2024-2025_23_03_03_24-1 ЭТТМиК (АС)_plx_Русский язык и культура речи в транспортной сфере
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.02.01
Русский язык и культура речи в транспортной сфере
Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобильный сервис

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
8
8
8
8
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Черноярова М.Ю.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 916).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Русский язык и культура речи в транспортной сфере" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Направленность (профиль) Автомобильный сервис, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Гаврилов В.Н. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
- формирование навыков грамотной речи, совершенствование коммуникативной культуры студентов;
1.2
- создание у студентов представления о системе русского литературного языка, о языковой норме, о функциональных стилях современного русского языка.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.2
Студенты в среде электронного обучения
2.1.3
Химия
2.1.4
Экономическая теория
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Гидравлика и гидропневмопривод
 
2.2.2
Общая электротехника и электроника
 
2.2.3
Сопротивление материалов
 
2.2.4
Теория механизмов и машин
 
2.2.5
Эксплуатационные материалы
 
2.2.6
Гидравлические и пневматические системы транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования (ТиТТМО)
 
2.2.7
Компьютерное моделирование
 
2.2.8
Маркетинг
 
2.2.9
Метрология, стандартизация и сертификация
 
2.2.10
Обслуживание и ремонт автоматических коробок передач
 
2.2.11
Производственная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.12
Электроника и электрооборудование ТиТТМО
 
2.2.13
Детали машин и основы конструирования
 
2.2.14
Контроль и диагностика ТиТТМО
 
2.2.15
Надежность технических систем
 
2.2.16
Теплотехника
 
2.2.17
Цифровые технологии в техническом сервисе
 
2.2.18
Деловые коммуникации в техническом сервисе
 
2.2.19
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.20
Типаж и эксплуатация технологического оборудования
 
2.2.21
Организация сервиса ТиТТМО
 
2.2.22
Технология восстановления деталей ТиТТМО
 
2.2.23
Вторичный рынок транспортных средств
 
2.2.24
Организация и технология фирменного сервиса
 
2.2.25
Производственная практика, преддипломная практика
 
2.2.26
Ремонт силовых агрегатов и трансмиссий
 
2.2.27
Тюнинг транспортных средств
 
2.2.28
Управление техническими системами
 
2.2.29
Экспертиза ТиТТМО
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1 Знает: методики поиска, сбора и обработки информации, метод системного анализа
 
 
 
УК-1.2 Умеет: применять методики поиска, сбора, обработки информации, системный подход для решения поставленных задач и  осуществлять критический анализ и синтез информации, полученной из актуальных российских и зарубежных источников
 
 
 
УК-1.3 Имеет навыки: поиска, сбора и обработки, критического анализа и синтеза информации, для решения поставленных задач
 
 
 
Оснащенность
 
УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1 Знает: основные приемы и нормы социального взаимодействия, основные понятия и методы конфликтологии, технологии межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии
 
 
 
УК-3.2 Умеет: устанавливать и поддерживать контакты, обеспечивающие успешную работу в коллективе, применять основные методы и нормы социального взаимодействия для реализации своей роли и взаимодействия внутри команды
 
 
 
УК-3.3 Имеет навыки: социального взаимодействия и работы в команде
 
 
 
УК-4. Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
 
УК-4.1 Знает: принципы построения устного и письменного высказывания на русском и иностранном языках, правила и закономерности деловой устной и письменной коммуникации
 
 
 
УК-4.2 Умеет: применять на практике деловую коммуникацию в устной и письменной формах, методы и навыки делового общения на русском и иностранном языках
 
 
 
УК-4.3 Имеет навыки: чтения и перевода текстов на иностранном языке в профессиональном общении
 
