(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Специализация Автомобили и тракторы
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э2 Э3
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э2
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э2 Э3
Э4 Э5
Э4 Э5
Э1 Э4
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э1 Э4
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э2 Э3
Э2 Э3
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э4 Э5
Э6 Э7
Э6 Э7
Э6 Э7
Э6 Э7
Экзамен
2. Чем отличается процесс проектирования от специализированных проектных работ?
3. Учитываются ли производственные условия при проектировании автомобиля?
4. Как влияют условия эксплуатации на показатели автомобиля?
5. Влияют ли условия эксплуатации на конструкцию автомобиля?
6. Какие требования к конструкции автомобиля Вы знаете?
7. По каким критериям оценивается эффективность автомобиля?
8. Какие основные эксплуатационные свойства автомобиля Вы знаете?
9. Какие единичные измерители тягово-скоростных свойств автомобиля Вы знаете?
10. Какая из характеристик тягово-скоростных свойств автомобиля связана с вместимостью?
11. Какие характеристики характеризуют профильную и опорную проходимость автомобиля?
12. Каковы пути повышения тягово-скоростных свойств автомобиля?
13. Каковы пути повышения проходимости автомобиля?
14. Что является критерием оценки плавности хода автомобиля?
15. Какие существуют пути улучшения плавности движения автомобиля?
16. Что вы знаете об особенностях эргономических измерителей?
17. Какими критериями оценивается удобство использования автомобиля?
18. Какие требования включает в себя активная безопасность?
19. Какие Вы знаете пути повышения тормозных свойств автомобиля?
20. Какие существуют критерии устойчивости автомобиля?
21. Какие Вы знаете измерители управляемости автомобиля и автопоезда?
22. Какие существуют пути повышения управляемости и устойчивости автомобиля?
23. Какие критерии маневренности автомобиля существуют?
24. Какие Вы знаете основные направления развития и совершенствования приборов световой сигнализации и освещения?
25. Что такое пассивная безопасность?
26. Какие конструктивные мероприятия существуют для обеспечения внутренней пассивной безопасности автомобиля?
27. Какие основные направления совершенствования конструкций ремней безопасности Вы знаете?
28. Какое воздействие оказывают на окружающую среду выбросы автомобильным двигателей?
29. Что такое экологическая безопасность?
30. Какие существуют методы снижения токсичности и дымности выбросов двигателя автомобиля?
31. Какое влияние оказывают конструктивные особенности автотранспортных средств на уровень радиопомех?
32. Какие критерии надежности автомобиля существуют?
33. Какими критериями характеризуются долговечность и ресурс автомобиля?
34. Какие Вы знаете пути повышения надежности автомобиля при конструировании?
35. Какие Вы знаете пути повышения надежности на стадии производства автомобиля?
36. Каким образом проводится технико-экономический анализ спроектированного автомобиля?
37. Какие основные определения типажа Вы знаете?
38. Какие исходные данные необходимы для построения типажа?
40. Какие основные принципы типажа Вы знаете?
41. Какой алгоритм проектирования автомобиля Вы знаете?
42. Какие вопросы включает в себя техническое задание?
43. Для каких целей выполняют эскизный проект?
44. Какие задачи решаются на стадии технического проекта?
45. Что представляет собой рабочая документация?
46. Какими категориями руководствуются при прогнозировании развития конструкций автомобиля?
47. Что представляет собой система стандартизации в автомобилестроении?
48. Что представляет собой унификация и агрегатирование в автомобилестроении?
49. Как проводится патентный поиск?
50. Каким образом оценивается технический уровень автомобиля? Изложите автоматизацию процесса проектирования автомобиля.
51. Какие задачи решаются при общей компоновке автомобиля?
52. Каким образом определяются компоновочные схемы грузовых автомобилей?
53. Как выбирается рабочее место водителя?
54. Как определяют основные параметры кабины автомобиля?
55. Какие основные исходные данные необходимы для определения параметров компоновки автомобиля?
56. Каким образом определяют при компоновке основные параметры автомобиля?
57. Каким образом осуществляют компоновку агрегатов трансмиссии?
58. Какие бывают компоновочные схемы автобусов?
59. Как влияет на выбор компоновочной схемы автобуса расположение двигателя трансмиссии?
