МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Проректор по учебной
и научной работе
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
канд. с.-х. наук, доц., А.В. Семенов
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Конструкционные и защитно-отделочные материалы" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Иванщиков Ю.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Алатырев А.С.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
формирование совокупности знаний о свойствах и строении конструкционных и защитно-отделочных материалов, методах повышения механических свойств деталей и физико-химического анализа материалов.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Диагностика автомобилей и тракторов
Компьютерное моделирование
Рабочие процессы автомобилей и тракторов и основы расчета их узлов и агрегатов
Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
Управление техническими системами
Эксплуатация автомобилей и тракторов
Теория автомобилей и тракторов
Энергетические установки автомобилей и тракторов
Детали машин и основы конструирования
Организация государственного учета и контроль технического состояния автомобильного транспорта
Основные нормы взаимозаменяемости
Учебная практика, эксплуатационная практика
Правила и безопасность дорожного движения
Теория механизмов и машин
Технология производства автомобилей и тракторов
Электротехника, электроника и электропривод
Гидравлика и гидропневмопривод
Метрология, стандартизация и сертификация
Термодинамика и теплопередача
Технология конструкционных материалов
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
Основы проектной деятельности
Учебная практика, ознакомительная практика
История развития автомобиле-и тракторостроения
Студенты в среде электронного обучения
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика, эксплуатационная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Осознает поставленную задачу, осуществляет поиск аутентичной и полной информации для ее решения из различных источников, в том числе официальных и неофициальных, документированных и недокументированных
УК-1.2 Описывает и критически анализирует информацию, отличая факты от оценок, мнений, интерпретаций, осуществляет синтез информационных структур, систематизирует их
УК-1.3 Применяет системный подход для решения поставленной задачи, выявляя ее компоненты и связи; рассматривает варианты и алгоритмы реализации поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
ОПК-1. Способен ставить и решать инженерные и научно-технические задачи в сфере своей профессиональной деятельности и новых междисциплинарных направлений с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей;
ОПК-1.1 Знает способы решения инженерных и научно-технических задач в сфере своей профессиональной деятельности с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
ОПК-1.2 Умеет применять в сфере своей профессиональной деятельности новые междисциплинарные направления с использованием естественнонаучных, математических и технологических моделей
ПК-4. Способен обеспечить выполнение гарантийных обязательств организации-изготовителя АТС
ПК-4.1 Знает требования организации-изготовителя АТС к оказанию сервиса АТС
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
современные способы получения материалов и изделий из них с заданным уровнем эксплуатационных свойств;
сущность явлений, происходящих в материалах в условиях эксплуатации изделий;
физико-химические методы анализа материалов.
выбирать материалы для изготовления деталей машин, исходя из заданных эксплуатационных свойств;
анализировать металлы с помощью физико-химических методов.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
владения методикой выбора конструкционных и защитно-отделочных материалов для изготовления деталей машин и механизмов;
физико-химических методов анализа материалов.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Раздел 1. Конструкционные материалы
Классификация конструкционных материалов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Проблемная лекция.
Тестирование по материалам лекции.
Легированные конструкционные стали /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Стали и сплавы с особыми свойствами /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Классификация, строение и свойства пластмасс /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Проблемная лекция.
Тестирование по материалам лекции.
Композиционные материалы. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Классификация и маркировка сталей, чугунов и сплавов цветных металлов /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Учебная дискуссия
Защита отчета по лабораторной работе.
Легированные конструкционные стали /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе
Инструментальные стали /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе
Стали с особыми свойствами /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе
Раздел 2. Защитно-отделочные материалы
Лакокрасочные материалы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Проблемная лекция.
Тестирование по материалам лекции.
Грунтовки, шпатлевки и фосфаты /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Энергопоглощающие, световозвращающие, шумо- и виброзащитные материалы /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Тестирование по материалам лекции.
Композиционные материалы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе.
Лакокрасочные материалы /Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Защита отчета по лабораторной работе.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
Подготовка отчетов по лабораторным работа.
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1
Э1 Э2 Э3
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ОПК-1.1 ОПК-1.2 ПК-4.1
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Классификация сталей и их маркировка.
2. Конструкционные стали.
3. Шарикоподшипниковые стали.
4. Автоматные стали.
5. Инструментальные стали.
6. Стали и сплавы с особыми свойствами.
7. Чугуны.
8. Медь и ее сплавы.
9. Алюминий и его сплавы.
10. Титан и его сплавы.
11. Магний и его сплавы.
12. Антифрикционные (подшипниковые) сплавы.
13. Тугоплавкие металлы.
14. Свойства и химический состав конструкционных материалов.
15. Твердые сплавы.
16. Сверхтвердые материалы.
