(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобильный сервис
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобильный сервис, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Химическое равновесие /Лек/
анализ; аналитический сигнал
/Ср/
Письменная работа.
Тестирование.
1. Основные химические понятия. Материя и вещество. Атом, молекула, химический элемент. Валентность и степень окисления элемента. Атомная и молекулярная массы. Количество вещества − моль.
2. Атомно-молекулярная теория, закон сохранения массы и энергии, Периодический закон, теория химического строения вещества. Закон Авогадро и его следствия, уравнение Менделеева-Клапейрона.
3. Формулировки стехиометрических законов химии: постоянства составов, эквивалентов. Понятие химического эквивалента элемента и соединения. Молярная масса эквивалента и молярный объем эквивалента.
4. Общее представление об атоме. Элементарные частицы атома, атомное ядро, изотопы, изобары.
5. Поведение электрона в атоме. Квантовый характер изменений энергии. Двойственная природа электрона.
6. Главное и орбитальное квантовые числа. Магнитное квантовое число. Спин электрона и спиновое квантовое число. Схема строения электронной оболочки атома по четырем квантовым числам. Принцип Паули.
7. Описание электронной оболочки атома электронными формулами и электронографическим методом. Правило Гунда.
8. Заполнение электронами энергетических состояний атома согласно принципу минимума энергии. Правила Клечковского. Порядок заполнения электронами энергетических уровней и подуровней.
9. s-, p-, d-, f-элементы. Электронная структура атомов и периодическая система химических элементов.
10. Периодический закон Д. И. Менделеева. Современная формулировка закона. Причина периодичности изменения свойств элементов и их соединений.
11. Структура периодической системы элементов. Периоды, группы, подгруппы. Периодическое изменение свойств химических элементов. Радиусы атомов и ионов. Энергия ионизации. Энергия сродства к электрону. Электроотрицательность.
12. Кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства веществ. Изменение кислотно-основных и окислительно-восстановительных свойств веществ в зависимости от степени окисления элемента, от положения в таблице Д. И. Менделеева.
13. Химическая связь. Условия ее образования, природа и параметры связи.
14. Ковалентная химическая связь. Одноэлектронный механизм ее образования. Кратность связи. Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
15. Насыщаемость и направленность ковалентной связи. sp-, sp2-, sp3-гибридизация электронных облаков и пространственная конфигурация молекул.
16. Полярная и неполярная ковалентная связь. Дипольный момент связи и молекулы. Геометрическая структура молекул.
17. Ионная связь и ее свойства. Понятие электроотрицательности. Металлическая связь, ее особенности.
18. Водородная связь и ее влияние на физические и химические свойства молекул. Межмолекулярное взаимодействие.
19. Строение и свойства комплексных соединений, их устойчивость. Константа нестойкости комплексного иона. Двойные соли.
Учебный модуль 2. Общие закономерности химических процессов
20. Основные понятия химической термодинамики. Внутренняя энергия и энтальпия системы. Первый закон термодинамики.
21. Тепловые эффекты химических реакций. Теплота (энтальпия) образования химических соединений. Закон Лавуазье-Лапласа. Основной закон термохимии − закон Гесса и следствия из него.
22. Энтропия. Направление химических процессов в изолированных системах. Второй закон термодинамики.
23. Энергия Гиббса. Направление и предел самопроизвольного течения химических реакций.
24. Скорость гомогенных реакций. Зависимость скорости от концентрации реагирующих веществ. Закон действия масс. Константа скорости реакции.
25. Зависимость скорости реакции от температуры и природы реагирующих веществ. Правило Вант-Гоффа.
26. Скорость гетерогенных химических реакций. Их особенности.
27. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия, принцип Ле Шателье.
28. Колебательные реакции (периодические реакции). Колебания концентраций некоторых промежуточных соединений и соответственно скоростей реакций.
Учебный модуль 3. Растворы
29. Растворы. Способы выражения концентрации растворов (процентная, молярная, нормальная, моляльная, титр). Растворимость.
30. Свойства истинных растворов. Законы Рауля и Вант-Гоффа.
31. Растворы электролитов. Теория электролитической диссоциации.
32. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Малорастворимые электролиты.
33. Ионообменные реакции. Правила написания ионных уравнений реакций.
34. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации.
35. Электролитическая диссоциация воды. Ионное произведение воды. Водородный показатель.
36. Классификация дисперсных систем. Микрогетерогенные системы – суспензии, эмульсии, пены, аэрозоли.
Учебный модуль 4. Окислительно-восстановительные
и электрохимические процессы
37. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель, восстановитель. Процессы окисления и восстановления.
38. Возникновение двойного электрического слоя на границе металл−вода, металл−раствор. Электродные потенциалы. Стандартный водородный электрод. Ряд стандартных электродных потенциалов. Уравнение Нернста.
