2024-2025_23_05_01_24-1 НТТС_plx_Метрология_ стандартизация и сертификация
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Технического сервиса
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.26
Метрология, стандартизация и сертификация
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен зачет    курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
68
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
19 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
18
18
34
34
Лабораторные
16
16
16
16
Практические
18
18
18
18
В том числе инт.
10
10
10
10
Итого ауд.
32
32
36
36
68
68
Кoнтактная рабoта
32
32
36
36
68
68
Сам. работа
22
22
54
54
76
76
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
54
54
126
126
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Пушкаренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Метрология, стандартизация и сертификация" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Иванщиков Ю.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся навыков в области метрологии, стандартизации и сертификации для получения достоверной информации о параметрах контролируемых процессов и повышения качества продукции, и применения существующих стандартов и методов стандартизации в профессиональной деятельности.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Правоведение
2.1.2
Учебная практика, ознакомительная практика
2.1.3
Химия
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Детали машин и основы конструирования
 
2.2.2
Надёжность механических систем
 
2.2.3
Технология производства автомобилей и тракторов
 
2.2.4
Эксплуатационные материалы
 
2.2.5
Теория автомобилей и тракторов
 
2.2.6
Учебная практика, эксплуатационная практика
 
2.2.7
Экология
 
2.2.8
Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
 
2.2.9
Эксплуатация автомобилей и тракторов
 
2.2.10
Проектирование автомобилей и тракторов
 
2.2.11
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.12
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-1. Способен ставить и решать инженерные и научно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности и новых междисциплинарных направлений с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
 
ОПК-1.1 Знает способы решения инженерных и научно-технических задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
 
 
 
ОПК-1.2 Умеет применять в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
 
 
 
ОПК-3. Способен самостоятельно решать практические задачи с использованием нормативной и правовой базы в сфере своей профессиональной деятельности с учетом последних достижений науки и техники;
 
ОПК-3.1 Знает нормативную и правовую базу, последние достижения науки и техники своей профессиональной деятельности
 
 
 
ОПК-3.2 Владеет навыками решения практических задач с использованием нормативной и правовой базы в сфере своей профессиональной деятельности с учетом последних достижений науки и техники
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- способы решения инженерных и научно-технических задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
3.1.2
- нормативную и правовую базу, последние достижения науки и техники своей профессиональной деятельности.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- применять в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей:
3.2.2
- решать практические задачи с использованием нормативной и правовой базы в сфере своей профессиональной деятельности с учетом последних достижений науки и техники.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- применения в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
3.3.2
- решения практических задач с использованием нормативной и правовой базы в сфере своей профессиональной деятельности с учетом последних достижений науки и техники.
 
Оснащенность
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Метрология

 
Физические величины и шкалы измерений. Международная система единиц SI.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Виды и методы измерений. Общие сведения о средствах измерений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Качество измерений. Погрешности измерений и их классификация. Обработка результатов однократных измерений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Обработка результатов многократных измерений. Выбор средств измерений по точности. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Организационные и технические основы обеспечения единства измерений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Государственный метрологический контроль и надзор. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Применение плоскопараллельных концевых мер длины. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Контроль деталей калибрами. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Изучение конструкции и измерение размеров деталей штангенприборами. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Изучение конструкции, настройка и измерение размеров деталей микрометрическими приборами. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Измерение размеров деталей рычажно-механическими приборами повышенной точности. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Оснащенность
 
Измерение диаметров отверстий индикаторными нутромерами. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Контроль метрических резьб. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Измерение углов и конусов. /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
 
Раздел 2. Стандартизация

 
Стандартизация в Российской Федерации. Основные принципы и теоретическая база стандартизации. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
Методы стандартизации. Межгосударственная и международная стандартизация. Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

22
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
Устный опрос, защита реферата, тестирование.
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

0
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
3
0
0
 
 
Раздел 3. Сертификация

 
Правовые основы сертификации. Системы и схемы сертификации. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Добровольная и обязательная формы сертификации. Декларирование соответствия. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
 
