(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобили и автомобильное хозяйство, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э3 Э5
Э1 Э3 Э5
Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э5 Э6
Тестирование по материалам лекции
Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э2 Э3 Э4 Э6
Э3 Э4 Э6
Э2
Тестирование по материалам лекции
Защита отчета по работе
Защита отчета по работе
Э2 Э3 Э4 Э6
Э3
Э3
Э3 Э4 Э6
Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
1. Понятие о сложной технической системе.
2. Типы структур технических систем.
3. Понятие о техническом состоянии системы.
4. Параметры технического состояния системы.
5. Критерии неработоспособного состояния технической системы.
6. Восстанавливаемые и невосстанавливаемые моменты технических систем.
7. Повреждение. Отказ и его разновидности.
8. Классификация нахождений надежности технических систем.
9. Безотказности технической системы. Характеристики показателей безотказности.
10. Долговечность технической системы. Характеристики показателей долговечности.
11. Ремонтопригодность. Основные и вспомогательные показатели.
12. Показатели сохраняемости технической системы.
13. Комплексные показатели надежности технических систем.
14. Наработка до отказа и средний ресурс невосстанавливаемых объектов.
15. Выборка. Характеристика выборки.
16. Безусловные характеристики надежности технических систем.
17. Вероятность безотказной работы.
18. Вероятность отказа технических систем.
19. Причины потери работоспособности технической системы.
20. Источники воздействия на технические системы.
21. Действие механической энергии на элементы технических систем.
22. Влияние тепловой энергии на элементы технических систем.
23. Действие химической энергии на элементы технических систем.
24. Параметрическая надежность технических систем.
25. Природа трения.
26. Виды трения в элементах технических систем.
27. Сущность триботехники.
28. Изнашивание как процесс.
29. Виды изнашивания.
30. Кривая процесса изнашивания.
31. Методы определения износа элементов технических систем.
32. Уравнение износа.
33. Критерии обоснования предельного состояния технических систем и их элементов.
34. Методы обоснования предельного состояния технических систем и их элементов.
35. Оценка предельного состояния по выходному параметру.
36. Цели сбора информации по показателям надежности.
37. Методы сбора информации.
38. Законы распределения случайных величин.
39. Построение гистограммы распределения случайных величин.
40. Интегральная кривая распределения случайных величин.
41. Классификация испытаний технических систем.
42. Виды испытаний технических систем по методам сбора информации.
44. Стратегии обеспечения работоспособности технических систем.
45. Определение оптимального межремонтного периода.
46. Закономерности изменения состояния технических систем.
47. Задачи и виды прогнозирования.
48. Графическая модель прогнозирования.
49. Конструктивные методы повышения надежности технических систем.
50. Резервирование.
51. Отработка изделия на ремонтопригодность.
52. Технологические методы повышения надежности технических систем.
53. Жизненный цикл технической системы.
54. Эксплуатационные методы повышения надежности технических систем.
55. Система технического обслуживания и ремонта технических систем.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Какие физические процессы вызывают снижение надежности машин в эксплуатации?
2. Какие различают виды трения?
3. Что называют изнашиванием? Являются ли характеристики изнашивания постоянными величинами?
4. Перечислите основные факторы, влияющие на характер и интенсивность изнашивания деталей машин.
5. Какие основные модели изнашивания вы знаете?
6. Назовите основные методы определения величины износа деталей машин.
7. Какие виды изнашивания различают в соответствии с действующей классификацией?
8. Приведите классификацию показателей надежности.
9. Какими показателями оценивается безотказность объекта? Дайте краткую их характеристику и приведите примеры расчета.
10. Что такое долговечность объекта?
11. Перечислите и дайте определение показателей долговечности.
12. Что понимают под ресурсом, гамма-процентным ресурсом и сроком службы?
13. Перечислите показатели сохраняемости объекта.
14. Назовите и дайте определение комплексных показателей надежности машин.
15. Как определяют коэффициенты готовности и технического использования? Приведите примеры расчета.
16. Какие виды испытаний машин на надежность различают в соответствии с действующей классификацией?
17. Каково назначение и разновидности контрольных испытаний машин? Укажите особенности приемочных испытаний.
18. Каково назначение и разновидности определительных испытаний машин? Изложите сущность исследовательских испытаний.
19. Как подразделяются испытания в зависимости от продолжительности проведения и нагрузочных режимов?
20. Как подразделяются испытания в зависимости от характера последствий?
21. Для чего используют метод однократной выборки в исследовании надежности машин?
22. Какие планы испытаний используют при оценке надежности машин? Дайте краткую их характеристику.
23. Укажите планы контрольных испытаний в зависимости от постав-ленных задач и характера изделия.
