(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
1. Предмет, цели и задачи курса «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» как отрасли научных знаний.
2. Основные понятия истории транспорта.
3. Место дисциплины в системе научных знаний. Функции дисциплины.
4. Роль транспорта в жизни общества.
5. Место и роль транспорта в прогрессе человечества.
6. Транспортная система, ее особенности. Единая транспортная система страны.
7. Виды транспорта, их особенности и назначение.
8. Взаимосвязь развития видов транспорта.
9. Транспорт древних цивилизаций (краткий исторический обзор).
10. Развитие транспорта в эпоху Средневековья и Возрождения .
11. Роль первых паровых двигателей и паровых машин в развитии транспорта в мире и в России .
12. Основные виды транспорта Древней и Средневековой Руси.
13. Географические открытия XVI-XVII вв. Судоходство в Сибири.
14. Развитие водного транспорта в эпоху Петра I.
15. Роль транспорта в условиях становления и развития Российского централизованного государства .
16. Начало железнодорожного строительства в России. История Царскосельской железной дороги.
17. Создание общегосударственных органов управления путями сообщения в России. Подготовка специалистов для отрасли.
18. Пути сообщения России в начале XIX в .
19. Роль Транссибирской магистрали для освоения Сибири и Дальнего Востока.
20. Сухопутные и водные пути сообщения России в середине XIX в.
21. История Горьковской железной дороги.
22.Автомобильный и воздушный транспорт России как новые виды транспорта на рубеже XIX-XX вв .
23. Общая характеристика транспортной системы России к 1917 г.
24. Становление новой системы управления отечественным транспортом после 1917 г.
25.Роль транспорта в индустриализации страны.
26. Итоги дорожного строительства в Чувашии в 1930-е гг.
27. Общая характеристика отечественной транспортной системы накануне Великой Отечественной войны.
28. Транспортное обеспечение боевых операций (битвы под Москвой, Сталинградская, Курская битвы и др.) Великой Отечественной войны.
29. Транспортное обеспечение эвакуационных перевозок в годы Великой Отечественной войны.
30. Отечественный автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны.
31. Роль гужевого и вьючного транспорта страны в годы Великой Отечественной войны.
32. Значение транспорта в победе советского народа в Великой Отечественной войне .
33. Послевоенное состояние отечественной транспортной системы и задачи по ее восстановлению и развитию.
34. Основные тенденции развития и технического перевооружения транспорта России во второй половине XX в.
35. Задачи реформирования отечественного транспорта в условиях рыночных отношений на рубеже XX-XXI вв.
36. Место и роль железнодорожного транспорта в транспортной системе современной России .
37. Место и роль морского транспорта в транспортной системе современной России.
38. Место и роль речного транспорта в транспортной системе современной России.
39. Место и роль автомобильного транспорта в транспортной системе современной России.
40. Место и роль воздушного транспорта в транспортной системе современной России.
41. Место и роль трубопроводного транспорта в транспортной системе современной России.
42. Историческое развитие пространственной структуры транспорта в разных частях мира: закономерности и
43. Интеграция транспортной системы современной России в мировую транспортную систему и экономику.
44. НТР и развитие транспорта. Новейшие транспортные системы и технологии.
45. Экологические проблемы различных видов транспорта.
46. Проблемы безопасности различных видов транспорта.
47. Роль государственных деятелей в становлении и развитии отечественного транспорта.
48. Роль изобретателей, ученых, инженеров в становлении и развитии отечественного транспорта.
49. Роль рабочих и крестьян в становлении и развитии отечественного транспорта.
50. Роль Чувашской ГСХА в подготовке кадров для транспортной системы России.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Каково место курса «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» среди технических, социально-исторических дисциплин?
2. Назовите несколько определений понятия транспорта.
3. Почему история развития отечественного транспорта рассматривается в контексте истории России?
4. Расскажите о месте и роли транспорта в социально-экономическом развитии общества.
5. Расскажите о месте и роли транспорта в социально-культурном развитии общества.
6. Расскажите о стратегической роли транспорта для обороноспособности страны
7. В чем заключалась роль водного транспорта в развитии древних цивилизаций?
8. Что означает латинское изречение «Via est vita»? Приведите примеры знаменитых дорог древних цивилизаций.
9. Охарактеризуйте достижения и проблемы развития материального производства и транспорта в эпоху Средневековья и Возрождения.
10. Составьте глоссарий к истории развития транспорта в древних цивилизациях, в эпоху Средневековья и Возрождения.