Раздел 4. Стандартизация норм взаимозаменяемости

 
ЕСДП – основа взаимозаменяемости. Основные принципы построения ЕСДП. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Нормирование точности посадок в типовых соединениях. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Нормирование отклонения формы поверхностей деталей и их обозначения на рабочих чертежах. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Оснащенность
 
Допуски и посадки подшипников качения. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Нормирование точности шпоночных и шлицевых соединений. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

1
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Основные нормы взаимозаменяемости метрических резьб. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
2
Проблемная лекция
0
 
Размерные цепи. Основные понятия и определения. Виды размерных цепей. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Размерные цепи. Методы расчета размерных цепей. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Изучение таблиц ЕСДП (ГОСТ 25346-89, ГОСТ 5347-82).основные понятия и определения. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Обозначение и расшифровка условных обозначений посадок гладких цилиндрических соединений. Классические расчетные формулы. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Оценка уровня качества однородной продукции. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Статистические методы управления качеством продукции. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Разработка рабочего чертежа детали с указанием необходимых параметров. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Оценка погрешностей результатов измерений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Погрешности результатов измерений (точечная и интервальная оценки). Погрешности средств измерений. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Определение вероятностного процента брака при изготовлении деталей. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
Оснащенность
 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
Устный опрос, защита реферата, тестирование.
0
 
Выполнение КР /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

18
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
Подготовка и защита курсовой работы
0
 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4

36
ОПК-1.1 ОПК-1.2 ОПК-3.1 ОПК-3.2
4
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. По каким причинам возникают погрешность результатов измерений?

2. Почему возникают погрешность средств измерений?

3. Для чего необходима классификация погрешностей?

4. По каким причинам появляются погрешности в процессе измерения?

5. Сущность точечной оценки погрешностей;

6. Сущность интервальной оценки погрешностей;

7. Абсолютная, относительная и приведенная погрешности;

8. Дифференциальный метод оценки уровня качества продукции;

9. Комплексный метод оценки уровня качества продукции;

10. Интегральный метод оценки уровня качества продукции;

11. Дайте определения понятия «качество»;

12. Дайте определение понятия «квалиметрия»;

13. Основные принципы квалиметрии;

14. Коэффициент «вето» в квалиметрии;

15. Методы определения показателей качества продукции;

16. Смешанный метод оценки уровня качества продукции;

17. Расчетный метод определения показателя качества продукции;

18. Органолептический метод определения показателя качества продукции;

19. Социологический метод определения показателя качества продукции;

20. Статистические методы управления качеством продукции;

21. Системный подход в управлении качеством продукции;

22. Порядок сертификации продукции;

23. Правила сертификации продукции;

24. Документация, которая оформляется при организации сертификации продукции;

25. Формы сертификации;

26. Система сертификации ГОСТ Р;

27. Организационная структура системы сертификации ГОСТ Р;

28. Пакет основных нормативных документов в сертификации;

28. Аккредитация испытательных лабораторий;

29. Декларирование соответствия;

30. Технический регламент;

31. Техническое регулирование:

32. Стандарт, виды и категории стандартов;

33. Единая система допусков и посадок ЕСДП;

34. Основные принципы построения таблиц ЕСДП.

35. Исполнительный размер калибра.

36. Формула для расчета исполнительного размера проходной стороны калибра-скобы.

37. Формула для расчета исполнительного размера непроходной стороны калибра-скобы.

38. Диапазон измерений и диапазон показаний шкалы измерительных приборов.

39. Назначение гладкого микрометра, микрометрического глубиномера.

