(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Автомобильный сервис
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Автомобильный сервис, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Э1
Тестирование.
Э1
Э1
Э1
Тестирование.
Э1
Э1
Э1
Тестирование.
Э1
Э1
Э1
Тестирование.
Э1
1. Психология и педагогика как наука. Предмет и задачи психологии.
2. Структура психологии. Отрасли психологии.
3. Основные направления современной психологии.
4. Методы исследования в психологии и педагогике.
5. Ощущения: понятия, виды и свойства.
6. Характеристика восприятия пространства, времени и движения.
7. Внимание: понятие, виды, свойства.
8. Характеристика памяти. Виды памяти
9. Воображение: понятие, механизмы.
10. Классификация базовых понятий, индивид, личность, субъект, индивидуальность.
11. Социализация личности: понятие, средства, механизмы.
12. Сознание: понятие, структура (Леонтьев А.Н.). Факторы возникновения сознания.
13. Сравнительный анализ психики человека и животных.
14. Я - концепция личности: понятие, структура, виды.
15. Механизмы защитного поведения: виды, функции.
16. Потребности, мотивы, направленность личности.
17. Психологическая характеристика способности.
18. Психологическая характеристика темперамента.
19. Особенности формирования характера.
21. Сущность эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств.
22. Особенности настроения, аффектов, фрустрации, стресса.
23. Психологическая характеристика воли.
24. Деятельность: понятие, структура и виды.
25. Общение: понятие, виды, функции. Вербальное и невербальное общение.
26. Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики.
27. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
28. Образовательная система России.
29. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
30. Педагогический процесс.
31. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.
32. Воспитание в педагогическом процессе.
33. Общие формы организации учебной деятельности.
34. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
35. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
36. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Обоснуйте необходимость и актуальность научного подхода к решению психологических и педагогических проблем жизни и деятельности в современных условиях.
2. Какими возможностями располагают психологическая и педагогическая науки в решении человеческих проблем?
3. В чем заключается психологическая подготовленность специалиста – выпускника высшей школы?
4. Назовите объект и предмет педагогической науки?
5. В чем специфика образования и образованности, обучения и обученности, воспитания и воспитанности, развития и развитости?
6. Каковы сущность, цели и задачи воспитания?
7. Назовите основные содержательные принципы воспитания и поясните, как их надо реализовать на практике.
8. Что имеют в виду, когда говорят о конкретном человеке как о личности?
9. Назовите основные психологические свойства личности и дайте их системную характеристику.
10. В чем психологические различия индивидуальности личности и индивидуализма?
11. Каково соотношение врожденного и приобретенного в человеке? Какие доводы можно привести в обоснование решающей роли приобретенного, носящего социальный характер, и какие для обоснования противоположного?
12. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования?
13. Перечислите основные психологические приемы общения.
14. Способности и задатки: что выступает в качестве задатков к развитию человеческих способностей?
15. В чем заключаются механизмы развития характера?
16. Назовите типы темперамента. Дайте им психологическую характеристику.
17. Какого значение ощущения в жизни человека?
18. Чем отличается восприятие от ощущения?
19. Что понимается под чувствами и что понимается под эмоциями?
20. Что такое внимание? Каковы его признаки и свойства?
21. Что вы понимаете под волей регуляцией поведения человека?
22. Дайте определение теста. Что можно выявить с помощью теста?
23. Выделите основные характеристики малых групп.
24. Дайте определение коллектива.
25. Что принято называть психологией трудового коллектива?
26. Каковы способы и правила воздействия на взаимоотношения в коллективе?
27. Чем различаются понятия «лидер» и «руководитель»?
28. Охарактеризуйте семью как малую группу.
29. Определите, что такое предмет и объект педагогики.
30. Перечислите основные задачи и методы педагогики.
31. В чем состоит особенность педагогики как науки?
32. В чем сущность образования как социального явления?
33. Охарактеризуйте образование как систему.
34. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
35. Выделите основные закономерности педагогического процесса.
36. Перечислите основные принципы дидактики.
37. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.
38. Перечислите функции обучения.
39. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.
40. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.
41. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.
43. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
44. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
45. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.
46. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?
47. Перечислите принципы семейного воспитания.
48. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.
49. Что такое семейный конфликт?
50. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.
51. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?
52. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».
53. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.
54. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
1. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.
2. Становление педагогики как науки
3. Человек как предмет воспитания
4. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры
5. Отрасли советской психологической науки.
6. Характеристика процесса обучения
7. Психология и педагогика в первой половине XIX в.
8. Развитие психологии в эпоху Возрождения.
9. Психология и педагогика как учение о совершении психических деятельностей.
10. Развитие психологических идей в арабоязычной науке.
11. Дидактические теории и концепции
12. Рационализм в психологии.
13. Сенсуализм в психологии.
14. Развитие ассоциативной психологии.
15. Развитие экспериментальной психологии.
16. Методологический кризис в психологии.
17. Общая характеристика глубинной психологии. Психоаналитическая теория З. Фрейда.
18. Аналитическая Психология и педагогика К. Юнга.
19. Индивидуальная Психология и педагогика А. Адлера.
20. ГештальтПсихология и педагогика.
21. Бихевиористическое направление в психологии.
22. Образовательные системы и развитие личности
23. Философские учения о психической деятельности в середине XIX в.
24. Отечественная Психология и педагогика в 20-40-е годы ХХ века.
25. Российская Психология и педагогика во второй половине ХХ века.
26. Школы психологии.
27. Развитие и социализация личности в семье
28. Становление и развитие российской экспериментальной психологии ХIХ-ХХ веках (Н.Я. Грот, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге).
29. Концепция объективной психологии В.М. Бехтерева.
30. Вклад А.Р. Лурия в разработку нейропсихологии.
31. Деятельностный подход в психологии (А.Н. Леонтьев).
32. Вклад Б.Г. Ананьева в развитие отечественной психологии.
33. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
34. Естественнонаучные предпосылки преобразования психологии в самостоятельную науку.
Система знаний по дисциплине «Психология личности и профессиональное самоопределение» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты; имеют представление о направлениях и средствах саморазвития в межличностной и профессиональной сферах. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные
При изучении дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» следует усвоить:
• простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
• современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году