МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Проректор по учебной
и научной работе
Основы исследования операций и теория массового обслуживания
Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
доц., Доброхотов Юрий Николаевич
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 916).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы исследования операций и теория массового обслуживания" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Иванщиков Ю.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Алатырев А.С.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по вопросам, касающимся принятия управленческих решений, обучение студентов применению методов и моделей исследования операций в процессе подготовки и принятия управленческих решений в организационно-экономических и производственных системах - тех инструментов, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются эффективность различных вариантов управленческих решений, а также получение практических навыков по анализу процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно, то есть, в системах массового обслуживания.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)
Производственная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
Устройство, монтаж, техническое обслуживание и ремонт газобалонного оборудования автомобилей
Электротехника и электрооборудование ТиТТМО
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Организация государственного учета и контроля технического состояния автомобилей
Производственная практика, эксплуатационная практика
Организация автомобильных перевозок и безопасность движения
Противокоррозионная защита автомобилей
Ремонт автоматических коробок передач
Текущий ремонт кузовов автомобилей
Технологические процессы технического обслуживания и ремонта ТиТТМО
Эксплуатация технологического оборудования
Основы проектирования автообслуживающих предприятий
Производственная практика, преддипломная практика
Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного транспорта
Технический осмотр автотранспортных средств
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-6. Способен проводить измерение и проверку параметров технического состояния транспортных средств
ПК-6.2 Использует дополнительное технологическое оборудование необходимое для реализации методов проверки технического состояния транспортных средств
ПК-1. Способен проводить контроль готовности к эксплуатации средств технического диагностирования, в том числе средств измерений, дополнительного технологического оборудования
ПК-1.1 Проводит проверку комплектности и готовности к эксплуатации средств технического диагностирования, в том числе средств измерений
ПК-5. Способен проводить проверку наличия изменений в конструкции транспортных средств
ПК-5.1 Проводит проверку наличия изменений, внесенных в конструкцию транспортных средств
ПК-9. Способен проводить контроль периодичности обслуживания средств технического диагностирования, в том числе средств измерений, дополнительного технологического оборудования
ПК-9.2 Разрабатывает планы (графики) осмотров и профилактических ремонтов средств технического диагностирования, в том числе средств измерений, дополнительного технологического оборудования, необходимого для реализации методов проверки технического состояния транспортных средств
ПК-9.4 Осуществляет тестовые проверки работоспособности дополнительного технологического оборудования, необходимого для реализации методов проверки технического состояния транспортных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-теоретические основы оптимизации и исследования операций, а также содержательную сторону задач, возникающих на практике менеджмента и маркетинга, то есть, уметь идентифицировать проблему,
-методику проверки комплектности и готовности к эксплуатации средств технического диагностирования,
- методику проверки наличия изменений в конструкции транспортных средств,
- методику выполнения измерений и проверки параметров технического состояния транспортных средств,
- правила разработки планов (графиков) осмотров и профилактических ремонтов средств технического диагностирования, в том числе средств измерений.
- использовать полученные знания для осуществления анализа эффективности различных вариантов управленческих ситуаций; устанавливать зависимости между характером потока заявок, числом каналов обслуживания, производительностью отдельного канала и эффективным обслуживанием с целью нахождения наилучших путей управления этими процессами,
- проверять комплектность средств измерений,
- анализировать и проверять наличия изменений в конструкции транспортных средств,
- выполнять измерения и проверку параметров технического состояния транспортных средств,
- грамотно разработать планы (графики) осмотров и профилактических ремонтов средств технического диагностирования, в том числе средств измерений.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- владения математическими методами и моделями, с помощью которых в современных условиях формируются и анализируются эффективность различных вариантов управленческих решений,
- проверки комплектности готовности и к эксплуатации средств технического диагностирования, в том числе средств измерений, дополнительного технологического оборудования,
- анализа и проверки наличия изменений в конструкции транспортных средств,
- выполнения измерений и проверки параметров технического состояния транспортных средств,
- разработки планов (графиков) осмотров и профилактических ремонтов средств технического диагностирования, в том числе средств измерений.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению
Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению
Линейное программирование
Динамическое программирование
Марковские случайные процессы
/Лек/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению
Линейное программирование
Динамическое программирование
Марковские случайные процессы
/Пр/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению
Линейное программирование
Динамическое программирование
Марковские случайные процессы
/Лаб/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению
Линейное программирование
Динамическое программирование
Марковские случайные процессы
/Ср/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Раздел 2. Теория массового обслуживания
Общее описание систем массового обслуживания
Одноканальные системы массового обслуживания
Многоканальные системы массового обслуживания
Классификация сетей массового обслуживания.
/Лек/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Общее описание систем массового обслуживания
Одноканальные системы массового обслуживания
Многоканальные системы массового обслуживания
Классификация сетей массового обслуживания.
/Пр/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Общее описание систем массового обслуживания
Одноканальные системы массового обслуживания
Многоканальные системы массового обслуживания
Классификация сетей массового обслуживания.
/Лаб/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
Общее описание систем массового обслуживания
Одноканальные системы массового обслуживания
Многоканальные системы массового обслуживания
Классификация сетей массового обслуживания.
