(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
технологии
/Лек/
технологии
/Лаб/
технологии /Ср/
информационных технологий /Лек/
информационных технологий /Лаб/
информационных систем /Лек/
информационных систем /Лаб/
2. Информационно-технические системы;
3. Представление информации в виде данных в компьютере. Организация хранения информации в компьютере;
4. Пакеты прикладных программ на транспорте;
5. Взаимосвязь информационных технологий с математическими методами;
6. Основы передачи данных. Связь на транспорте;
7. Системный подход к решению задач автоматизации и управления на транспорте. Применение АСУ на транспорте.
8. Основные типы компьютеров. Устройство персонального компьютера. Системный блок;
9. Центральный процессор и его основные характеристики. Материнская (системная) плата. Платы (карты) расширения. Адресная шина и шина данных Разрядность и частота шины. Контроллер.
10. Принципы устройства памяти персонального компьютера. Оперативная память. КЭШ-память. Постоянная память. Полупостоянная память.
11. Клавиатура назначение, принцип действия и использование клавиш. Мышь и другие указательные устройства. Устройство и принцип действия мыши.
12. Назначение и принцип действия мониторов. Типы и основные характеристики мониторов;
13. Сканер: назначение типы, принцип действия. Дигитайзер и световое перо.
14. Назначение и основные типы принтеров.
15. Накопители и носители информации;
16. Технические характеристики дисков. Классификация дисков по возможности записи;
17. Устройство и принцип действия твердотельных накопителей.
18. Элементы САПР. Программное обеспечение. Технические средства;
19. Геометрическое моделирование. Основные виды моделей. Требования к геометрическому моделированию.
20. Методы построения. Двумерное моделирование. Трехмерное моделирование.
21. Представление с помощью границ и с помощью деревьев построения. Методы построения.
22. Необходимость уменьшения объема информации в информационно-технических системах. Теоретические основы сжатия данных;
23. Обратимость сжатия. Методы сжатия с регулируемой потерей информации. Алгоритмы обратимых методов. Синтетические алгоритмы;
24. Программные средства сжатия информации. Базовые функции диспетчеров архивов.
25. Информационная структура Российской Федерации. Информационная безопасность (ИБ) и ее составляющие;
26. Угрозы безопасности информации и их классификация. Основные виды защищаемой информации. Проблемы ИБ в мировом сообществе.
27. Защита от несанкционированного вмешательства в информационные процессы. Организационные меры. Инженерно-технические и иные методы зашиты информации;
28. Защита информации в локальных компьютерных сетях, антивирусная зашита. Специфика обработки конфиденциальной информации в компьютерных системах.
29. Технология подвижной связи. Типы подвижкой связи;
Примерный перечень вопросов к зачету с оценкой:
1. Принципы построения сетей сотовой связи. Алгоритмы функционирования систем сотовой связи. Системы подвижной связи;
2. Аналоговые системы подвижной сотовой связи;
3. Цифровые системы сотовой связи;
4. Структура и типы систем спутниковой связи. Действующие системы спутниковой связи;
5. Роль связи в организации транспортного обслуживания;
6. Назначение в область использования систем определения местоположения в связи. Системы GPS и ГЛОНАС. Технологические принципы реализации определения местоположения в локальных и зональных АСУ АТП.
7. Назначение и возможности спутникового мониторинга за автотранспортом. Действующие системы спутникового мониторинга;
8. Аппаратное и программное обеспечение спутникового мониторинга;
9. Работа систем спутникового мониторинга на основе электронного самописца. Работа системы спутникового мониторинга в режиме реального времени через сеть сотовой связи и Интернет.
10. Понятие автоматизированных информационных систем. Базы и банки данных. Понятие системы управления базами данных;
11. Модели организации данных. Типы автоматизированных информационных систем. Функции и решаемые задачи;
12. Информационно-логическая схема. Информационный объект и его атрибуты. Отношения и связи объектов;
13. Фактографические автоматизированные информационные системы;
14. Понятие реляционной базы данных. Ключевое поле. Схема базы данных. Типы связей в реляционных базах данных. Организация целостности в реляционных базах данных.
15. Таблицы - основы реляционных баз данных. Создание таблиц с помощью Конструктора;
16. Создание таблиц с помощью Мастера таблиц. Связи между таблицами;
17. Поиск информации в базе данных. Модификация базы данных с помощью запросов на изменение;
18. Обработка данных при помощи запросов на выборку. Формы и отчеты. Обмен данными с другими приложениями.
20. Семантически-навигационные системы;
21. Гипертекстовые информационные системы;
22. Пертинентность и релевантность. Информационно-поисковые каталоги, тезаурусы и генеральные указатели;
23. Информационно-правовые системы.
24. Структура и уровни построения АСУ на транспорте, их функции. Состав и задачи системы автоматизированного диспетчерского управления перевозками;
25. Задачи оперативного управления работой подвижного состава на маршрутах;
26. Оперативное управление пассажирскими перевозками АСУ взаимодействия различных видов транспорта;
27. Автоматизированная система оперативного управления ТО и ТР подвижного состава;
28. Автоматизированная система технико-экономического планирования и учета;
29. Проектирование и внедрение АСУ. Перспективы развития АСУ на автомобильном транспорте.
2. Технологии Интернет.
3. Технологии организации беспроводных сетей и мобильной связи.
4. Технологии электронной идентификации автотранспортных средств.
5. Облачные технологии, телеметрия и телемеханика на автотранспорте
6. Геоинформационные системы и технологии.
7. Технологии защиты информации.
8. Технологии информационного обеспечения процессов анализа автотранспортных систем.
9. Оптоволоконная связь: устройство, преимущество, особенности эксплуатации.
10. Стандарты сотовой связи. Особенности ведущих компаний региона.
11. Система глобального определения координат GPS/ Глонасс.
Система знаний по дисциплине «Информационные технологии на транспорте» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основные положения дисциплины.
Одна из лекций является проблемной. На этой лекции обучающемуся следует пытаться стать активным соучастником, войти в логику изложения материала лектора, следить за ходом его мыслей.
Во время лекции можно задавать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не нарушать порядок проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения и выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, и тесты. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. посещать лабораторные занятия, на которых происходит формирование соответствующих умений и навыков работы с вычислительной техникой, составление и решение задач, формирования отдельных технологических умений и навыков.
4. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
5. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
6. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Информационные технологии на транспорте», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году