(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
1. История возникновения науки об организации и управлении производством
2. Организация и управление производством за рубежом
3. Развитие науки и практики организации и управления производством в России
4. Размещение предприятий
5. Специализация и диверсификация производства
6. Кооперирование производства
7. Концентрация производства
8. Комбинирование производства
9. Понятие и характеристика предприятия
10. Организационные структуры управления предприятием
11. Организационно-правовые формы предприятий
12. Предприятие как хозяйствующий субъект
13. Бизнес-процессы и функции управления предприятием
14. Коммуникационная деятельность предприятия
15. Понятие, структура и классификация производственных процессов
16. Пути совершенствования структуры и повышения производительности производственных процессов
17. Основные принципы организации производственных процессов
18. Организация производственных потоков
19. Типы и методы организации производства
20. Производственная структура предприятия
21. Рабочее место, его организация и обслуживание
22. Производственная мощность предприятия
23. Организация производства в заготовительных цехах
24. Организация производства в обрабатывающих цехах
25. Организация сборочного производства
26. Организация материально-технического обеспечения производства
27. Организация складского хозяйства
28. Организация ремонтного обслуживания
29. Организация энергетического хозяйства
30. Организация транспортного хозяйства
31. Задачи, виды и принципы планирования
32. Бизнес-планирование на предприятии
33. Разработка производственной программы предприятия
34. Календарное планирование
35. Управление производственной программой предприятия
36. Система оперативного планирования и управления производством
37. Учет результатов производственной деятельности предприятия
38. Значение логистики в управлении современным предприятием
39. Внешний логистический контур предприятия
40. Внутренний логистический контур предприятия
41. Качество и пути его обновления
42. Обеспечение качества продукции на предприятии
43. Обеспечение конкурентоспособности предприятия и его продукции
44. Понятие, виды и формы получения инноваций
45. Инновационный проект как форма управления инновациями
46. Бизнес – планирование инновационных проектов
47. Оценка коммерческой эффективности инновационных проектов
49. Оценка рисков инновационных проектов
50. Формирование цен на инновационную продукцию
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Что такое операционные исследования?
2. В чем суть рационального направления как научной школы организации производства и управления?
3. Чем отличаются друг от друга различные модели менеджмента?
4. Каковы основные этапы развития науки об организации производства в России?
5. В чем заключаются понятие производственного менеджмента, его предмет и цели?
6. Каковы задачи производственного менеджмента?
7. Какие факторы учитываются при выборе площадки под строительство предприятия?
8. Какие методы используются при решении вопроса о размещении предприятия?
9. Что понимается под специализацией производства, каковы основные виды специализации?
10. Каковы преимущества и недостатки специализации?
11. В чем заключаются преимущества диверсификации производства?
12. Что такое кооперирование производства, каковы его предпосылки?
13. Какие критерии применяются при выборе поставщиков и потребителей?
14. Что такое концентрация производства, в каких основных формах она осуществляется?
15. В чем состоят преимущества и недостатки концентрации?
16. В чем состоят достоинства и проблемы комбинирования?
17. Каковы основные характеристики предприятий?
18. Чем отличаются цели и условия функционирования предприятий?
19. Каковы сущность и основные варианты иерархических структур управления
20. В чем состоит преимущество гибких структур управления?
21. Каковы основные организационные формы предприятий?
22. Какие варианты ассоциаций и союзов вам известны?
23. Что представляют собой хозяйственные товарищества?
24. По каким признакам можно классифицировать рынки?
25. В чем состоят основные интересы участников рынка?
26. Что такое бизнес – процесс и каковы его основные виды?
27. Каковы основные функции управления предприятием?
28. Что представляет собой коммуникационная деятельность предприятия?
29. Каким образом классифицируются производственные процессы?
30. Чем циклические процессы отличаются от нециклических?
31. Что такое простой и сложный производственный процессы?
32. Что такое процесс с перекрытием?
33. Из каких элементов складывается общая длительность производственных процессов?
34. Что такое перегруппировка операций?
35. Что такое сдвоение при умножении операций?
36. В чем сущность принципов специализации и пропорциональности?
37. В чем сущность принципов параллельности и непрерывности?
38. Чем различаются понятия поточности и прямоточности?
39. Охарактеризуйте понятия ритмичности и равномерности.
40. Что такое производственный поток?
41. Что такое однотипное комбинирование потоков?
42. Какие основные типы производства вы знаете?
43. Каковы особенности единичного, партионного и поточного методов организации производства?