/Ср/
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
ПК-1.1 ПК-5.1 ПК-6.2 ПК-9.2 ПК-9.4
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Предмет и задачи исследования операций;
2. Основные принципы исследования операций;
3. Основные понятия и определения, используемые в исследовании операций;
4. Математические модели операций;
5. Характерные задачи исследования операций;
6. Структура задач исследования операций;
7. Постановка задачи исследования операций;
8. Модель реальной действительности;
9. Целевая функция;
10. Математический аппарат исследования операций;
11. Наилучшее управление и проверка практическим опытом;
12. Выбор показателя эффективности;
13. Прямая и обратная задачи исследования операций;
14. Разновидности задач исследования операций и подходов к их решению;
15. Решение транспортной задачи методом северо-западного угла;
16. Решение транспортной задачи методом потенциалов;
17. Открытая и закрытая транспортные задачи;
18. Задача составления рациона;
19. Геометрический смысл задачи линейного программирования;
20. Область допустимых решений и ограничения при линейном программировании;
21. Целевая функция при линейном программировании;
22. Математическая модель транспортной задачи;
23. Понятие динамического программирования;
24. Геометрическая интерпретация задачи динамического программирования;
25. Принцип поэтапного построения оптимального управления при динамическом программировании;
26. Принцип оптимальности Р. Беллмана;
27. Задача о минимизации расхода горючего самолетом, при наборе высоты и скорости. Постановка задачи;
28. Марковские процессы с дискретными состояниями;
29. Граф состояний;
30. Классификация состояний;
31. Понятия о Марковском процессе;
32. Примеры Марковского процесса;
33. Потоки событий;
34. Уравнение Колмогорова для вероятностей состояний;
34. Финальные вероятности состояний;
35. Объекты теории массового обслуживания;
36. Математическая модель системы массового обслуживания;
37. Задачи анализа системы массового обслуживания;
38. Случайные потоки вызовов;
39. Свойства случайных потоков;
40. Вероятностные характеристики случайных потоков;
41. Простейший поток вызовов;
42. Примитивный поток вызовов;
43. Поток освобождений;
44. Оценка среднего времени ожидания заявки;
45. Оценка пропускной способности системы массового обслуживания;
46. Методы исследования операций;
47. Модели линейного программирования;
48. Графическое решение задачи линейного программирования (нахождение максимума целевой функции);
49. Графическое решение задачи линейного программирования (нахождение минимума целевой функции);
50. Детерминированные задачи исследования операций;
51. Многокритериальные задачи исследования операций;
52. Системный поход при решении задач исследования операций;
52. Проблема выбора решений в условиях неопределенности.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
1. Область допустимых решений и ограничения при линейном про-граммировании;
2. Целевая функция при линейном программировании;
3. Математическая модель транспортной задачи;
4. Понятие динамического программирования;
5. Геометрическая интерпретация задачи динамического програм-мирования;
6. Принцип поэтапного построения оптимального управления при динамическом программировании;
8. Принцип оптимальности Р. Беллмана;
9. Задача о минимизации расхода горючего самолетом, при наборе высоты и скорости. Постановка задачи;
10. Марковские процессы с дискретными состояниями;
11. Граф состояний;
12. Классификация состояний;
13. Понятия о Марковском процессе;
14. Примеры Марковского процесса;
15. Потоки событий;
16. Уравнение Колмогорова для вероятностей состояний;
17. Финальные вероятности состояний;
19. Объекты теории массового обслуживания;
20. Математическая модель системы массового обслуживания;
21. Задачи анализа системы массового обслуживания;
22. Случайные потоки вызовов;
23. Свойства случайных потоков;
24. Вероятностные характеристики случайных потоков;
25. Простейший поток вызовов;
26. Примитивный поток вызовов;
27. Поток освобождений;
28. Оценка среднего времени ожидания заявки;
29. Оценка пропускной способности системы массового обслужива-ния;
30. Методы исследования операций;
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
31. Модели линейного программирования;
32. Графическое решение задачи линейного программирования (нахождение максимума целевой функции);
33. Графическое решение задачи линейного программирования (нахождение минимума целевой функции);
34. Детерминированные задачи исследования операций;
35. Многокритериальные задачи исследования операций;
36. Системный поход при решении задач исследования операций;
37. Проблема выбора решений в условиях неопределенности.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Основы теории массового обслуживания: учебник
М.: Горячая линия - Телеком, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Основы технической эксплуатации автомобилей: учебное пособие
М.: Издательство РУДН, 2011
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Доска классная, столы компьютерные (13 шт.), стулья (13 шт.), персональные компьютеры с выходом в Интернет (13 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, проектор).
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), настенные плакаты и стенды (9 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает проведение лекционных, лабораторных и практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и промежуточного контроля. Используя лекционный материал, рекомендуемую литературу, студент готовится к лабораторным и практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.
Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины, приводятся основные определения и понятия, раскрываются основные положения дисциплины. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. В процессе занятий преподаватель поясняет теоретические положения работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции, поясняя тонкости ее выполнения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, рекомендованной литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________