(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- проблемная лекция
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- проблемная лекция
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- проблемная лекция
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- проблемная лекция
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование;
- выполнение отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
- выполнение практических работ;
- защита практических работ;
- контрольная работа;
- тестирование
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
1. Предмет и задачи математического моделирования.
2. Понятие модели, типы моделей. Свойства моделей.
3. Классификация математических моделей.
4. Этапы математического моделирования.
5. Необходимость и возможность применения математического моделирования в транс-портных процессах.
6. Решение оптимизационных задач в его анализ в среде MS Excel.
7. Требования, предъявляемые при использовании математических методов и моделей.
8. Общая задача линейного программирования. Основные элементы и понятия.
9. Построение математических моделей.
10. Геометрическая интерпретация и графический метод решения задач линейного программирования. Достоинства и недостатки метода.
11. Графический метод решения задач линейного программирования: понятия граничная прямая, полуплоскость и полупространство.
12. Понятия: Область решения. Область допустимых решений неравенства. Их определение на графике.
13. Способ определения экстремальной точки на области допустимых решений. Решение задачи.
14. Алгоритм графического метода решения задач линейного программирования.
15. Общая характеристика симплекс-метода.
16. Приведение задачи линейного программирования к каноническому виду. Экономическое содержание дополнительных переменных.
17. Понятия базисного решения (плана) задачи линейного программирования.
19. Понятие оптимального решения (плана). Признаки оптимальности опорного плана при решении задачи симплексным методом на минимум и максимум.
20. Двухэтапный алгоритм симплексного метода.
21. Правило выбора разрешающего столбца и разрешающей строки в задачах на минимум и максимум. Экономическое содержание этих действий.
22. Форма и содержание полной симплексной таблицы. Заполнение первой симплексной таблицы.
23. Расчет коэффициентов индексной строки первой симплексной таблицы.
24. Действия симплексного метода в исходной симплексной таблице.
25. Последовательность и заполнения новой таблицы и расчета новых значений элементов в полных симплексных таблицах.
26. Анализ решения по последней симплексной таблице. Значения переменных. Двойственные оценки. Коэффициенты замещения.
27. Двойственная задача линейного программирования и ее экономическая интерпретация.
28. Двойственные оценки (объективно обусловленные оценки) и их использование при анализе и корректировке оптимального решения. Место двойственных оценок в сим-плексной таблице.
29. Вырождение транспортной задачи и способы его преодоления.
30. Распределительные задачи. Определение и примеры.
31. Постановка и математическая модель транспортной задачи.
32. Условие разрешимости распределительных задач. Открытая и закрытая модели транс-портной задачи, их особенности. Фиктивный поставщик (потребитель), его запас (спрос), тарифы фиктивного поставщика (потребителя).
33. Матрица планирования перевозок. Размещение в матрице условий задачи.
34. Способы построения исходных опорных планов транспортной задачи. Общий алгоритм.
35. Алгоритм построения улучшенных опорных планов транспортной задачи методом потенциалов.
36. Особенности метода потенциалов при решении задач на минимум и максимум.
37. Правила построения цикла перераспределения перевозок.
38. Определение величины перераспределяемого груза
39. Перераспределение объемов перевозок по маршрутам.
40. Задача о назначениях.
41. Решение задач целочисленного программирования.
42. Решение задач нелинейного программирования методом Лагранжа.
43. Динамическое программирование. Общая постановка задачи. Экономические задачи, решаемые методами динамического программирования.
44. Динамическое программирование. Принцип оптимальности и уравнения Беллмана.
45. Динамическое программирование. Общая схема применения метода динамического программирования. Задача о распределении средств между предприятиями.
46. Динамическое программирование. Задача об инвестировании. Задача о распределении инвестиций.
47. Предмет, область применения и основные понятия теории графов.
48. Предмет и область применения системы сетевого планирования и управления.
49. Сетевой график и его элементы.
50. Параметры событий и работ.
51. Методика расчета параметров сетевого графика.
