2024-2025_23_05_01_24-1 НТТС_plx_Энергетические установки автомобилей и тракторов
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.32
Энергетические установки автомобилей и тракторов
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
экзамен  зачет с оценкой   курсовая работа 
Виды контроля:
часов на контроль
36
самостоятельная работа
48
аудиторные занятия
96
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
5 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
180
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
7 (4.1)
Итого
Недель
16 5/6
16 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
32
32
Практические
32
32
32
32
64
64
В том числе инт.
18
18
18
18
36
36
Итого ауд.
48
48
48
48
96
96
Кoнтактная рабoта
48
48
48
48
96
96
Сам. работа
24
24
24
24
48
48
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
108
108
180
180
 
 
 
Программу составил(и):
д-р техн. наук, проф., С.С. Алатырев
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Энергетические установки автомобилей и тракторов" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся совокупности знаний, умений и навыков в области теории рабочих процессов, систем, динамики и конструкции двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей и тракторов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Автомобили и тракторы
2.1.2
Надёжность механических систем
2.1.3
Правила и безопасность дорожного движения
2.1.4
Теория механизмов и машин
2.1.5
Технология производства автомобилей и тракторов
2.1.6
Сопротивление материалов
2.1.7
Технология конструкционных материалов
2.1.8
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
2.1.9
Машинная графика
2.1.10
Теоретическая механика
2.1.11
Начертательная геометрия и инженерная графика
2.1.12
Учебная практика, ознакомительная практика
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Диагностика автомобилей и тракторов
 
2.2.2
Проектирование автомобилей и тракторов
 
2.2.3
Диагностика и техническое обслуживание машин
 
2.2.4
Дорожные условия и безопасность движения
 
2.2.5
Единая система конструкторской документации
 
2.2.6
Единая система технологической документации
 
2.2.7
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.8
Ресурсосбережение при проведении технического обслуживания и ремонта
 
2.2.9
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
 
2.2.10
Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей и тракторов
 
2.2.11
Транспортно-эксплуатационные качества автомобильных дорог и городских улиц
 
2.2.12
Производственная практика, эксплуатационная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
ОПК-5. Способен применять инструментарий формализации инженерных, научно-технических задач, использовать прикладное программное обеспечение при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов;
 
ОПК-5.1 Знает основы формализации инженерных, научно-технических задач, прикладного програмирования при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов
 
 
 
ОПК-5.2 Умеет применять инструментарий формализации инженерных, научно-технических задач, использовать прикладное программное обеспечение при расчете, моделировании и проектировании технических объектов и технологических процессов
 
 
 
ПК-4. Способен обеспечить выполнение гарантийных обязательств организации-изготовителя АТС
 
ПК-4.1 Знает требования организации-изготовителя АТС к оказанию сервиса АТС
 
 
 
ПК-4.3 Улушает, совершенствует процессы ТО и ремонта АТС и его компонентов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
закономерности преобразования в ДВС химической энергии топлива в механическую работу; влияние основных конструктивных и режимных параметров на качество протекания рабочих процессов, формирование показателей работы и характеристик ДВС, на окружающую среду; о современных методах улучшения технико-экономических показателей и снижения токсичности отработавших газов, а также шумоизлучения; о путях дальнейшего их развития.
 
 
3.2
Уметь:
 
Оснащенность
 
3.2.1
проводить анализ рабочего процесса ДВС; рассчитывать детали на прочность в ДВС; рассчитывать рабочий процесс ДВС.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
расчета рабочего процесса ДВС, владения сведениями о их конструкции и особенностями работы узлов и агрегатов.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Рабочий цикл ДВС

 
Термодинамические циклы ДВС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Термодинамические циклы ДВС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Параметры рабочего тела /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Параметры рабочего тела /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Параметры рабочего тела /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Параметры отработавших газов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Параметры отработавших газов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Действительный цикл ДВС. Индикаторная диаграмма /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Действительный цикл ДВС. Индикаторная диаграмма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

6
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Индикаторные и эффективные показатели ДВС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Индикаторные и эффективные показатели ДВС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Индикаторные и эффективные показатели ДВС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях и в двигателях с искровым зажиганием /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
2
Учебная дискуссия. Опрос.
0
 
Оснащенность
 
Процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях и в двигателях с искровым зажиганием /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях и в двигателях с искровым зажиганием /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
 
