(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Общая программа и методика планирования эксперимента. Нормативные документы на НИР.
Общая методика обработки опытных данных и определение погрешностей измерений.
Графическое изображение опытных данных и выбор эмпирических формул.
Научно-техническая информация. Научные публикации, отчеты и диссертации. О научно-исследовательской работе студентов.
/Лек/
Общая программа и методика планирования эксперимента. Нормативные документы на НИР.
Общая методика обработки опытных данных и определение погрешностей измерений.
Графическое изображение опытных данных и выбор эмпирических формул.
Научно-техническая информация. Научные публикации, отчеты и диссертации. О научно-исследовательской работе студентов.
/Пр/
Общая программа и методика планирования эксперимента. Нормативные документы на НИР
Общая методика обработки опытных данных и определение погрешностей измерений.
Графическое изображение опытных данных и выбор эмпирических формул.
Научно-техническая информация. Научные публикации, отчеты и диссертации. О научно-исследовательской работе студентов.
/Ср/
2. Дать определение науки.
3. Цель науки как сферы деятельности человека.
4. Сформулировать понятие «Задачи науки».
5. Сформулировать понятие «Научное исследование».
6. Перечислить основные формы научных исследований и на что они направлены.
7. Сформулировать понятие «Постановка вопроса».
8. Сформулировать понятие «Предмет исследования».
9. Сформулировать понятие «Объект исследования».
10. Что включают в себя требования к объекту исследования.
12. Сформулировать понятие «Программа и методика экспериментальных исследований».
13. Сформулировать понятие «Методика экспериментов».
14. Основные исходные данные для разработки методики.
15. В зависимости от чего выбирают конкретный вид критерия эффектив¬ности.
16. Сформулировать понятие «Задача обработки опытных данных».
17. На сколько этапов условно делится обработка опытных данных.
18. В чем заключается проверка полноты информации.
19. В чем заключается проверка пригодности информации.
20. Что позволяет критериальная обработка результатов исследований.
21. Что дает графическое изображение результатов опытов.
22. Что называется эмпирическими формулами.
23. Из каких этапов состоит процесс подбора эмпирических формул.
24. Какой ряд направлений выделяют в информатике.
25. Что является важнейшим компонентом системы информационного обеспечения.
26. Что получили название информационных продуктов.
27. Сформулировать понятие «Коллоквиум».
28. Сформулировать понятие «Реферат».
29. Сформулировать понятие «Автореферат».
30. Сформулировать понятие «Рецензия».
31. Сформулировать понятие «Монография».
32. Сформулировать понятие «Брошюра».
33. Сформулировать понятие «Диссертация».
1. Наука как информационно-познавательный способ освоения мира
2. Цель и задачи науки.
3. Основные черты научной рациональности и её исторические типы
4. Классификация наук по предмету и методу
5. Особенности прикладных и фундаментальных наук
6. Специфика гуманитарных и естественных наук
7. Функции науки в обществе
8. Генезис науки
9. Особенности античной науки
10. Специфика научного дискурса традиционного общества
11. Развитие науки в средневековых университетах (Вузах)
12. Наука в культуре европейской цивилизации. Проект Просвещения
13. Понятие о научных революциях. Феномен смены парадигм
14. Научно-технический прогресс и его черты
15. Наука в контексте глобализации
16. Теория и её место в структуре научного знания
17. Эмпирическое знание и его характеристики
18. Понятие метатеории
19. Философские основания науки
20. Понятие научной абстракции
21. Научная картина мира
22. Чувственные, эмпирические (абстрактные) и идеальные объекты: сравнительный анализ
23. Метод как инструмент научного исследования
24. Междисциплинарная методология в научных исследованиях
25. Особенности частнонаучной методологии
26. Специфика метататеоретических методов исследования, их место и роль в научном познании
27. Методология гуманитарного знания
28. Структурные компоненты научно-исследовательской деятельности
29. Фундаментальные научные исследования и их специфика
30. Особенности прикладных научных исследований
31. Проблема в научном исследовании
32. Научное направление и тема научного исследования
33. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования
34. Особенности проведения научного исследования: организация и методика
35. Специфика планирования научно-исследовательской работы
36. Подготовительный этап научного исследования
38. Этап реализации научного исследования
39. Этап оформления научного исследования
40. Этап апробации научного исследования
41. Специфика работы над научной статьёй
42. Особенности оформления списка литературы по ГОСТу
43. Стандарты и правила оформления основных элементов научных работ
44. Специфика оформления научных результатов в виде публикаций
45. Язык и стиль научной работы
46. Основные правила оформления ссылок (порядок цитирования)
47. Структура научной статьи
48. Руководство научными работами студентов
49. Порядок защиты курсовых и квалификационных работ
50. Основные структурные компоненты курсовых и квалификационных работ
51. Особенности подготовки докладов к конференциям
52. Требования к научным статьям, предъявляемые журналами, входящими в перечень ВАК
53. Основные научно-исследовательские учреждения в РФ
54. Особенности управления наукой в НИИ, лабораториях и на кафедрах ВУЗов
55. Функции ученого совета научно-исследовательского учреждения, вуза
56. Структурные подразделения в научно-исследовательских учреждениях и их функции
57. Специфика организации и проведения научных исследований в ВУЗах
58. Роль кафедр в проведении научных исследований в ВУЗах
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения научных исследований и основ патентоведения. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Основы научных исследований», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Основы научных исследований» следует усвоить:
понятия, термины в области научных исследований и испытаний, а именно что такое эксперимент, опыт, план эксперимента, планирование эксперимента, фактор и т.д.;
современную теорию и методику планирования эксперимента;
теоретические основы и методы проведения научных исследований;
порядка статистической обработки результатов исследований;
законов распределения случайных величин;
планирования многофакторного эксперимента;
состояния уровня развития техники в отдельной области;
особенности и правила оформления заявки на выдачу патента на полезную модель, промышленный образец, на изобретение, на евразийский патент, на промышленный образец.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году