40. Синусная линейка и ее назначение.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Понятие физической величины;

2. Шкалы измерений;

3. Международная система единиц SI;

4. Эталоны единиц системы СИ;

5. Модель измерения, основное уравнение измерений, основные постулаты метрологии;

 
Оснащенность
 
6. Классификация видов измерений;

7. Классификация методов измерений;

8. Общие сведения о средствах измерений;

9. Погрешности измерений и их классификация;

10. Алгоритм обработки результатов однократных прямых измерений;

11. Представление результатов прямых измерений;

12. Алгоритм обработки многократных измерений;

13. Представление результатов многократных измерений;

14. Точечная и интервальная оценки погрешностей результатов измерений;

15. Принцип выбора средств измерений по погрешности измерения;

16. Государственные метрологические службы и службы органов управления;

17. Проблемы, решаемые метрологией как наукой;

18. Законы и нормативные документы по ОЕИ (ГСИ);

19. Обеспечение единства измерений;

20. Общие сведения об эталонах;

21. Образцовые средства измерений;

22. Поверочные схемы;

23. Сущность метрологического контроля и надзора;

24. Поверка и калибровка средств измерений;

25. Утверждение типа средств измерений;

26. Основные понятия и определения по стандартизации;

27. Цели и задачи стандартизации;

28. Органы по стандартизации;

29. Виды стандартов и документы по стандартизации;

30. Принципы стандартизации по ГОСТ Р 1.0-2004;

31. Система предпочтительных чисел (ряды предпочтительных чисел);

32. Комплексная стандартизация и оптимизация требований стандартов;

33. Параметрические ряды;

34. Унификация, симплификация, типизация, агрегатирование;

35. Международные организации по стандартизации (ИСО, МЭК, СЕН);

36. Применение стандартов ИСО, МЭК и ГОСТ Р;

37. Основные понятия и определения в области сертификации;

38. Нормативная база и основные положения по сертификации в законах «О техническом регулировании» и «О защите прав потребителей»;

39. Формы обязательного и добровольного подтверждения соответствия;

40. Существующие системы и схемы сертификации;

41. Порядок проведения сертификации продукции и услуг;

42. Декларирование соответствия;

43. Основные принципы построения единой системы допусков и посадок;

44. Основные параметры, характеризующие деталь как геометрическое тело;

45. Система посадок. Понятие о зазоре, натяге;

46. Правила указания на чертежах посадок и размеров с отклонениями;

47. Виды допусков формы и расположения поверхностей;

48. Правила указания допусков формы и расположения на чертежах;

49. Нормирование параметров шероховатости;

50. Выбор параметров шероховатости;

51. Правила указания параметров шероховатости на чертежах;

52. Основные принципы назначения посадок подшипников качения;

53. Основные принципы назначения посадок резьбовых соединений;

54. Правила указания на чертежах  посадок подшипников качения и резьбовых соединений;

55. Основные принципы назначения посадок шпоночных соединений;

56. Основные принципы назначения посадок шлицевых соединений;

57. Правила обозначения посадок типовых соединений на чертежах;

58. Принципы выбора методов и средств измерений для контроля параметров размера деталей;

59. Гладкие калибры для контроля валов и отверстий;

60. Основные понятия  и определения в размерных цепях;

61. Классификация размерных цепей;

62. Решение размерных цепей методом максимум-минимум и вероятностным методом;

63. основные методы достижения требуемой точности в размерных цепях;

64. Классификация цилиндрических зубчатых передач;

65. Показатели точности и виды сопряжений в зубчатых передачах;

66. Обозначение на чертежах характеристик цилиндрических зубчатых передач;

67. Основные понятия и определения квалиметрии;

68. Основные этапы формирования качества продукции;

69. Оценка уровня качества;

70. Инструменты управления качеством (семь простых методов);

71. Принципы менеджмента качества, положенных в основу стандартов ИСО 9000:2000 (восемь основных принципов);

 
Оснащенность
 
72. Основные понятия и определения, применяемые при нормировании отклонений формы и расположения поверхностей.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Студенты выполняют курсовую работу на тему: Определение элементов гладкого цилиндрического соединения. Курсовая работа выполняется по вариантам.
 
Тематика рефератов

1. Физические свойства, величины и шкалы.

2. Системы физических величин и их единиц.

3. Международная система единиц (Система СИ).

4. Воспроизведение единиц физических величин и передача их размеров.

5. Эталоны единиц системы СИ.

6. Модель измерений и основные постулаты метрологии.