Раздел 2. Кинематика и динамика поршневых ДВС

 
Кинематика кривошипно-шатунного механизма /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Кинематика кривошипно-шатунного механизма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Динамика кривошипно-шатунного механизма /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Динамика кривошипно-шатунного механизма /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
4
Круглый стол. Опрос.
0
 
Динамика кривошипно-шатунного механизма /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
Уравновешивание двигателей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Уравновешивание двигателей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
4
Учебная дискуссия. Опрос.
0
 
Уравновешивание двигателей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Опрос
0
 
 
Раздел 3. Зачет с оценкой

 
/ЗачётСОц/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
6
0
Зачет с оценкой
0
 
 
Раздел 4. Основы конструирования ДВС

 
Выбор типа, основных конструктивных параметров и режимов работы двигателя /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Выбор типа, основных конструктивных параметров и режимов работы двигателя /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
2
Учебная дискуссия. Опрос.
0
 
Выбор типа, основных конструктивных параметров и режимов работы двигателя /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Расчет деталей двигателя на прочность /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Расчет деталей двигателя на прочность /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
8
Круглый стол. Опрос.
0
 
Система смазки /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Система смазки /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Система охлаждения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Система охлаждения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Система охлаждения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

1
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Механизм газораспределения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Механизм газораспределения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Система питания /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
2
Проблемная лекция. Опрос.
0
 
Система питания /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

4
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
 
Раздел 5. Характеристики и возможные направления совершенствования ДВС

 
Регуляторные и скоростные характеристики ДВС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Регуляторные и скоростные характеристики ДВС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

8
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Регуляторные и скоростные характеристики ДВС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Тенденции и перспективы развития ДВС /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Оснащенность
 
Тенденции и перспективы развития ДВС /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
Тенденции и перспективы развития ДВС /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Опрос
0
 
 
Раздел 6. Курсовая работа

 
Выполнение, защита курсовой работы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

18
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Защита КР
0
 
 
Раздел 7. Экзамен

 
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

36
ОПК-5.1 ОПК-5.2 ПК-4.1 ПК-4.3
7
0
Экзамен
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Назначение энергетических установок.

2. По каким признакам классифицируются энергетические установки.

3. Краткая история и основные направления развития энергетических установок.

4. Основные механизмы энергетических установок. Их назначение.

5. Основные системы энергетических установок. Их назначение.

6. Что такое идеальный (термодинамический) цикл?

7. Условия выполнения идеального цикла.

8. Приведите диаграмму циклов с подводом теплоты при постоянном объеме и при постоянном давлении.

9. Приведите диаграмму цикла при смешанном подводе теплоты.

10. Для чего применяют наддув?

11. В чем отличие механического от газотурбинного наддува?

12. Перечислите основные показатели термодинамических циклов.

13. Что такое действительный цикл, чем действительный цикл отличается от термодинамического?

14. Приведите индикаторную диаграмму четырехтактного ДВС и опишите ее.

15. Какие отличия имеет действительный цикл двухтактного ДВС от четырехтактного?

16. Какими показателями характеризуется действительный цикл?

17. Что происходит в цилиндре во время тактов впуска и сжатия в дизельном и карбюраторном двигателе?

18. Что происходит в цилиндре во время тактов рабочего хода и выпуска в дизельном и карбюраторном двигателях?

19. Методика расчета параметров процессов газообмена.

20. Что такое диаграмма фаз газораспределения?

21. Для чего впускной клапан открывается с опережением и закрывается с запозданием?

22. Для чего выпускной клапан открывается с опережением и закрывается с запозданием?

23. Что происходит во время перекрытия клапанов?

24. Назовите индикаторные и эффективные показатели ДВС.

25. Приведите расчетные формулы для нахождения эффективных показателей.

26. Приведите расчетные формулы для нахождения индикаторных показателей.

27. Влияние основных факторов на индикаторные показатели ДВС.

28. Что такое механические потери двигателя и из чего они складываются?

29. Как связаны между собой индикаторные и эффективные показатели энергетических установок?

30. Приведите выражение теплового баланса энергетических установок.

31. По каким формулам находятся составляющие теплового баланса энергетических установок?

32. Какие потери тепла входят в последний член теплового баланса.

33. Какое количество тепла превращается в полезную работу в дизельных и бензиновых двигателях?