 
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время,  использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- основные понятия и законы современного русского литературного языка;
3.1.2
-основные закономерности речевого взаимодействия человека и общества;
3.1.3
-экстралингвистические и лингвистические особенности функциональных стилей современного русского литературного языка;
3.1.4
-особенности официально-делового стиля общения и его разновидностей, особенности устной и письменной речи в сфере делового общения;
3.1.5
-принципы создания устного публичного выступления информативного и воздействующего характера;
3.1.6
- основные нормы русского литературного языка.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять полученные знания в практической деятельности, анализировать явления современного русского языка, пользуясь системой основных лингвистических понятий и терминов;
3.2.2
- использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на русском языке в учебной и профессиональной  деятельности;
3.2.3
- анализировать и обобщать, критически воспринимать текстовую информацию в учебно-профессиональной, научной и официально-деловой сферах общения;
3.2.4
- создавать и редактировать тексты профессионального и официально-делового назначения в соответствии с нормами современного русского литературного языка и стандартами оформления деловой документации,
3.2.5
- логически верно, аргументировано, ясно и точно строить деловую, научную, публицистическую речь,
3.2.6
- пользоваться словарями и справочниками.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения норм современного русского литературного языка, навыками литературного редактирования и практического использования системы функциональных стилей речи;
3.3.2
- коммуникации, различными способами вербальной и невербальной коммуникации;
3.3.3
- техникой речи;
3.3.4
- способами создания речевого и неречевого портрета оратора,
3.3.5
- создания жанров устного делового общения (беседа, телефонный разговор, деловое совещание, переговоры, презентации),
 
Оснащенность
 
3.3.6
- публичной профессионально-ориентированной дискуссии,
3.3.7
- качествами хорошей речи,
3.3.8
- применения правил русского речевого этикета в повседневном обиходе (при  приветствии, прощании и др.);
3.3.9
- социального взаимодействия и работы в команде.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Культура речи. Ее предмет и задачи

 
Понятие культуры речи. Ее предмет и задачи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практическом  занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Понятие культуры речи. Ее предмет и задачи. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практическом  занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
Понятие культуры речи. Ее предмет и задачи. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практическом  занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
 
Раздел 2. Аспекты культуры речи в профессиональной деятельности работников транспортной сферы

 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Оснащенность
 
Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

6
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности в профессиональной деятельности работников транспортной сферы /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности в профессиональной деятельности работников транспортной сферы /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности в профессиональной деятельности работников транспортной сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов
0
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры в профессиональной деятельности работников транспортной сферы

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов.
0
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры в профессиональной деятельности работников транспортной сферы

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов
0
 
Оснащенность
 
Этический аспект культуры речи и его основные особенности. Этические нормы речевой культуры в профессиональной деятельности работников транспортной сферы

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов. 
0
 
 
Раздел 3. Культура монологической речи. Виды речи. Стили языка.

 
Виды речи. Понятие монологической речи. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов.
0
 
Виды речи. Понятие монологической речи. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов.
0
 
Виды речи. Понятие монологической речи /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов.
0
 
Ораторская речь /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
проблемная лекция
0
 
Ораторская речь /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Ораторская речь /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов.
0
 
Функциональные стили русского языка.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов и рефератов.
0
 
Функциональные стили русского языка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов и рефератов.
0
 
Функциональные стили русского языка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов.
0
 
 
Раздел 4. Логичность речи

 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение

упражнений. Подготовка докладов. 

0
 
Оснащенность
 
Понятие сложного синтаксического целого. Логические ошибки в словоупотреблении. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Выполнение упражнений. Подготовка докладов 
0
 
 
Раздел 5. Понятие дискуссии

 
Понятие спора /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
1
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов 
0
 
Понятие спора /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов 
0
 
Понятие спора /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Подготовка докладов. 
0
 
Стратегия и тактика спора в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. Вопросно-ответный комплекс /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
1
Опрос на практических занятиях занятии. Дискуссия.
0
 
Стратегия и тактика спора в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. Вопросно-ответный комплекс /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

1
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
учебная дискуссия
0
 
Оснащенность
 
Стратегия и тактика спора в профессиональной деятельности работников транспортной сферы. Вопросно-ответный комплекс /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на практических занятиях занятии. Дискуссия.
0
 
 
Раздел 6. Зачет

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-4.1 УК-4.2 УК-4.3 УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Устный опрос. Тестирование.
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Вопросы для оценки знаний теоретического курса

1. Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности.