17. Алмазы.
18. Сверхтвердые материалы (СТМ) на основе кубического нитрида бора (КНБ).
19. Минералокерамические материалы.
20. Металлокерамические материалы.
21. Композиционные материалы (КМ). Структура и состав КМ.
22. Гибридные КМ.
23. Упрочненные КМ.
24. Дисперсионно – упрочненные и волокнистые КМ.
25. КМ на металлической основе.
26. КМ на неметаллической основе.
27. Углерод – углеродные КМ.
28. Лакокрасочные материалы.
29. Основные понятия лакокрасочных материалов.
30. Эмали.
31. Краски и прозрачные лаки.
32. Грунтовки, разбавители, отвердители, растворители.
33. Виды шпатлевок.
34. Клеи.
35. Качество лакокрасочных покрытий.
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
1.Классификация сталей. Маркировка сталей.
2.Основы рационального легирования и роль легирующих элементов.
3.Классификация легированных сталей по структуре в нормализованном состоянии.
4.Конструкционные стали. Требования, предъявляемые к конструкционным сталям.
5.Углеродистые и низколегированные конструкционные стали для машиностроения и строительства.
6.Арматурные и автоматные стали.
7.Конструкционные легированные стали для машиностроения (цементуемые, улучшаемые и высокопрочные стали). Структура, свойства, способы регулирования свойств, области применения.
8.Специальные стали. Коррозионностойкие, жаростойкие, жаропрочные, криогенные, износостойкие, пружинно-рессорные стали.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
9.Инструментальные стали и сплавы. Классификация и требования, предъявляемые к инструментальным материалам.
10.Штамповые стали и стали для измерительных инструментов. Структура, свойства, способы регулирования свойств, применение.
11.Классификация и маркировка чугунов.
12.Белые чугуны.
13.Маркировка серых чугунов.
14.Ковкие чугуны, структура, маркировка, способы получения.
15.Высокопрочные чугуны.
16.Легированные чугуны, особенности маркировки и применения
17.Алюминий и его сплавы.
18.Деформируемые и литейные сплавы. Маркировка. Свойства. Области применения.
19.Титан и его сплавы. Свойства титановых сплавов различных групп. Применение.
20.Медь и медные сплавы.
21.Латуни, бронзы, медно-никелевые сплавы. Маркировка, состав, структура, свойства и области применения различных групп медных сплавов.
22.Композиционные материалы.
23.Классификация способов производства изделий из полимерных материалов, их характеристики, целесообразность выбора.
25. Пластические массы.
26. Резиновые материалы.
27. Клеевые материалы.
28. Лакокрасочные материалы.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Батышев А. И., Смолькина А. А.
Материаловедение и технология конструкционных материалов: учебное пособие
Солнцев Ю. П., Ермаков Б. С., Пирайнен В. Ю.
Технология конструкционных материалов: учебник для вузов
Солнцев Ю. П., Пряхин Е. И.
Материаловедение: учебник для вузов
6.1.2. Дополнительная литература
Оськин В. А., Байкалова В. Н., Карпенков В. Ф., Стрельцов В. В., Оськин В. А., Байкалова В. Н.
Практикум по материаловедению и технологии конструкционных материалов: учебное пособие
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Все разделы. Образовательный портал » Образовательные файлы » Машиностроение, транспорт, механика » Материаловедение и ТКМ. Все лабораторные по материаловедению в набранном виде.
"Материаловедения и Технологии конструкционных материалов"… Раздаточный материал. Материаловедение. МиТКМ. ТКМ. ТП в машиностроении.
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Комплект программ AutoCAD
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Доска классная, столы ученические (16 шт.), стулья (32 шт.), демонстрационное оборудование (интерактивная доска SMART, проектор Toshiba, ноутбук HP Compag 6735 ES), микроскоп металлографический МИМ-7 (3 шт.), микроскоп металлографический ММУ-3 (2 шт.), твердомер ТШ-2 (2 шт.), твердомер ТШ-2М (2 шт.), твердомер ТК-2М (3 шт.), печь тигельная ПТ-1000 (1 шт.), верстак двухтумбовый (2 шт.), гальванометры
Доска классная, столы ученические (32 шт.), стулья (64 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, ноутбук Acer, проектор Acer) и учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и лабораторными занятиями, организацию самостоятельной работы обучающихся, проведение консультаций, руководство докладами обучающихся для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.
Система знаний по дисциплине «Конструкционные и защитно-отделочные материалы» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков.
Для освоения дисциплины обучающимся необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятиям и законам, которые должны знать обучающиеся; раскрываются закономерности строения и свойств материалов. Обучающемуся важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения и выводы. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторным
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________