовления элементов машин и механизмов.
-производство заготовок способом литья.
- производство заготовок пластическим деформированием.
- сварочное производство.
-формообразование поверхностей деталей резанием
-кинематические и геометрические параметры процесса резания.
-физико-химические основы резания.
-обработку лезвийным инструментом.
- обработку поверхностей деталей абразивным инструментом.
-электрофизические и электрохимические методы обработки поверхностей заготовок.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году