34. Назовите примерное процентное соотношение составляющих теплового баланса.

35. Перечислите типы характеристик энергетических установок, как их получают?

36. Приведите аналитические выражения для построения регуляторной характеристики энергетических установок.

37. Какие значения имеют крутящий момент, мощность, часовой и удельный расход топлива на основных режимах работы энергетических установок?

38. Основные пути оптимизации параметров энергетических установок.

39. В чем особенность работы энергетических установок автомобилей и тракторов.

40. По каким параметрам подбирают энергетические установки для автомобилей и тракторов.

41. Охрана труда и техника безопасности при эксплуатации энергетических установок.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
 
Оснащенность
 
1. Понятие рабочего цикла ДВС. Тактность работы двигателя.

2. Термодинамические циклы поршневых двигателей внутреннего сгорания.

3. Топливо, топливовоздушные смеси и продукты их сгорания. Расчет параметров рабочего тела.

4. Действительные циклы ДВС. Индикаторная диаграмма.

5. Особенности рабочих процессов двух- и четырехтактного ДВС.

6. Процессы смесеобразования. Смесеобразование в дизеле. Смесеобразование в двигателях с искровым зажиганием. Расчет потребного количества воздуха.

7. Процесс впуска. Определение параметров рабочего тела в конце впуска.

8. Процесс сжатия. Давление и температура в конце сжатия.

9. Процесс сгорания и тепловыделения.

10. Процесс расширения. Определение температуры и давления в конце расширения.

11. Процесс выпуска. Связь выпуска с впуском. Газообмен. Продувка надпоршневого пространства.

12. Индикаторные показатели двигателя: среднее индикаторное давление, индикаторная мощность, индикаторный к.п.д.

13. Эффективные показатели двигателя: эффективная мощность, механический к.п.д.

14. Тепловой баланс двигателя.

15. Токсичность двигателя. Показатели токсичности бензиновых и дизельных двигателей.

16. Основные конструктивные особенности параметры ДВС.

17. Перемещение, скорость и ускорение поршня.

18. Графические методы определения перемещения, скорости и ускорения поршня (методы Брикса и Толле).

19. Силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме.

20. Силы инерции первого и второго порядка.

21. Уравновешенность двигателя. Статистическое и динамическое уравновешивание коленчатого вала.

22. Уравновешивание сил инерции первого и второго порядка в ДВС.

23. Неравномерность вращения коленчатого вала. Методы и средство ее устранения.

24. Основы расчета деталей ДВС на прочность, жесткость, износостойкость и теплостойкость.

25. Выбор типа, тактности, схемы расположения цилиндров частоты вращения коленчатого вала ДВС.

26. Обоснование основных параметров двигателя.

27. Особенности расчета и проектирования кривошипно-шатунного механизма.

28. Методика расчета системы смазки ДВС.

29. Методика расчета системы охлаждения ДВС.

30. Скоростная характеристика двигателя, методика ее построения.

31. Регуляторная характеристика двигателя, методика ее построения.

32. Основные параметры ДВС: коэффициент короткоходности, рабочий объем цилиндра, литраж двигателя, степень сжатия.

33. Коэффициент наполнения. Коэффициент избытка воздуха. Влияние различных факторов на коэффициент наполнения.

34. Методика расчета механизма газораспределения ДВС.

35. Тенденции и перспективы развития ДВС.

 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
В ходе изучения дисциплины студент самостоятельно выполняет курсовую работу на тему: «Расчет и проектирование автомобильных и тракторных двигателей». Номера вариантов студенты берут по последним цифрам зачетной книжки.
 
Темы рефератов

Тема 1. Термодинамические циклы ДВС.

Тема 2. Параметры рабочего цикла.

Тема 3. Параметры отработавших газов.

Тема 4. Действительный цикл ДВС. Индикаторная диаграмма.

Тема 5. Индикаторные и эффективные показатели ДВС.

Тема 6. Процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях и в двигателях с искровым зажиганием.

Тема 7. Кинематика кривошипно-шатунного механизма.

Тема 8. Динамика кривошипно-шатунного механизма.

Тема 9. Уравновешивание двигателей.

Тема 10. Выбор типа, основных конструктивных параметров и режимов работы двигателя.

Тема 11. Расчет деталей двигателя на прочность.

