2024-2025_23_03_01_24-1 ТТП_plx_Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.02.02
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
18
аудиторные занятия
54
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

2 (1.2)
Итого
Недель
18 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Семинарские занятия
36
36
36
36
В том числе инт.
14
14
14
14
Итого ауд.
54
54
54
54
Кoнтактная рабoта
54
54
54
54
Сам. работа
18
18
18
18
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
ст.пр., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 911).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 23.03.01 Технология транспортных процессов

Направленность (профиль)  Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование целостного представления о социальных системах, уровнях и способах управления социальными защитами населения; системных представлений о природе семейно-брачных отношений, о психологических закономерностях функционирования семьи в современном мире, приобретение знаний, позволяющих осуществлять индивидуальный подход при оказании социальной и психологической помощи инвалидам; получение теоретических знаний и приобретение необходимых практических навыков в области социального образования лиц с ограниченными возможностями.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.02
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Философия
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
 
УК-6.1 Знает: основные приемы эффективного управления собственным временем, основные методики самоконтроля, саморазвития и самообразования на протяжении всей жизни
 
 
 
УК-6.2 Умеет: эффективно планировать и контролировать собственное время,  использовать методы саморегуляции, саморазвития и самообучения
 
 
 
УК-6.3 Имеет навыки: управления собственным временем, технологиями приобретения, использования и обновления социокультурных и профессиональных знаний
 
 
 
УК-9. Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
 
УК-9.1 Знает: об инклюзивной компетентности, ее компонентах и структуре; об особенностях применения базовых дефектологических знаний в социальной и профессиональной сферах
 
 
 
УК-9.2 Умеет: планировать профессиональную деятельность с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
УК-9.3 Имеет навыки: взаимодействия в социальной и профессиональной сферах с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- нормы позитивного социального поведения;
3.1.2
- нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
3.1.3
- необходимые заявительные документы;
3.1.4
- функции органов труда и занятости населения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать нормы позитивного социального поведения;
3.2.2
- использовать свои права адекватно законодательству;
3.2.3
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
3.2.4
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
3.2.5
- составлять необходимые заявительные документы;
3.2.6
- составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве;
3.2.7
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- владения основными методами ведения социально-активной деятельности в рамках правового поля;
3.3.2
- применения способов преодоления коммуникативных барьеров понимания, социально-культурных различий (интолерантности), барьеров отношений;
3.3.3
- владения способами организации и технического оснащения рабочего места средствами реабилитации и безбарьерной среды;
3.3.4
- работы с правовой базой законодательства РФ в правовых системах «Гарант», «Консультант Плюс», «Кодекс».
 
 
Оснащенность
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Общие положения понятия социальной адаптации 

 
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Проблемная лекция. Опрос на семинарских занятиях.
0
 
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, выступление на семинаре.
0
 
Тема 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Проблемная лекция. Опрос на семинарских занятиях.
0
 
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Работа в малых группах. Опрос, выступление на семинаре.
0
 
Тема 2. Основы государственной политики в области реабилитации и адаптации инвалидов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос на семинарских занятиях.
0
 
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Круглый стол. Опрос, выступление на семинаре. Тестирование.
0
 
Тема 3. Использование информационных технологий в обучении и социализации лиц с ОВЗ. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

2
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 2. Законодательные акты, регламентирующие права и свободы лиц с ОВЗ

 
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

6
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Проблемная лекция. Опрос на семинарских занятиях.
0
 
Оснащенность
 
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

10
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Работа в малых группах. Опрос, выступление на семинаре.
0
 
Тема 4. Медико-социальная экспертиза /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

8
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, выступление на семинаре. Опрос на семинарских занятиях.
0
 
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Сем зан/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

12
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
2
Работа в малых группах. Опрос, выступление на семинаре. Тестирование.
0
 
Тема 5. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
Опрос, оценка выступлений. Проверка индивидуальных домашних заданий.
0
 
 
Раздел 3. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

0
УК-6.1 УК-6.2 УК-6.3 УК-9.1 УК-9.2 УК-9.3
2
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Социальная адаптация: понятие, виды.

2. Социальные нормы и регуляторы нормативного поведения; реализация правовых норм.

3. Приоритет международного нормативно-правового регулирования социальных актов по отношению к нормам внутригосударственного социального законодательства.

4. Конвенция ООН о правах инвалидов.

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

6. Медико-социальная экспертиза.

7. Психология адаптивного познания. Виды адаптации восприятия человека.

8. Научная организация труда. Особенности регулирования труда инвалидов.

9. Социально-психологическая адаптация личности в малой группе. Сплоченность группы и стратометрические уровни развития группы.

10. Феномены группового влияния: социальные фасилитация и ингибиция, конформизм, нонконформизм, огруппление мышления, групповая поляризация.

11. Организация групповой деятельности; командообразование.

12. Мотивация эффективного труда. Количественные и качественные факторы повышения эффективности деятельности.

13. Мотивировка. Локус-контроль личности.

14. Социально-психологические основы общения, поведения, деятельности.

15. Напряженное и конфликтное общение. Способы регулирования поведения в конфликтной ситуации.

16. Типы нервной системы и динамика психических процессов (академик И.П. Павлов).

17. Акцентуации характера.

18. Девиантное поведение, особенности эмоционально-волевой сферы личности.

19. Механизмы психологической защиты личности.

20. Резервы адаптивных ресурсов человека. Стресс и дистресс.

21. Уровни и способы психической саморегуляции.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Тематика эссе:

1. Реализация беспрепятственного доступа инвалидов к информации.

2. Реализация беспрепятственного доступа инвалидам к объектам социальной инфраструктуры.

3. Обеспечение гарантий трудовой занятости инвалидов.

4. Социальная модель инвалидности.

5. Особенности социализации детей-инвалидов.

6. Отражение проблем инвалидов в СМИ и средствах Internet.

7. Уровень толерантного отношения к инвалидам как показатель гуманности

8. общественности отношений и развития социальной интеграции и демократии.

9. Реализация прав детей-инвалидов на образование, на право вы-бора типа

10. образовательного учреждения.

11. Реализация прав инвалидов на высшее образование.

12. Обеспечение доступности высшего образования для инвалидов.

Тематика рефератов:

1. «Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

2. Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов

3. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов.

4. Проблемы занятости инвалидов.

5. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.

6. Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.

7. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: КНОРУС, 2012
7
 
Л1.2
Кроль В. М.
Психология и педагогика: учебное пособие
М.: Абрис, 2012
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Марченко М. Н., Дерябина Е. М.
Правоведение: учебник
М.: Проспект, 2016
Электронный ресурс
 
Л2.2
Воронцов Г. А.
Правоведение для бакалавриата неюридических специальностей вузов России: учебное пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2012
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Справочник по праву и юриспруденции
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.4
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.5
ОС Windows 10
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
 
Оснащенность
 
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.4
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
121
Учебная аудитория
Ростомер медицинский РМ-1 (1 шт.), динамометр становой (1 шт.), динамометр кистевой (1 шт.), измеритель арт. давления (2 шт.), стол преподавательский (1 шт.), столы (8 шт.), стулья (12 шт.), слухоречевой тренажер СОЛО-01 (1 шт.)
 
116
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Acer X128H DLP XGA1024*768, моноблок Acer Aspire C22-865 21.5” FHD Core,  интерактивная доска) и учебно-наглядные пособия, столы ученические (12 шт.), стулья (24 шт.), шкафы со специальным оборудованием (муляжи  плодово-ягодных культур и овощей)
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2) посещать семинарские занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Семинарские занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Семинарское занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.

3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5) при возникающих затруднениях при освоении дисциплины для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________