44. Каковы основные признаки классификации поточных линий?
45. Что включает в себя производственная структура предприятия?
46. Каковы основные черты технологической и предметной структуры предприятия?
47. Какие основные элементы производственной структуры цеха Вы можете назвать?
48. Каковы основные схемы транспортных потоков на предприятии?
49. Что такое генеральный план предприятия?
50. Каким образом классифицируются рабочие места?
51. Что входит в круг работ по организации рабочего места?
52. В чем заключается сущность технической оснащенности рабочего места?
53. Каков порядок расчета производственной мощности?
54. Какова методика расчета среднегодовой производственной мощности?
55. Каковы основные особенности литейного производства?
56. Каковы особенности кузнечного производства?
57. Какие основные признаки классификации кузнечных цехов Вам известны?
58. В чем состоят особенности механической обработки деталей?
59. Какие варианты сборочных работ Вы знаете?
60. В чем заключаются функции службы материально-технического снабжения предприятия?
61. Чем определяется объем потребности предприятия в материально- технических ресурсах?
62. Какие формы обеспечения предприятия материалами вы знаете?
64. Каковы основные задачи складского хозяйства?
65. Какова методика определения потребной площади склада?
66. Каковы основные задачи ремонтного хозяйства предприятия?
67. Какие формы организации ремонта Вам известны?
68. Раскройте сущность планово-предупредительной системы ремонтов.
69. Охарактеризуйте структуру энергохозяйства предприятия.
70. Что такое энергобаланс предприятия, какова его структура?
71. Какие методы расчета потребности предприятия в энергоносителях вы знаете?
72. Каковы основные задачи транспортного хозяйства предприятия?
73. Каким образом классифицируются транспортные средства пред¬приятия?
74. Что такое грузооборот и грузопоток?
75. Какие методы определения потребности предприятия в транспортных средствах вы можете назвать?
76. Каковы основные направления совершенствования транспортного хозяйства предприятия?
77. Каковы основные задачи планирования на предприятии?
78. В чем состоит различие планов в централизованной и рыночной экономике?
79. Какие основные виды планирования Вы знаете?
80. Каковы различия директивного и индикативного планирования?
81. Охарактеризуйте основные принципы планирования.
82. Что такое бизнес-планирование?
83. Каковы основные разделы бизнес-плана?
84. Какое место в системе внутризаводского планирования занимает производственная программа?
85. Какие исходные данные необходимы для разработки производственной программы?
86. В чем состоит назначение календарного планирования?
87. Какова сущность оперативно-производственного планирования?
88. Какие методы планирования, используемые при составлении производственной программы, Вы знаете?
89. Каковы принципы программно-целевого метода, применяемые при разработке производственной программы?
90. В чем состоит роль диспетчеризации в системе оперативного планирования и управления?
91. Зачем нужен график безубыточности продукции конечного производства?
92. Какие показатели оказывают влияние на производственную про¬грамму предприятия?
93. Какие основные виды учета результатов производственной деятельности предприятия Вам знакомы?
94. Каков состав затрат по экономическим элементам, и что они определяют?
95. Какова роль логистики в управлении современным предприятием?
96. Можно ли считать склад звеном логистической цепи?
97. Перечислите функциональные области логистики.
98. Каковы основные задачи логистики распределения?
99. Что такое «товары особого спроса»?
100.Где применяется «фрахтовая ставка»?
101. Перечислите основные задачи складской логистики.
102. Что такое скорость складского процесса?
103. Как классифицируют склады по способу доставки грузов?
104. Какова основная цель логистики запасов?
105. Назовите основные системы управления запасами.
106. В чем суть логистической концепции «тонкого производства»?
107. Охарактеризуйте понятие качества, его двойственность.
108. В чем состоят особенности отношения к качеству производителей и потребителей продукции?
109. В чем сущность всеобщего менеджмента качества (TQM)?
110. Что такое сертификация продукции, каковы ее варианты?
111. Назовите основные показатели качества продукции
112.Каковы основные элементы системы качества в соответствии со стандартом ИСО 9000?
113. Какова структура системы технического контроля на предприятии?
114. В чем заключаются особенности ценовой и неценовой конкуренции?
115. Какие базовые стратегии конкуренции Вы знаете?
116. Что такое конкурентоспособность, каковы методы ее оценки?
117. Перечислите основные параметры конкурентоспособности товара.
118. Охарактеризуйте содержание производственного потенциала пред¬приятия.
119. Какие принципы управления конкурентоспособностью предприятия Вам известны?