11. Каковы предпосылки развития транспорта в Древней и Средневековой Руси?
12. Почему развитие водного транспорта имело важное значение при Петре I ?
13. Расскажите о почтовых трактах России XVI-XVIII вв.
14. Когда появились в России первые шоссейные дороги и дилижанские общества? Приведите примеры.
15. В России кем, когда и где были построены первые рельсовые дороги промышленного назначения?
16. Охарактеризуйте проблемы, которые сдерживали начало железнодорожного строительства в России.
17. Когда была построена в России первая железная дорога общего пользования?
18. Почему железнодорожные станции в России стали называться вокзалом? Дайте характеристику нового железнодорожного вокзала в г. Чебоксары.
19. Охарактеризуйте проблемы строительства магистрали между Петербургом и Москвой в первой половине XIX вв? Назовите его автора -проектировщика .
20. Охарактеризуйте особенности железнодорожного строительства в России во второй половине XIX в. Назовите магистрали, построенные в данный период.
21. Когда в России был открыт первый транспортный вуз? Что известно вам о ее истории?
22. Когда была проложена первая железная дорога через Чувашию? Каково ее экономическое, социокультурное значение в истории региона?
23. Охарактеризуйте деятельность известных российских мостостроителей Л.Д.Проскурякова, Н.А.Белелюбского.
24. Назовите магистрали, построенные на Кавказе, Урале, Средней Азии, Украине на рубеже XIX-XX вв.
25. Составьте глоссарий к истории развития отечественного транспорта (IX – начало ХХ вв.).
26. Охарактеризуйте систему управления транспортом России после Октябрьской революции 1917 г.
29. Дайте общую характеристику развития отечественного водного, воздушного, автомобильного транспорта в 20-30 гг. XX в .
30. Охарактеризуйте систему подготовки транспорта к обороне в предвоенные годы Великой Отечественной войны.
31. Охарактеризуйте систему перевода транспорта на военное положение в период Великой Отечественной войны.
32. Какова роль транспорта в обеспечении крупнейших боевых операций (битвы под Москвой, Сталинградской, Курской битвы и др.) в годы Великой Отечественной войны?
33. Охарактеризуйте роль транспорта в эвакуационных перевозках в годы Великой Отечественной войны. Приведите примеры.
34. Назовите и охарактеризуйте задачи, стоявшие перед авиацией в годы Великой Отечественной войны.
35. Охарактеризуйте систему восстановления и развития отечественного транспорта в послевоенный период.
36. Назовите достижении и проблемы отечественного железнодорожного транспорта во второй половине ХХ в.
37. Почему железнодорожный транспорт занимает ведущее место в транспортной системе России?.
38. Назовите достижении и проблемы отечественного морского транспорта во второй половине ХХ в.
39. Назовите достижении и проблемы отечественного речного транспорта во второй половине ХХ в.
40. Назовите достижении и проблемы отечественного автомобильного транспорта во второй половине ХХ в.
41. Назовите достижении и проблемы отечественного воздушного транспорта во второй половине ХХ в. Охарактеризуйте успехи в развитии космонавтики.
42. Охарактеризуйте общее состояние отечественного трубопроводного транспорта (вторая половина ХХ –начало XXI вв.).
43. Составьте глоссарий к истории развития отечественного транспорта (1917 – начало XXI в.).
44. Почему необходимо реформирование транспортной системы России на рубеже XX-XXI вв.?
45. Назовите и охарактеризуйте проблемы, тенденции развития автомобильного транспорта в современной России. Приведите примеры.
46. Проанализируйте, каковы преимущества и недостатки автомобильного транспорта.
48. Охарактеризуйте основные достижения автомобильного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в его становлении.
49. Охарактеризуйте основные достижения воздушного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в его становлении.
50. Охарактеризуйте основные достижения водного транспорта; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в становлении и развитии системы этого вида транспорта.
51. Охарактеризуйте достижения и перспективы развития трубопроводного транспорта в России и др. странах; назовите выдающихся ученых и инженеров, участвовавших в его становлении и развитии.
52.Охарактеризуйте транспорт как творение культуры.
Темы эссе являются примерными, то есть выбор проблемы студентом может осуществляться самостоятельно, либо на основании рекомендаций преподавателя.
1. История развития транспорта и история России: общее и особенное.
2. Ценность транспорта для человека.
3. История транспортного поведения человека в городе, в деревне.
4. Основные виды транспорта: общее и особенное.
5.Роль транспорта в повышении культурного уровня человека.
