МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Транспортно-технологических машин и комплексов
Проректор по учебной
и научной работе
Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)
Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Направленность (профиль) Автомобильный сервис
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. техн. наук, доц., Гордеев А.А.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 916).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов
Направленность (профиль) Автомобильный сервис, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Алатырев А.С.
Заведующий выпускающей кафедрой Гаврилов В.Н.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
– изучение видов гидравлических и пневматических машин, применяемых в сельском хозяйстве;
– изучение типов гидро- и пневмоприводов, применяемых в транспортных и транспортно-технологических машинах;
– освоение теоретических и практических основ по эффективному использованию гидравлических машин и гидропривода в сельскохозяйственном производстве;
– освоение теоретических и практических основ по эффективному использованию пневматических машин и пневмопривода в сельскохозяйственном производстве;
– изучение конструкции, работы и правил эксплуатации гидравлических и пневматических машин;
– изучение способов использования гидравлических и пневматических систем при конкретном технологическом процессе;
– изучение принципов планирования технологических процессов производства с использованием гидравлических и пневматических машин;
– выбор типа гидропривода при составлении схем гидравлических машин;
– ознакомление с методами компоновки гидравлических и пневматических систем;
– приобретение навыков работы на машинах с использованием пневмогидропривода.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Гидравлика и гидропневмопривод
Информационные технологии и прикладное программирование
Конструкция и эксплуатационные свойства ТиТТМО
Общая электротехника и электроника
Теория механизмов и машин
Эксплуатационные материалы
Основы проектной деятельности
Психология личности и профессиональное самоопределение
Русский язык и культура речи в транспортной сфере
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Учебная практика, ознакомительная практика
Начертательная геометрия и инженерная графика
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Детали машин и основы конструирования
Контроль и диагностика ТиТТМО
Малотоксичные топливные материалы
Надежность технических систем
Тенденции развития автомобилестроения
Цифровые технологии в техническом сервисе
Деловые коммуникации в техническом сервисе
Основы предпринимательской деятельности
Производственная практика, эксплуатационная практика
Типаж и эксплуатация технологического оборудования
Бизнес-планирование в техническом сервисе
Налоги и налогообложение в техническом сервисе
Нормативно-правовая база технического сервиса
Обслуживание и ремонт газобаллонного оборудования
Организация сервиса ТиТТМО
Технология восстановления деталей ТиТТМО
Вторичный рынок транспортных средств
Организация и технология фирменного сервиса
Основы проектирования предприятий технического сервиса
Производственная практика, преддипломная практика
Производственно-техническая инфраструктура предприятий технического сервиса
Ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
Страховые отношения в техническом сервисе
Тюнинг транспортных средств
Управление техническими системами
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
ПК-2. Способен разрабатывать организационные схемы, стандарты и процедуры и выполнять руководство процессами постпродажного обслуживания и сервиса
ПК-2.3 Проводит работы по совершенствованию организации процессов постпродажного обслуживания и сервиса, его технологии, информатизации и автоматизации бизнес-процессов на базе передового отечественного и зарубежного опыта
ПК-3. Способен организовать и координировать взаимодействия с под-разделениями организации и внешними контрагентами по постпродажному обслуживанию и сервису
ПК-3.3 Анализирует технологические и материаловедческие характеристики инновационной продукции при разработке проектов ее производства, оценивает показатели её совокупной стоимости владения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
-физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;
-основные уравнения гидростатики, гидродинамики и пневматических систем, законы термодинамики;
-физические принципы, используемые в пневматических системах;
-конструкцию и принцип действия гидромашин;
-конструкцию и принцип действия элементов и устройств пневмопривода;
-достоинства и недостатки систем, использующих пневматическую и гидравлическую энергию, по сравнению с электрическими.
- рассчитывать гидравлические сопротивления;
-производить расчет гидротрубопроводов;
-подбирать насосы по их рабочим характеристикам в зависимости от условий применения;
-производить сборку и наладку насосных установок;
-пользоваться термодинамическими диаграммами и таблицами для определения состояния рабочих тел.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
- применения основных законов гидравлики, сравнительного анализа различных способов проведения гидравлических процессов;
- эксплуатации гидравлических машин и гидросистем, характерных неисправностях гидрооборудования и методах их устранения.
- теоретическими основами гидравлических и пневматических машин используемых в сельскохозяйственном производстве.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Общие сведения о гидравлических и пневматических системах машин /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Общие сведения о гидравлических и пневматических системах машин /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Общие сведения о гидравлических и пневматических системах машин /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Опрос;
Защита лабораторных работ
Общие сведения о гидравлических и пневматических системах машин /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Раздел 2. Гидравлические машины, гидро- и пневмопривод.
Гидравлические машины, гидро- и пневмопривод.
/Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические машины, гидро- и пневмопривод. /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические машины, гидро- и пневмопривод. /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Опрос;
Защита лабораторных работ
Гидравлические машины, гидро- и пневмопривод. /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидродинамические передачи. /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидродинамические передачи. /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидродинамические передачи. /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Опрос;
Защита лабораторных работ
Гидродинамические передачи. /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Объёмный гидропривод. Гидродвигатели. /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Объёмный гидропривод. Гидродвигатели. /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Объёмный гидропривод. Гидродвигатели. /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Объёмный гидропривод. Гидродвигатели. /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические цилиндры /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические цилиндры /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические цилиндры /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические цилиндры /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидро- и пневмораспределители /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидро- и пневмораспределители /Пр/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидро- и пневмораспределители /Лаб/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Опрос;
Защита лабораторных работ
Гидро- и пневмораспределители /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические следящие приводы (усилители). /Лек/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Гидравлические и пневматические следящие приводы (усилители). /Ср/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
Подготовка и сдача зачёта /Зачёт/
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-2.3 ПК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Структурная схема гидропривода
2. Классификация и принцип работы гидроприводов
3. Преимущества и недостатки гидропривода
4. Характеристика рабочих жидкостей
5. Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей
6. Гидравлические линии
7. Расчет гидролиний
9. Гидравлические машины шестеренного типа
10. Пластинчатые насосы и гидромоторы
11. Классификация гидроцилиндров
12. Расчет гидроцилиндров
13. Редукционный клапан
14. Обратные гидроклапаны
15. Ограничители расхода
16. Делители (сумматоры) потока
17 Гидробаки и теплообменники
18. Фильтры
19. Уплотнительные устройства
20. Гидравлические аккумуляторы
21. Средства измерения параметров гидросистем
22. Классификация гидроусилителей
23. Способы разгрузки насосов от давления
24. Сравнение способов регулирования параметров рабочей жидкости в гидравлических машинах
25. Монтаж объемных гидроприводов
26. Эксплуатация объемных гидроприводов в условиях низких температур
27. Основные неполадки в гидросистемах и способы их устранения
28. Структурная схема пневмопривода
29. Классификация и принцип работы пневмоприводов
30. Преимущества и недостатки пневмоприводов
31. Характеристика рабочих воздушных смесей
32. Выбор и эксплуатация рабочих воздушных смесей
33. Пневматические линии
34. Расчет пневмолиний
35. Типы пневматическиех машин
36. Классификация пневмоцилиндров
37. Расчет пневмоцилиндров
38. Редукционный клапан
39. Ограничители расхода воздуха и контрольные приборы
40. Пневмобаки и рессиверы
41. Фильтры воздушных смесей
42. Пневматические аккумуляторы
43. Средства измерения параметров пневмосистем
44. Способы разгрузки компрессоров от давления
45. Сравнение способов регулирования параметров воздушного потока в пневматических машинах
46. Монтаж объемных гидроприводов
47. Эксплуатация пневмоприводов в условиях низких температур
48. Основные неполадки в пневмосистемах и способы их устранения
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
Темы докладов
1. Структурная схема гидропривода
2. Классификация и принцип работы гидроприводов
3. . Преимущества и недостатки гидропривода
4. Характеристика рабочих жидкостей
5. . Выбор и эксплуатация рабочих жидкостей
6. Гидравлические линии
7. . Гидравлические машины шестеренного типа
8. . Пластинчатые насосы и гидромоторы
9. . Классификация гидроцилиндров
10. Редукционный клапан
11. . Обратные гидроклапаны
12. . Ограничители расхода
13. . Делители (сумматоры) потока
14. Гидробаки и теплообменники
15. . Фильтры
16. . Уплотнительные устройства
17. . Гидравлические аккумуляторы
18. . Средства измерения параметров гидросистем
19. . Классификация гидроусилителей
20. . Способы разгрузки насосов от давления
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
21. . Сравнение способов регулирования параметров рабочей жидкости в гидравлических машинах
22. . Монтаж объемных гидроприводов
23. . Эксплуатация объемных гидроприводов в условиях низких температур
24. . Основные неполадки в гидросистемах и способы их устранения
25. . Структурная схема пневмопривода
26. Классификация и принцип работы пневмоприводов
27. . Преимущества и недостатки пневмоприводов
28. Характеристика рабочих воздушных смесей
29. . Выбор и эксплуатация рабочих воздушных смесей
30. Пневматические линии
31. Расчет пневмолиний
32. Типы пневматическиех машин
33. Классификация пневмоцилиндров
34. Расчет пневмоцилиндров
35. Редукционный клапан
36. Ограничители расхода воздуха и контрольные приборы
37. . Пневмобаки и рессиверы
38. Фильтры воздушных смесей
39. . Пневматические аккумуляторы
40. Средства измерения параметров пневмосистем
41. Способы разгрузки компрессоров от давления
42. Сравнение способов регулирования параметров воздушного потока в пневматических машинах
43. Монтаж объемных гидроприводов
44. Эксплуатация пневмоприводов в условиях низких температур
45. Основные неполадки в пневмосистемах и способы их устранения
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Гидравлика и гидропневмопривод: учебное пособие
М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Гидропривод сельскохозяйственной техники: учебное пособие
6.1.3. Методические разработки
Васильев А. Г., Творогов В. А., Максимов И. И.
Лабораторный практикум Гидравлические машины и гидроприводы: лабораторный практикум
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Комплект программ AutoCAD
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Оборудование для проведения лабораторных работ: «Определение режима движения жидкости», «Опытная иллюстрация уравнения бернулли», «Определение коэффициента сопротивления», «Истечение жидкости через отверстия и насадки», «Гидравлический удар в напорном трубопроводе», «Водоподъемники», «Динамические и объемные насосы», «Объемный гидропривод», «Гидродинамические передачи». Экран настенный рулонный. Доска ученическая настенная 3-х элементная, столы (16 шт.), стулья ученические (32 шт.), кафедра лектора настольная, стеллажи, сейф, стул полумягкий черный, стол преподавательский (2 шт.)
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стол преподавательский (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (25 шт.), плакат настенный (1 шт.)
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (персональные компьютеры) (3 шт.). Стол ученический 2-х местный (5 шт.), стул ученический (7 шт.)
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.
Система знаний по дисциплине «Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным, практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, определений, законов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________