24. Изложите сущность планирования и проведения испытаний ограниченной продолжительности.
25. Порядок выбора плана испытаний и определения количества испытываемых изделий. Какая информация лежит в основе расчета параметров плана испытаний?
26. Как можно сократить время испытаний? Назовите критерий оценки эффективности методов ускоренных испытаний.
27. Перечислите основные методы лабораторных испытаний.
28. Укажите цель стендовых испытаний. Назовите способы знания внешних нагрузок.
29. Сущность полигонных и эксплуатационных испытаний. Какова последовательность их проведения?
30. Назовите основные законы распределения случайной величины (законы надежности). Поясните формулы и графики этих распределений.
31. Укажите условия применения нормального закона распределения (закона Гаусса-Лапласа) для оценки показателей надежности.
32. Опишите закон распределения Вейбулла для оценки показателей надежности.
33. Изложите порядок выбора теоретического закона распределения для описания эмпирического распределения показателей надежности.
34. Какие критерии согласия опытных и теоретических распределений наиболее часто применяются в практике определения показателей надежности?
35. Расскажите о критерии Пирсона проверки справедливости гипотезы о законе распределения случайной величины.
36. Каким образом осуществляется проверка полученной информации на выпадающие (ошибочные) точки?
37. Что понимают под термином «доверительная граница рассеяния»? Укажите порядок ее определения при нормальном законе и законе распределения Вейбулла.
38. Назовите конструктивные мероприятия по повышению надежности машин.
39. Укажите основные технологические мероприятий по повышению надежности.
40. Перечислите основные направления совершенствования системы технической эксплуатации машин, повышающие их надежность.
1. Понятие о технической системе
2. Жизненный цикл технической системы.
3. Какие факторы влияют на эксплуатацию автомобиля ?
4. Основные показатели качества.
5. Какие виды работ включает техническое обслуживание и сервис?
6. Какая разница между сервисом и техническим обслуживанием?
7. Понятие о техническом состоянии автомобиля.
8. Назовите основные показатели качества?
9. Что такое наработка двигателя?
10. Какая разница между предельным состоянием и предельно допустимым состоянием?
11. Причины и последствия изменения технического состояния
12. Какая разница между усталостным изнашиванием и усталостным разрушением?
13. Перечислите виды изнашивания?
14. Работоспособность и диагностика технической системы
15. В чем общность и отличие понятий «исправность» и «работоспособность» объекта?
16. Что такое диагностические параметры? Приведите примеры этих параметров.
17. Перечислите требования к диагностическим параметрам?
18. Что такое однозначность диагностических параметров?
19. Что такое чувствительность диагностических параметров?
20. В чем заключается понятие надежности как свойства объекта?
21. Перечислите и дайте определения основных состояний и событий, которыми характеризуется надежность?
22. При каких условиях наступает предельное состояние объекта?
23. Какими могут быть объекты по способности к восстановлению работоспособного состояния?
24. Какими могут быть отказы по типу и природе происхождения?
25. Перечислите основные признаки классификации отказов?
26. Перечислите и дайте определение свойств (составляющих) надежности?
27. Дайте определение показателя надежности?
28. Перечислите и поясните показатели долговечности?
29. Перечислите показатели безотказности объекта и поясните, чем отличаются статистическая (выборочные оценки) и вероятностная форма (определения)?
30. Поясните «схему испытаний» объекта при определении выборочных оценок показателей безотказности?
31. Перечислите показатели безотказности объекта и поясните в чем отличия статистических оценок от вероятностной формы их представления?
32. Дайте определение вероятности безотказной работы (ВБР) объекта и поясните ее смысл?
33. Дайте определение плотности распределения отказов (ПРО) и поясните ее смысл при оценке надежности объекта?
34. Дайте определение интенсивности отказов (ИО) и поясните ее смысл при оценке надежности объекта?
35. Каким требованиям должна удовлетворять информация о надежности автомобиля?
36. Какой метод сбора информации о надежности автомобиля является наиболее эффективным?
37. Что такое априорная информация?
38. Основные цели и задачи расчета показателей надежности систем?
39. Определите состав рассчитываемых показателей безотказности системы?
40. Перечислите и поясните основные этапы расчета надежности систем?
41. Что такое структурная схема надежности?
42. Что такое математическая модель расчета надежности?
43. Виды резервирования технических систем
44. Что такое кратность резервирования и в чем отличие целой и дробной кратности?
45. В чем отличие нагруженного и ненагруженного резервирования?
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных занятий и внеаудиторной (самостоятельной) работы. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1) Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2) Посещать лабораторные, практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к
3) Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4) Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5) При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году