2. Компоненты «культуры речи».

3. Нормативный компонент культуры речи.

4. Культура речи как научная дисциплина.

5. Этический компонент культуры речи в профессиональной деятельности работников транспортной сферы.

6. Определение понятия «литературный язык».

7. Отличие устной речи от письменной речи.

8. Характерные особенности нормы.

9. Орфоэпические нормы русского языка.

10. Лексические нормы русского языка.

11. Морфологические нормы русского языка.

12. Синтаксические нормы русского языка.

13. Виды ораторской речи.

14. Фигуры речи.

15. Понятие стиля. Стили речи с точки зрения морфологии, лексики, синтаксиса.

16. Научный стиль.

17. Публицистический стиль.

18. Официально-деловой стиль в профессиональной деятельности работников транспортной сфере.

19. Разговорный стиль.

20. Коммуникативные качества речи работников транспортной сферы.

21. Основы красноречия. Оратор и его аудитория.

22. Композиция публичного выступления.

23. Аргументация в ораторской речи.

24. Основы полемического мастерства работников транспортной сферы.

25. Понятие литературного языка.

26. Виды служебных документов.

Вопросы на оценку понимания/умений студента

1. Дайте определение понятия «культура речи».

2. Из каких компонентов состоит «культура речи»?

3. Что представляет собой нормативный компонент культуры речи?

4. Раскройте содержание коммуникативного компонента культуры речи.

5. Что предполагает этический компонент культуры речи?

6. Дайте определение понятию «литературный язык». Укажите признаки литературного языка.

7. Чем устная речь отличается от письменной речи?

8. Укажите характерные особенности нормы.

9. Какие основные правила на постановку ударений вы знаете?

10. В чем заключается смысл понятий «орфоэпия» и «акцентология»?

11. Как проявляется коммуникативная функция языка?

 
Оснащенность
 
12. Что означает выражение «точность» речи?

13. В чем заключается смыл понятия "богатство" русского языка?

14. Что такое выразительность речи? От чего она зависит?

15. Чем отличаются фатическая, эмотивная, апеллятивная и эстетическая функции языка?

16. Что такое речевой этикет?

17. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

18. В чем проявляется национальная специфика речевого этикета?

19. На какие группы делятся формулы речевого этикета?

20. Какова история обращений  людей друг к другу в России?

22. Что представляет собой речевая деятельность?

23. Как вы сможете доказать, что речевая деятельность носит социальный характер?

24. Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?

25. От чего зависит эффективность речевой коммуникации работников транспортной сферы?

26. Что понимается под невербальными средствами общения?

27. Какие типы жестов бывают и чем они отличаются?

28. Какая форма речи называется диалогом?

29. Что такое диалогическое единство и какова его структура?

30. Какие типы диалогов вы знаете?

31.Что такое монолог?

32. Какие типы монологической речи вы знаете?

33. Что такое полилог?

34. Какие требования предъявляют к составу и оформлению реквизитов документов?

35. Чем отличаются различные типы служебных документов?

36. Какие аспекты содержания документов могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей?

37. Как проявляются правила этикета в практике делового письма работников транспортной сферы?

38. Чем отличаются русские и зарубежные школы делового письма?

39. Чем отличаются функционально-смысловые типы речи?

40 Чем отличаются различные стили речи?

41.Какими жанрами представлен научный стиль?

42.Каковы стилеобразующие факторы научного стиля?

43.Каковы лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля?

44.Каковы содержательные, структурные и языковые особенности произведений учебно-научных жанров?

45.В чем специфика жанров собственно научного стиля?

46.Чем отличается научно-популярная литература от других произведений научного стиля? Какие речевые нормы для нее характерны?

