(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Специализация Автомобили и тракторы
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Ср/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
/Лек/
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Коммуникативный аспект культуры речи и его основные особенности.
2. Компоненты «культуры речи».
3. Нормативный компонент культуры речи.
4. Культура речи как научная дисциплина.
5. Этический компонент культуры речи в профессиональной деятельности работников транспортной сферы.
6. Определение понятия «литературный язык».
7. Отличие устной речи от письменной речи.
8. Характерные особенности нормы.
9. Орфоэпические нормы русского языка.
10. Лексические нормы русского языка.
11. Морфологические нормы русского языка.
12. Синтаксические нормы русского языка.
13. Виды ораторской речи.
14. Фигуры речи.
15. Понятие стиля. Стили речи с точки зрения морфологии, лексики, синтаксиса.
16. Научный стиль.
17. Публицистический стиль.
18. Официально-деловой стиль в профессиональной деятельности работников транспортной сфере.
19. Разговорный стиль.
20. Коммуникативные качества речи работников транспортной сферы.
21. Основы красноречия. Оратор и его аудитория.
22. Композиция публичного выступления.
23. Аргументация в ораторской речи.
25. Понятие литературного языка.
26. Виды служебных документов.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1. Дайте определение понятия «культура речи».
2. Из каких компонентов состоит «культура речи»?
3. Что представляет собой нормативный компонент культуры речи?
4. Раскройте содержание коммуникативного компонента культуры речи.
5. Что предполагает этический компонент культуры речи?
6. Дайте определение понятию «литературный язык». Укажите признаки литературного языка.
7. Чем устная речь отличается от письменной речи?
8. Укажите характерные особенности нормы.
9. Какие основные правила на постановку ударений вы знаете?
10. В чем заключается смысл понятий «орфоэпия» и «акцентология»?
11. Как проявляется коммуникативная функция языка?
12. Что означает выражение «точность» речи?
13. В чем заключается смыл понятия "богатство" русского языка?
14. Что такое выразительность речи? От чего она зависит?
15. Чем отличаются фатическая, эмотивная, апеллятивная и эстетическая функции языка?
16. Что такое речевой этикет?
17. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
18. В чем проявляется национальная специфика речевого этикета?
19. На какие группы делятся формулы речевого этикета?
20. Какова история обращений людей друг к другу в России?
22. Что представляет собой речевая деятельность?
23. Как вы сможете доказать, что речевая деятельность носит социальный характер?
24. Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?
25. От чего зависит эффективность речевой коммуникации работников транспортной сферы?
26. Что понимается под невербальными средствами общения?
27. Какие типы жестов бывают и чем они отличаются?
28. Какая форма речи называется диалогом?
29. Что такое диалогическое единство и какова его структура?
30. Какие типы диалогов вы знаете?
31.Что такое монолог?
32. Какие типы монологической речи вы знаете?
33. Что такое полилог?
34. Какие требования предъявляют к составу и оформлению реквизитов документов?
35. Чем отличаются различные типы служебных документов?
36. Какие аспекты содержания документов могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей?
37. Как проявляются правила этикета в практике делового письма работников транспортной сферы?
38. Чем отличаются русские и зарубежные школы делового письма?
39. Чем отличаются функционально-смысловые типы речи?
40 Чем отличаются различные стили речи?
41.Какими жанрами представлен научный стиль?
42.Каковы стилеобразующие факторы научного стиля?
43.Каковы лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля?
44.Каковы содержательные, структурные и языковые особенности произведений учебно-научных жанров?
45.В чем специфика жанров собственно научного стиля?
46.Чем отличается научно-популярная литература от других произведений научного стиля? Какие речевые нормы для нее характерны?
47.Что такое унификация и стандартизация документов?
48.На какие группы делятся деловые письма в зависимости от их содержания и объема?
49.Какие виды служебных документов принято выделять?
50.Чем отличаются «язык газет» и «публицистический стиль»?
51.Чем отличаются речевой стандарт и штамп?
52.Чем отличаются друг от друга различные жанры публицистики?
53.Каковы основные черты газетно-публицистического стиля? Какими языковыми средствами они выражаются?
54.Каковы экстралингвистические условия функционирования разговорной речи?
55.Чем отличаются нормы литературного языка и разговорного стиля?
56. Каковы особенности произношения в разговорной речи?
57. В чем заключается специфика морфологических норм разговорного стиля?
58. В чем заключается синтаксическое своеобразие разговорной речи?
1. Идеальный лектор, особенности лекторской речи.
2. Словесные (вербальные) и несловесные (невербальные) средства привлечения внимания, установления и поддержания контакта (в лекциях преподавателей).
3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?
4. Культура и этика общения (повседневный этикет)
5. Этикет делового общения.
6. Национальные особенности этикетных форм поведения разных народов.
7. Этикет обращения к собеседнику (обращение преподавателей к студентам).
8. Язык рекламы.
9. Огрубление русского языка в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).
10. Иноязычная лексика в современных информационных жанрах.
11. Публичное выступление: речь политиков.
12. Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи.
13. Спорить, но не ссориться - возможно ли это? (искусство спора)
14. Основные полемические приемы и уловки.
15. Ораторское искусство как социальное явление.
16. Виды ораторского искусства.
17. Развитие риторики в России.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» следует усвоить:
- основные понятия и категории современного литературного языка;
- основные особенности основных стилей речи;
- культуру речевого высказывания;
- умение успешно коммуницировать в области профессиональной деятельности.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году