52. Критический путь и его содержательный смысл.
53. Постановка задачи о кратчайшем маршруте.
54. Метод решения задачи о кратчайшем маршруте.
55. Постановка задачи о максимальном потоке.
56. Разрез и его пропускная способность.
57. Теорема Форда – Фалкерсона.
58. Методология метода ветвей и границ.
59. Постановка задачи коммивояжера.
60. Алгоритм приведения матрицы расходов в задаче коммивояжера.
61. Алгоритм деления множества маршрутов на части.
62. Случайные процессы и их классификация.
63. Процессы размножения и гибели.
64. Процесс Маркова и его свойства.
65. Процесс Пуассона и его свойства.
66. Граф состояний процесса размножения и гибели, уравнения Колмогорова.
67. Финальные вероятности состояний и их вычисление.
68. Предмет и область применения теории массового обслуживания.
69. Основные понятия теории массового обслуживания.
70. Классификация систем массового обслуживания.
71. Основные показатели качества организации систем массового обслуживания.
72. Открытая система массового обслуживания.
73. Анализ систем массового обслуживания общего вида.
74. Предмет и область применения имитационного моделирования.
75. Имитационное моделирование в задачах организации транспортного процесса.
76. Общие сведения о методе статистических испытаний.
78. Моделирование случайных величин с заданным законом распределения.
Вопросы на оценку понимания/умений
1. Общая постановка задачи линейного программирования. Основные понятия.
2. Геометрическое представление задачи линейного программирования.
3. Графический способ решения задачи линейного программирования.
4. Алгоритм (этапы) решения задачи линейного программирования.
5. Базисные и свободные переменные при решении задачи линейного программирования симплексным методом.
6. Нахождения первого опорного (базисного) плана при решении задачи линейного программирования симплексным методом.
7. Признак оптимальности при решении задачи линейного программирования симплексным методом.
8. Построение новой (улучшение) симплексной таблицы на основе имеющегося опорного решения при решении задачи линейного программирования симплексным методом.
9. Распределительные задачи и их использование.
10. Отличия (особенности) распределительной задачи от задачи линейного программирования.
11. Понятие о закрытой и открытой модели распределительной задачи
12. Транспортная задача.
13. Алгоритм (этапы) решения транспортной задачи.
14. Составление первого опорного плана: диагональный (верхнего левого угла, северо-западного угла) способ при решении транспортной задачи.
15. Составление первого опорного плана: способом наилучшего элемента в таблице при решении транспортной задачи.
16. Потенциалы и характеристики при решении транспортной задачи.
17. Улучшение неоптимального опорного плана транспортной задачи.
18. Признак оптимальности при решении транспортной задачи.
19. Решение открытой модели транспортной задачи.
20. Решение задачи линейного программирования, используя электронные таблицы Excel (OpenCalc).
21. Решение распределительной задачи, используя электронные таблицы Excel (OpenCalc).
22. Решение задачи о назначениях.
23. Решение задач целочисленного программирования.
24. Решение задач нелинейного программирования методом Лагранжа.
25. Решение задач динамического программирования.
26. Предмет, область применения и основные понятия теории графов.
27. Предмет и область применения системы сетевого планирования и управления.
28. Сетевой график и его элементы.
29. Параметры событий и работ.
30. Методика расчета параметров сетевого графика.
31. Критический путь и его содержательный смысл.
32. Постановка задачи о кратчайшем маршруте.
33. Метод решения задачи о кратчайшем маршруте.
34. Постановка задачи о максимальном потоке.
35. Разрез и его пропускная способность.
36. Теорема Форда – Фалкерсона.
37. Методология метода ветвей и границ.
38. Постановка задачи коммивояжера.
39. Алгоритм приведения матрицы расходов в задаче коммивояжера.
40. Алгоритм деления множества маршрутов на части.
41. Случайные процессы и их классификация.
42. Процессы размножения и гибели.
43. Процесс Маркова и его свойства.
44. Процесс Пуассона и его свойства.