39. Теория гальванических элементов. Медно-цинковый элемент Даниэля Якоби. ЭДС гальванического элемента. Явления поляризации и деполяризации. Концентрационный гальванический элемент.
40. Сущность электролиза. Катодные и анодные процессы при электролизе водных растворов электролитов.
41. Электролиз расплавов и растворов электролитов. Законы Фарадея. Выход по току.
42. Коррозия металлов. Классификация коррозионных процессов. Сущность химической и электрохимической коррозии. Факторы, определяющие скорость коррозии. Методы защиты металлов от коррозии.
43. Химические источники электрической энергии (ХИЭЭ). Принцип действия свинцового кислотного аккумулятора. Принцип действия щелочного железно-никелевого аккумулятора.
44. Принцип действия железно-марганцевого гальванического элемента (Элемент Лекланше). Топливные элементы. Принцип действия кислородноводородного топливного элемента.
45. Понятие о катализе и катализаторах. Гомогенный и гетерогенный катализ. Механизм действия катализатора. Ингибиторы.
Учебный модуль 5. Элементы органической химии
46. Полимеры и олигомеры – отличие, получение с помощью реакций полимеризации и поликонденсации, классификация, свойства, отдельные представители.
Учебный модуль 6. Химическая идентификация и анализ вещества
47. Металлы, их распространенность, получение, физические и химические свойства. Химический анализ – качественный анализ катионов металлов.
48. Аналитический сигнал как зависимость доступных измерению количеств веществ от их состава (способ регистрации количественных характеристик вещества).
49. Физико-химический анализ: хроматография (бумажная, колоночная, тонкослойная, газожидкостная и др.); электрохимические методы анализа (титриметрический, кондуктометрический, потенциометрический).
50. Физический анализ (спектрофотометрия и др.).
1. Гидрокарбонат натрия NaHCO3 является:
a) средней солью
b) кислой солью
c) основной солью
2. Какая из молекул наиболее полярна?
a) HCl
b) HBr
c) HJ
3. Металлы в окислительно-восстановительных реакциях проявляют свойства
a) окислителей
b) восстановителей
c) окислителей и восстановителей
4. Ионное произведение воды равно
a) 10-1
b) 10-10
c) 10-14
5. Молярная концентрация показывает сколько молей растворенного вещества содержится:
a) в 1 л раствора
b) в 100 г раствора
c) в 100 мл раствора
6. Равновесие реакции N2 + 3H2↔2NH3 при увеличении давления сместится:
a) влево
b) вправо
c) не сместится
7. Водородный показатель равен:
a) –lg[H+]
c) –lg[H+ • OH-]
8. Эквивалент соляной кислоты равен:
a) молярной массе (М)
b) М/2
c) М/3
9. Наибольшей электроотрицательностью обладает элемент:
a) H
b) O
c) F
10. Зависит ли тепловой эффект реакции от пути реакции?
a) Не зависит
b) Не зависит только для простых одностадийных реакций
c) Зависит от наличия катализатора
11. Как изменяется температура замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем?
a) Увеличивается
b) Уменьшается
c) Не изменяется
12. Чему равна постоянная Фарадея:
а) 85964 Кл/моль
б) 64985 Кл/моль
в) 96485 Кл/моль
13. При электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами на аноде выделяется:
а) цинк
б) кислород
в) водород
г) сера
14. Объем кислорода (в л, н.у.), выделившегося на инертном аноде при пропускании электрического тока силой 20 А в течение 2,5 ч через раствор сульфата калия, равен:
а) 10,4
б) 11,2
в) 6,8
г) 20,6
15. При электролизе раствора хлорида натрия образуются:
а) натрий и хлор
б) гидроксид натрия, хлор и водород
в) кислород и хлор
г) натрий, хлор и соляная кислота
16. Скорость коррозии, как и всякой химической реакции, очень сильно зависит от:
а) температуры
б) материала
в) лунного цикла
17. Что вызывает коррозию металлов и сплавов:
а) вода и кислород
б) краски
в) растворы солей
18. Что обычно используют для защиты стальных корпусов морских судов:
а) Zn
б) Na
в) Fe
19. Что является продуктом коррозии железа:
а) серая ржавчина
б) зелёная ржавчина
в) бурая ржавчина
20. Окраска пламени ионом калия … .
a) желтая
b) фиолетовая
c) красная
d) зеленая
Система знаний по дисциплине «Химия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются химические закономерности. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение.
Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается оформлением отчетов по лабораторным работам, подведением итогов: выводами по теме и выставлением баллов.
3.систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение лекционных материалов, учебников, решение задач, подготовка к защите отчетов по лабораторным работам. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Химия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Химия» следует усвоить:
фундаментальные физико-химические законы, лежащие в основе технологических процессов; химические элементы и их соединения, методы и средства химического исследования веществ и их превращений.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году