7. Виды и методы измерений.

8. Погрешности измерений.

9. Нормирование погрешности и формы представления результатов измерений.

10. Внесение поправок в результаты измерений.

11. Оценка неисключенной составляющей систематической погрешности.

12. Выявление и исключение грубых погрешностей (промахов).

13. Качество измерений.

14. Многократные прямые равноточные измерения.

15. Неравноточные измерения.

16. Однократные измерения.

17. Косвенные измерения.

18. Совместные и совокупные измерения.

19. Динамические измерения и динамические погрешности.

20. Характеристики динамических измерений.

21. Динамические погрешности случайных процессов.

22. Суммирование погрешностей.

23. Виды средств измерений.

24. Метрологические характеристики средств измерений.

25. Классы точности средств измерений.

26. Расчет погрешности измерительной системы.

27. Метрологические характеристики цифровых средств измерений.

28. Статические погрешности цифровых средств измерений.

29. Модели нормирования метрологических характеристик.

30. Нормирование динамических погрешностей средств измерений.

31. Метрологическая надежность средств измерений.

32. Основные положения теории метрологической надежности.

33. Изменение метрологических характеристик средств измерений в процессе эксплуатации.

34. Математические модели  изменения во времени погрешности средств измерений.

35. Линейная модель изменения погрешности.

36. Экспоненциальная модель изменения погрешности.

37. Метрологическая надежность и межповерочные интервалы.

38. Выбор средств измерений.

39. Общие положения по выбору средств измерений.

40. Испытание и контроль средств измерений.

41. Принципы выбора средств измерений.

42. Выбор средств измерений при динамических измерениях.

43. Выбор средств измерений по метрологическим характеристикам.

44. Принципы метрологического обеспечения.

45. Основы метрологического обеспечения.

46. Нормативно-правовые основы метрологии.

47. Метрологические службы и организации.

48. Государственный комитет  РФ по стандартизации и метрологии.

49. Государственная метрологическая служба.

50. Метрологические службы государственных органов управления РФ и юридических лиц.

51. Международные метрологические организации.

52. Государственный метрологический контроль и надзор.

53. Понятие о государственном контроле и надзоре.

54. Государственные испытания средств измерений.

55. Поверка средств измерений.

56. Калибровка средств измерений.

57. Метрологическая аттестация средств измерений и испытательного оборудования.

58. Система сертификации средств измерений.

59. Методики выполнения измерений.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
60. Метрологическая экспертиза.

61. Анализ состояния измерений.

62. Основные положения закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

63. Цели и сфера действия закона РФ «Об обеспечении единства измерений».

64. Основные понятия и определения в области метрологии  в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

65. Законодательство  РФ об обеспечении единства измерений. Международные договоры Российской Федерации.

66. Требования к измерениям, установленные в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

67. Требования к единицам величин, установленные в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

68. Требования к эталонам единиц величин, установленные в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

69. Требования к стандартным образцам, установленные в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

70. Требования к средствам измерений, установленные в законе РФ «Об обеспечении единства измерений».

71. Формы государственного  регулирования в области обеспечения единства измерений.

72. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений.

73. Поверка средств измерений.

74. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный  метрологический надзор.

75. Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного метрологического надзора.

76. Калибровка средств измерений.

77. Аккредитация в области  обеспечения единства измерений.

78. Федеральный информационный фонд по  обеспечению единства измерений.

79. Организационные основы обеспечения единства измерений.

80. Метрологические службы федеральных органов исполнительной власти.

81. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

82. Ответственность юридических и должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

83. Финансирование в области обеспечения единства измерений за счет средств федерального бюджета.

84. Оплата работ и (или ) услуг по обеспечению единства измерений.