45. Граф состояний процесса размножения и гибели, уравнения Колмогорова.
46. Финальные вероятности состояний и их вычисление.
47. Предмет и область применения теории массового обслуживания.
48. Основные понятия теории массового обслуживания.
49. Классификация систем массового обслуживания.
50. Основные показатели качества организации систем массового обслуживания.
51. Открытая система массового обслуживания.
52. Анализ систем массового обслуживания общего вида.
53. Предмет и область применения имитационного моделирования.
54. Имитационное моделирование в задачах организации транспортного процесса.
55. Общие сведения о методе статистических испытаний.
56. Основные этапы метода статистических испытаний.
57. Моделирование случайных величин с заданным законом распределения.
1. Понятие управления. Роль экономико-математических методов в совершенствовании управления.
2. Понятие системы. Специфика экономических систем.
3. Понятие модели. Классификация моделей.
4. Этапы моделирования.
5. Определение возможности замены эмпирического распределения случайной величины теоретическим законом распределения.
6. Понятие оптимальности и критерия оптимальности.
7. Особенности транспортных систем. Специфика управления транспортными системами.
8. Понятие имитационного моделирования. Механизм единичного жребия.
9. Методы получения случайных величин с равномерным распределением на интервале (0, 1).
10. Метод обратных функций при имитации случайного процесса. Графическое и аналитическое решение.
11. Метод кусочных аппроксимаций при имитации случайного процесса.
12. Алгоритм имитации работы причала.
13. Алгоритм имитации работы судов на линии.
14. Понятие линии движения. Моделирование грузопотоков и пассажиропотоков.
15. Циклический характер транспортного процесса. Моделирование рейса и кругового рейса.
16. Моделирование продолжительности кругового рейса.
17. Классификация задач оптимизации.
18. Сущность линейного программирования. Область применения задач линейного программирования.
19. Методы решения задач линейного программирования.
20. Транспортная задача. Метод потенциалов. Условия оптимальности плана.
21. Модифицированная распределительная задача.Экономическая постановка и математическая модель. Условия оптимальности плана.
22. Симплекс-метод. Построение первоначальной симплекс-таблицы.
23. Симплекс-метод. Алгоритм перехода от одного допустимого плана к другому и условия оптимальности плана.
24. Модифицированный симплекс-метод.
25. Сущность параметрического программирования. Область его практического применения.
26. Метод простейших аппроксимаций при решении задач линейного программирования.
27. Приближенный метод решения задач линейного программирования – метод индексов.
28. Понятие потока событий. Простейший поток.
29. Уравнение Колмогорова-Чепмена.
30. Понятие установившегося режима работы систем.
31. Понятие систем массового обслуживания, их классификация.
32. Параметры систем массового обслуживания.
33. Одноканальные системы массового обслуживания с отказами.
34. Одноканальные системы массового обслуживания с ограниченной очередью.
35. Одноканальные системы массового обслуживания с неограниченной очередью.
36. Многоканальные системы массового обслуживания с отказами.
37. Многоканальные системы массового обслуживания с неограниченной очередью.
38. Сущность оперативного управления. Требования к методам моделирования и оптимизации при оперативном управлении.
39. Многофазные системы массового обслуживания.
40. Системы массового обслуживания с приоритетом в обслуживании.
41. Замкнутые системы массового обслуживания.
42. Сущность нелинейного программирования. Экономическая постановка и общий вид математической модели задач нелинейного программирования.
43. Методы решения задач нелинейного программирования.
44. Сущность динамического программирования. Экономическая постановка и общий вид математической модели задач динамического программирования.
45. Сущность целочисленного программирования. Экономическая постановка и общий вид математической модели задач целочисленного программирования.
46. Понятие сетевого планирования.
47. Построение сетевого графика методом «Действие в стрелке».
48. Оптимизация сетевой модели по критерию времени.
Система знаний по дисциплине «Моделирование транспортных процессов» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:
1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.
2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.
3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.
4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.
По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических занятий.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году