6. Какой вид транспорта более предпочтителен? Каков может быть ответ?
7. Современный транспорт: как я его понимаю.
8. Мое отношение к транспорту.
9. Достижения выдающихся ученых, инженеров в развитии отечественного транспорта.
10. Роль академика А.Н.Крылова в развитии морского транспорта и России как морской державы.
11. «Дорога есть жизнь». Каков смысл данного изречения?
12. История развития железнодорожного транспорта в Чувашии.
13. Роль автомобильного транспорта в развитии транспортной системы современной России.
14. Достопримечательности Чувашии, связанные с историей развития видов транспорта.
15. Роль Чувашского ГАУ в подготовке кадров для транспортной системы России.
16. Глобализация и развитие транспорта.
Темы докладов
1. Предмет и функции дисциплины «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» как отрасли научных знаний.
2. Роль транспорта в жизни общества.
3. Средства передвижения, использующие мускульную силу: история и современность.
4. Виды транспорта: достоинства и недостатки.
5. Железнодорожный транспорт, его особенности.
6.Морской транспорт, его особенности.
7. Речной транспорт, его особенности.
8. Автомобильный транспорт, его особенности.
9. Воздушный транспорт, его особенности.
10. Трубопроводный транспорт, его особенности.
11. Место и роль транспорта в прогрессе человечества.
12. Транспортная система России и развитых стран: этапы, закономерности развития.
13. История возникновения и развития транспорта в древних государствах.
14. История развития отечественного транспорта в контексте истории Российского государства: этапы, закономерности.
15. История развития железнодорожного транспорта в России и в мире.
16. История Горьковской железной дороги. Ее экономическое, военно-стратегическое, социокультурное значение в истории России, Поволжского региона.
17. История развития морского транспорта в России и в мире.
18. История развития речного транспорта в России и в мире.
19.История освоения реки Волги как крупного транспортного узла России.
20. История развития автомобильного транспорта в России и в мире.
21. История развития воздушного транспорта в России и в мире.
22. История развития трубопроводного транспорта в России и в мире.
23. Изобретение колеса как основа развития наземных транспортных средств.
24. Появление и развитие гужевого транспорта.
25. Формирование новой системы управления транспортом (1917-1940 гг.).
26. Роль железнодорожного транспорта в индустриализации страны.
28. Роль транспорта как связующего звена фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны.
29. Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны.
30. Развитие отечественного транспорта во второй половине ХХ в.
31. Реформирование транспортной системы России на современном этапе.
32.Автомобильный транспорт России на рубеже XX-XXI вв.
33. Интеграция транспортной системы современной России в мировую транспортную систему и экономику.
34. Экологические проблемы железнодорожного транспорта.
35. Экологические проблемы водного транспорта.
36. Экологические проблемы автомобильного транспорта.
37. НТР и развитие транспорта. Новейшие транспортные системы и технологии.
38. Перспективы создания глобальных транспортных систем.
39.Роль государственных деятелей в становлении и развитии отечественного транспорта.
40.Роль изобретателей, ученых, инженеров в становлении и развитии отечественного транспорта.
41. Роль академика А.Н.Крылова в развитии морского транспорта и России как морской державы.
42.Роль рабочих и крестьян в становлении и развитии отечественного транспорта.
43.Транспорт как творение культуры.
Система знаний по дисциплине «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к семинарским занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения основных понятий, которые должны знать студенты; раскрываются логика, исторические этапы и закономерности становления и развития транспорта; раскрываются особенности основных этапов истории транспорта – становления и развития транспорта в древних цивилизациях, в Древней и Средневековой Руси (IX-XVII вв.), отечественного транспорта в XVIII-XIX вв., на рубеже XIX-XX вв., в период 1917-1940 гг., в годы Великой Отечественной войны, во второй половине XX вв., на рубеже XX-XXI вв., историко-географического развития видов транспорта, развития транспортной системы в современном мире, актуальных проблем истории развития транспорта, даются социокультурные ориентиры, связанные с формированием мировоззрения будущих специалистов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная форма творческой самостоятельной работы. Важно стремиться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к семинарскому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На семинарских занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение научно-технической литературы по истории развития транспорта, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «История развития транспорта в контексте социокультурного развития человечества» следует усвоить:
- терминологический аппарат изучаемой дисциплины;
- логику, основные этапы и закономерности становления и развития отечественной и зарубежной транспортной системы;
- специфику основных разделов истории транспорта - истории транспорта как объекта научного исследования, истории возникновения и развития транспорта;
- комплекс проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году