85. Заключительные положения закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Пухаренко Ю. В., Норин В. А.
Метрология, стандартизация и сертификация. Интернет-тестирование базовых знаний: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.2
Иванов И. А., Урушева С. В., Кононов [и др.] Д. П., Иванов И. А., Урушева С. В.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие
СПб.: Лань, 2019
Электронный ресурс
 
Л1.3
Ивашкина Л. М.
Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия: учебное пособие
Брянск: Брянский ГАУ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Леонов О.А., Карпузов В.В., Шкаруба Н. Ж., Кисенков Н. Е., Леонов О.А.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие
М.: КолосС, 2009
45
 
Л2.2
Аристов А. И., Карпов Л. И., Приходько В. М., Раковщик Т. М.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебник
М.: Академия, 2008
7
 
Л2.3
Леонов О.А., Карпузов В.В., Шкаруба Н. Ж., Кисенков Н. Е., Леонов О.А.
Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие
М.: КолосС, 2013
Электронный ресурс
 
6.1.3. Методические разработки
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л3.1
Доброхотов Ю. Н., Иванщиков Ю. В., Лебедев В. Г., Новиков А. М.
Метрология, стандартизация и сертификация: лабораторный практикум: учебное пособие для студентов вузов
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Росстандарт
 
Э2
ФГИС "АРШИН"
 
Э3
ВНИИС - Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации
 
Э4
ФБУ «ЧУВАШСКИЙ ЦСМ»
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
KOMPAS-3D
6.3.1.2
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.3
Access 2016
6.3.1.4
Project 2016
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
GIMP
6.3.1.7
MozillaFirefox
6.3.1.8
MozillaThinderbird
6.3.1.9
7-Zip
6.3.1.10
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.11
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.12
ОС Windows 7
6.3.1.13
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.14
ОС Windows XP
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-217
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (13 шт.), стулья (26 шт.), оптиметр вертикальный ОВО (21 шт.), оптиметр горизонтальный ИКГ (2 шт.), микроскоп МИП-2 (1 шт.), плита поверочная 400х400 (1 шт.), стол ОТК (1 шт.), верстак однотумбовый (1 шт.), микроскоп МЛ (1 шт.), стойка ИКВ с микатором ( 2 шт.), микроскоп ММИ-2 (1 шт.), наборы ППКМО (11 шт.), набор угловых мер МУ-1 (1 шт.), набор калибров для контроля валов (1 комп.), набор калибров для контроля отверстий (1 комп.), стойка магнитно-измерительная (1 шт.), линейка синусная (1 шт.), нутромеры НИ-100-160 (2 комп.), штангенциркуль ЖК (2 шт.), микрометр ЖК (2 шт.), скоба СР, микрометр МК, микрометр МР, штангенциркуль ШЦ, штангенрейсмас ШР, штангенглубиномер ШГ (5 комп.), образцы шероховатостей (набор № 3) (1 комп.), образцы для измерений (3 комп.), угломер Кушникова (2 шт.), угломер Семенова (2 шт.), глубиномер микрометрический ГМ (2 шт.) 
Лаб
 
1-107
Учебная аудитория
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Лек
 
2-201
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбук  (2 шт.). Лабораторные установки для научных испытаний при выполнении диссертационных работ (4 шт.)
СР
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
СР
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций, руководство докладами обучающихся для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.

Система знаний по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным и практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.

Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности анализа остаточного ресурса элементов транспортных средств и методики его использования. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логику проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать лабораторные и практические занятия и активно на них работать. Задание к лабораторным и практическим занятиям выдает преподаватель. Задание включает в себя цели и задачи лабораторной и практической работы. В процессе занятия преподаватель поясняет теоретические положения лабораторной и практической работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции или использования того или иного программного продукта, поясняя тонкости их выполнения или применения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по проделанной работе. Во время практических занятий разбираются задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку не усвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей технической литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих обучающихся и обучающихся, 

 
Оснащенность
 
пропустивших занятия, проводятся ежедневные консультации, на которые приглашаются неуспевающие обучающиеся, а также обучающиеся, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий.

При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования, зачета и экзамена. Тестирование организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лекционных и практических занятиях. Подготовка к зачету, экзамену предполагает изучение конспектов лекций, рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов практических, лабораторных занятий.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________