47.Что такое унификация и стандартизация документов?

48.На какие группы делятся деловые письма в зависимости от их содержания и объема?

49.Какие виды служебных документов принято выделять?

50.Чем отличаются «язык газет» и «публицистический стиль»?

51.Чем отличаются речевой стандарт и штамп?

52.Чем отличаются друг от друга различные жанры публицистики?

53.Каковы основные черты газетно-публицистического стиля? Какими языковыми средствами они выражаются?

54.Каковы экстралингвистические условия функционирования разговорной речи?

55.Чем отличаются нормы литературного языка и разговорного стиля?

56. Каковы особенности произношения в разговорной речи?

57. В чем заключается специфика морфологических норм разговорного стиля?

58. В чем заключается синтаксическое  своеобразие разговорной речи?

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Темы докладов:

1. Идеальный лектор, особенности лекторской речи.

2. Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства привлечения внимания, установления и поддержания контакта.

3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

4. Культура и этика общения.

5. Этикет делового общения.

6. Национальные особенности этикетных форм поведения разных народов.

7. Этикет обращения к собеседнику.

8. Язык рекламы.

9. Огрубление русского языка в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).

10. Иноязычная лексика в современных информационных жанрах.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
11. Публичное выступление: речь политиков.

12. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи.

13. Спорить, но не ссориться - возможно ли это? (искусство спора)

14. Основные полемические приемы и уловки.

15. Ораторское искусство как социальное явление.

16. Виды ораторского искусства.

17. Развитие риторики в России.

Тематика эссе:

1. Современное состояние русского языка

2. Судьба заимствованных слов в современном русском языке.

3. Причины и способы появления литературных норм.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю.
Русский язык. Культура речи. Деловое общение: учебник
М.: КНОРУС, 2012
7
 
Л1.2
Лысова Т. В., Попова Т. В.
Культура научной и деловой речи: учебник
М.: ФЛИНТА, 2016
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Федосюк М. Ю.
Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие
М.: ФЛИНТА, 2017
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
 
Э2
Библиотека учебной и научной литературы
 
Э3
Словари
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows 10
6.3.1.9
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.10
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.11
ОС Windows XP
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
Оснащенность
 
6.3.2.4
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
18а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 2-х местные со скамейкой (8 шт.), экран с электроприводом DRAPER BARONET HW (1 шт.), стенды (3 шт.), шкафы книжные (2 шт.), тумба (2 шт.), портреты (6 шт.), стул п/м (1 шт.)
Пр
 
34а
Учебная аудитория
Стол преподавателя (1 шт.), столы (16 шт.), стулья (30 шт.), стул преподавателя (1 шт.), доска (1 шт.)
Пр
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего, промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи в транспортной сфере» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, пополняя, углубляя, систематизируя свои теоретические знания.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых излагаются основные положения дисциплины. Студенту важно понять, что во время лекции он не должен пассивно воспринимать материал, его задача - творчески переосмыслить материал во время самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известные с вновь получаемыми знаниями, понять логику лектора, следить как за ходом его мыслей, так и за аргументацией, находить в ней кажущиеся «слабости». Лектору можно задать вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать ход лекции. Слушая лекцию, следует фиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома: уточнить то, что записано, дополнить записи  материалом, который не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задания для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, который формулирует цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях  разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются доклады. Студенты, пропустившие занятие или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: делаются основные выводы и выставляются оценки.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников, отдельных разделов из монографий и статей современных отечественных и зарубежных лингвистов, написание докладов эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя студенты занимаются научно-исследовательской работой, что предполагает подготовку их выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднений у студентов при освоении дисциплины, а также в случае пропусков ими занятий обучающиеся приглашаются преподавателем на консультации.

При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи в транспортной сфере» следует усвоить:

- основные понятия и категории современного литературного языка;

- основные особенности основных стилей речи;

- культуру речевого высказывания;

- умение успешно коммуницировать в области профессиональной деятельности.

 
Оснащенность
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________