120. Что служит побуждающими мотивами для создания инновационного (нового) продукта?
121. В чем заключается жизненный цикл и коммерциализация инноваций?
122. Чем характеризуются прединвестиционная и инвестиционная стадии инновационного проекта?
123. Какие задачи решает бизнес-план проекта, из каких разделов он состоит?
124. Какие показатели коммерческой эффективности проекта Вы знаете, в чем их экономический смысл?
125. Назовите основные методы и формы финансирования инвестиций. Какие существуют источники финансирования инвестиций?
126. В чем сущность лизингового финансирования?
127. Назовите основные методы оценки рисков инновационного проекта.
128. Какие варианты качественно-ценового позиционирования существуют для новых товаров-имитаторов?
1. Различия концепции производственных процессов административной и научной школ управления
2. Анализ взглядов на систему производственных процессов Г. Форда: плюсы и минусы
3. Доктрина «Производственная демократия» и ее значение для производственного менеджмента как науки
4. Ваш взгляд на теорию промышленных революций
5. Американская и японская модели менеджмента: отличительные признаки, плюсы и минусы
6. Четыре этапа развития советской практики развития организации производства и управления
7. Анализ основных факторов, влияющих на размещение производства в регионах РФ
8. Основные формы интеграции российских предприятий: анализ и отраслевая динамика
9. Организационная и производственная структуры: отличительные признаки и назначение
10. Взаимодействие основных участников рыночных отношений: Власть – бизнес – общество
11. Система коммуникаций и ее влияние на производственные процессы
12. Отличительные признаки производственного маркетинга
13. Основные способы повышения производительности производственных процессов
14. Способы организации рабочего места: плюсы и минусы различных способов организации
15. Роботизирование рабочих мест: плюсы и минусы
16. Гибкие производственные системы и их использование в производственном процессе
17. Прогрессивные системы снабжения производства Kanban и Just in time. Их использование и применение на российских предприятиях
18. АВС анализ и сфера его применения
19. Пути совершенствования организации энергетического хозяйства предприятия
20. Основные схемы межцеховых перевозок: отличительные признаки и сфера применения
21. Особенности разработки производственной программы предприятия
22. Маржинальный анализ как метод оценки критического объема производства
23. Система планирования потребности в материалах (MRP)
24. Виды транспортной логистики и их эффективность в РФ
25. Толкающая и тянущая системы управления материальными потоками
26. Сущность логистической технологии «Тонкое производство» (Lean Production)
27. Отличительные признаки инноваций, новшеств и изобретений
28. Лизинговое финансирование и сфера его применения в производственном менеджменте
29. Способы оценки рисков инновационных проектов и сфера их применения
30. Основные направления ценообразования на инновационную продукцию
Примерная тематика рефератов
1. Государственное регулирование инновационной сферы РФ
2. Инновационно – технологические кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности отечественной экономики
3. Механизм функционирования венчурного бизнеса в мировой практике
4. Развитие венчурного финансирования инноваций в РФ
5. Современные проблемы инновационного бизнеса в РФ и за рубежом
6.Служба качества на предприятии, ее структура и функции
7. Основные элементы Всеобщего менеджмента качества (TQM)
8. Мотивация создания производственных запасов на предприятиях
9. Современные системы планирования потребности в материальных ресурсах
10. Экономический смысл и значение понятия «критический объем производства»
11. Изменение роли и содержания планирования с переходом России к рыночной экономике
12. Перспективы формирования промышленных кластеров в России
13. Анализ современного состояния отечественного промышленного производства
14. Анализ современного уровня использования производственных мощностей российских промышленных предприятий
15. Имидж и его значение для предприятия
16. Работа предприятий с общественностью (PR)
17. Сравнительный анализ различных организационно – правовых форм предприятий
18. Рационалистическая школа менеджмента, ее основатели и основные теоретические положения
19. Отличительные особенности школы психологии человеческих отношений
20. Влияние конкурентоспособности при подборе и подготовке кадров
Система знаний по дисциплине «Производственный менеджмент» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Производственный менеджмент», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Производственный менеджмент» следует усвоить:
- основные понятия производственного менеджмента;
- принципы и теоретические основы управления производственными системами;
- современные концепции организации операционной деятельности;
- методы, подходы, инструменты и механизмы для решения конкретных производственных задач;
- структуру производственного цикла и пути его сокращения;
- факторы, обеспечивающие реализацию производственной программы;
- современные системы управления качеством и обеспечения конкурентоспособности.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году