Тема 12. Система смазки.

Тема 13. Система охлаждения.

Тема 14. Механизм газораспределения.

Тема 15. Система питания.

Тема 16. Регуляторная и скоростные характеристики ДВС.

Тема 17.Тенденции и перспективы развития ДВС.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Оснащенность
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Суркин В. И.
Основы теории и расчёта автотракторных двигателей: учебное пособие
СПб.: Лань, 2013
Электронный ресурс
 
Л1.2
Кириллин В. А., Сычев В. В., Шейндлин А. Е.
Техническая термодинамика: учебник
М.: Издательский дом МЭИ, 2017
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Смирнов Ю. А., Муханов А. В.
Электронные и микропроцессорные системы управления автомобилей: учебное пособие
СПб.: Лань, 2012
0
 
Л2.2
Смирнов Ю. А., Муханов А. В.
Электронные и микропроцессорные системы управления автомобилей: учебное пособие
СПб.: Лань, 2012
Электронный ресурс
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Международный автомобильный портал
 
Э2
Нормативно-техническая документация
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
KOMPAS-3D
6.3.1.4
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.5
Project 2016
6.3.1.6
VisualStudio 2015
6.3.1.7
Office 2007 Suites
6.3.1.8
GIMP
6.3.1.9
MozillaFirefox
6.3.1.10
MozillaThinderbird
6.3.1.11
7-Zip
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.4
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
Оснащенность
 
0-103
Учебная аудитория
Стенд-тренажер «Тепловой насос-1», стенд «Испытание компрессорной установки», стенд «Исследование коэффициента излучения твердого тела», стенд «Определение изобарной теплоемкости воздуха», стенд «Устройство для изучения процесса сушки», холодильник «ЗИЛ-Москва», комплект плакатов по термодинамике и теплотехнике, макеты паровой турбины, поршневого компрессора, роторно-вальцевого компрессора, абсорбционного холодильника, диаграмма водяного пара Вукаловича-Новикова, доска классная, столы (10 шт.), стулья ученические (20 шт.)
 
0-109
Учебная аудитория
Динамометр ДТ-3, работомер РБИ-5, доска классная, столы (9 шт.), стулья ученические (18 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Согласно рабочему учебному плану изучения дисциплины «Энергетические установки автомобилей и тракторов» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия и самостоятельную работу.

Для успешного освоения дисциплины в каждой форме организации учебного процесса необходимо придерживаться определенных методических принципов.

Во-первых, приступая к изучению данной дисциплины, обучающийся должен иметь соответствующие начальные знания физики, химии, механики, термодинамики и теплопередачи, эксплуатационных материалов и технологии конструкционных материалов.

Во-вторых, необходимо:

1. Посещать все лекции, на которых в системном виде излагаются основы дисциплины.

Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения и выводы. Работа над конспектом лекции завершается дома, то есть обучающийся ее дорабатывает самостоятельно: уточняет, что не записано, обогатит запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, используя учебники и учебно-методические материалы.

2. Посещать практические занятия. К практическим занятиям следует готовиться активно, так как они посвящены выработке умений и навыков по наиболее сложным материалам дисциплины.

3. Систематически вести самостоятельную работу, так как основная часть учебной нагрузки рассчитана на данную форму организации учебного процесса. При этом в первую очередь самостоятельно прорабатывать по учебникам те темы дисциплины, на которые не отводятся аудиторные занятия.

При изучении материала дисциплины по учебнику нужно прежде всего уяснить существо каждого излагаемого там вопроса. Главное – это понять изложенное в учебнике, а не «заучивать».

Изучать материал рекомендуется по темам приводимой рабочей программы. Сначала следует прочитать весь материал темы, особенно не задерживаясь на том, что показалось не совсем понятным; часто это становится понятным из последующего. Затем надо вернуться к местам, вызвавшим затруднения, и внимательно разобраться в том, что было неясно. Особое внимание при повторном чтении обратите на формулировки соответствующих определений. Однако не следует стараться заучивать формулировки; важно понять их смысл и уметь изложить результат своими словами.

Закончив изучение темы, полезно составить краткий конспект, по возможности не заглядывая учебник.

Закончив изучение темы, нужно проверить, можете ли вы дать ответ на вопросы по этой теме. Для самопроверки знаний можно использовать также тестовый материал, приведенный в том же приложении.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________