(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Возникновение химических элементов и солнечной системы?
3. Этапы эволюции биосферы, возникновение жизни?
4. «Химия и экология» и «Зеленая химия» - единство целей и разница их реализации?
5. Температурный профиль и структура атмосферы как следствие воздействия солнечной радиации?
6. Изменение давления и химического состава воздуха по высоте?
7. Постоянные и переменные компоненты воздуха и поллютанты?
8. Экзосфера, ионосфера, стратосфера, тропосфера особенности химического состава?
10. Природные и антропогенные источники возникновения загрязнителей атмосферы?
11. Неорганические и органические поллютанты - химические механизмы их трансформации?
12. Первичное и вторичное загрязнение приземного слоя воздуха?
13. Воздействие атмосферных иоллютантов па экосистемы, растения, человека?
14. Особенности строения молекулы воды, структура «мономеров» и «ассоциатов» в поверхностных водах?
15. Понятие о «Тяжелой» и «Сверхтяжелой» воде?
16. Экологические типы вод?
17. Физические, органолептические, химические, физиологические, радиоактивные свойства природных вод?
18. Круговорот воды в природе?
19. Классификация природных вод?
20 Уникальность воды атмосферы?
21 Особенности поверхностных вод гидросферы, подземные воды?
22 Макро-, мезо-, микро- компоненты природных вод?
23. Источники главных компонентов природных вод?
24. Основные токсиканты гидросферы: нефть и нефтепродукты?
25. Основные токсиканты гидросферы: полиииклические ароматические соединения?
26. Основные токсиканты гидросферы: синтетические органические вещества ( пестициды), ионы тяжелых металлов?
27. Основные токсиканты гидросферы: синтетические поверхностно-активные вещества (детергенты)?
28. Источники их возникновения токсикантов гидросферы, пути миграции, действие на экосистемы'?
29. Типы водопользования? Виды промышленного водопользования?
30. Требования, предъявляемые к питьевой воде, воде хозяйственно-бытового назначения, воде для орошения и полива?
31. Современные модели химического состава глубинных геосфер: ядра, мантии, нижней части Земной коры?
32. Систематика элементов по Гольдшмидту?
33. Систематика элементов Вернадскому?
34. Биофильные элементы: макро и микро- элементы?
35. Биофобные элементы?
36. Минералы - основная форма нахождения элементов в Земной коре?
37. Химические особенности главных процессов минералообразования магматического, гидротермального?
38. Химические особенности главных процессов минералообразования метаморфического, осадочного?
39. Химические особенности главных процессов минералообразования диагенетического, гипергенного?
40. Изоморфизм и адсорбция - факторы, увеличивающие разнообразие химического состава минералов?
41. Безминеральные виды нахождения химических элементов в Земной коре?
42. Виды миграции - механическая, физико-химическая?
43. Виды миграции биологическая миграции?
44. Внутренние и внешние факторы миграции?
45. Техногенная миграния - тяжелые металлы, нитраты, пестициды?
1. Природные и антропогенные факторы, определяющие химический состав поверхностных вод суши.
2. Круговорот биогенных элементов в водных экосистемах и последствия его нарушения.
3. Химический круговорот компонентов вод Мирового океана.
4. Химические превращения органических веществ в атмосфере.
5. Загрязнение окружающей среды и проблема изменения климата.
6. Проблемы нарушения кислотно-основного баланса в окружающей среде.
7. Химическая трансформация компонентов нефтяного загрязнения в окружающей среде.
8. Озоноразрушающие вещества, их источники и химическое поведение в атмосфере.
9. Влияние продуктов органического синтеза на качество окружающей среды.
10. Источники химического загрязнения окружающей среды.
11. Мониторинг химического загрязнения окружающей среды.
12. Применение химических и физико-химических методов анализа для контроля состояния объектов окружающей среды.
13. Особенности миграции загрязняющих веществ в различных средах.
14. Химические факторы почвенного плодородия и проблема деградации почв.
15. Гумусовые кислоты, их состав и свойства.
16. Биогенные элементы в почвенных процессах.
17. Окислительно-восстановительные процессы в почвах.
18. Тяжелые металлы в природных водах.
19. Буферность почв к внешним химическим воздействиям.
20. Ионный обмен и адсорбция ионов почвой.
Система знаний по дисциплине «Химия и экология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты; раскрываются концептуальные основы химии как одной из важнейших фундаментальных естественных наук, изучающей вещества, их свойства и процессы превращения веществ, сопровождающиеся изменением состава и структуры.
Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется учебной программой по химии окружающей среды и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. В процессе лекции необходимо акцентировать внимание студентов на химические и экологические закономерности, проводить связь с предыдущим и последующим материалом. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка (должны лежать тетради для записи, выставлена на столы химическое оборудование и реактивы пр.). Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, обсудить вопросы хода проведения опытов. На это также не должно быть потрачено более 15-20 мин. Остальное время занятия отводится на выполнение и оформление работы. На каждом занятии, параллельно с этой работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на защиту лабораторных работ. Студенты, пропустившие занятие, или
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации, материалов учебников, решение задач, написание докладов, рефератов для получения глубоких дополнительных знаний. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Химия и экология» следует усвоить: основные типы химических реакций (кислотно-основные, комплексообразования, окисления-восстановления) и процессов (осаждение, растворение, сорбция, экстракция), учение о растворах, теорию электролитической диссоциации, гидролиз, учение о скорости и термодинамике химических реакций, количественные соотношения в химии и законы стехиометрии, основные законы экологии, основные методы анализа неорганических и органических веществ.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году