60. Как влияет на выбор компоновочной схемы автобуса размер базы, передний задний свесы и высота уровня иола?
61. Как влияет размещение радиатора и запасного колеса, аккумуляторных батарей и топливного бака на выбор компоновочной схемы автобуса?
62. Как осуществляют планировку пассажирского помещения?
63. По каким критериям классифицируется планировка пассажирских помещений
64. Какие требования предъявляются автобусам дальнего следования?
65. Какие основные требования предъявляются к городским и пригородным автобусам?
66. Какие бывают компоновочные схемы легковых автомобилей?
67. Перечислите достоинства и недостатки классической компоновки легкового автомобиля.
68. Какие Вы знаете достоинства недостатки легковых автомобилей с задним расположением двигателя и приводом на задние колеса?
60. Какие достоинства и недостатки переднеприводных автомобилей?
70. Как влияет компоновка легковых автомобилей на активную и пассивную безопасность?
1. Объясните назначение проектирования и конструирования при создании транспортных средств. В чѐм их отличие?
2. Пути развития тракторов и автомобилей
3. Виды тяговых расчетов проектируемых машин
4. Стадии проектирования машин
5. Элементы системы «местность – машина» при создании тракторов и автомобилей
6. Какие основные факторы влияют на компоновку транспортных средств, особенность компоновки гусеничных и колесных машин?
7. Модель технико-экономических действий при создании машин
8. Стадии и очередность разработки конструкторской документации при создании машин
9. Как обосновывается выбор мощности двигателя при проектировании машин?
10. Последовательность подбора типа шин и их размеров в проектировочных расчетах ходовой части колесных машин
11. Определение параметров гусеничного движителя
12. Определения диапазона трансмиссии d с учетом заданной скорости Vmax
13. Последовательность «разбивки» диапазона передаточных чисел трансмиссии
14. Схема передачи мощности в трансмиссии машины
15. Определение передаточного числа КП на низшей (первой) передаче
Вопросы на оценку понимания/умений студента по дисциплине
1. Определение числа передач z в КП
2. «Разбивка» передаточных чисел по закону геометрической прогрессии
3. Последовательность проектировочного тягового расчета гусеничных машин с механической трансмиссией
4. Определение к.п.д. гусеничного движителя
5. Конструктивная схема планетарного механизма поворота
6. Последовательность расчета двухступенчатого планетарного механизма поворота
7. Особенности проектировочного тягового расчета машин с гидромеханической трансмиссией
8. Требования, предъявляемые к компоновке транспортных средств.
9. Особенности компоновки колесных машин
11. Исходные данные и решаемые задачи проектировочного расчета системы подрессоривания.
12. Последовательность действий при выборе параметров подвески
13. Какие параметры определяются при проектировочном расчете торсионной подвески?
14. Особенности расчета листовых рессор
15. Расчет основных параметров амортизаторов
16. Требования к тормозным свойствам и тормозным механизмам проектируемых машин
17. Параметры оценки тормозных свойств машин
18. Определение расчётного момента для стояночной тормозной системы
19. Фрикционные материалы, используемые в конструкциях фрикционных узлов трансмиссий и механизмов поворота
20. Последовательность расчета дисковых сцеплений по максимальному передаваемому крутящему моменту
21. Последовательность расчета ленточных тормозов
22. Последовательность расчета колодочных тормозов
23. Последовательность расчета дискового тормоза
24. Определение расчетного момента блокировочных фрикционов
25. Каковы назначение и состав систем подрессоривания ТССН, их конструктивная особенность?
26. Что такое «тормозная диаграмма»? Как оценить путь торможения машин по этой диаграмме?
27. В чѐм заключается отличие «разбивки» передаточных чисел КП по законам геометрической и арифметической прогрессий? Для чего осуществляют корректировку величины передаточных чисел после их предварительного определения?
28. Как определить передаточные числа главной передачи КМ и бортовой передачи ГМ?
29. Что такое силовой и кинематический диапазоны трансмиссий?
30. В чем заключаются особенности компоновки агрегатов и систем колесных и гусеничных машин?
1. Техническое обоснование выбора параметров и показателей проектируемого автомобиля.
2. Техническое обоснование выбора параметров и показателей проектируемого трактора.
Марки автомобилей и тракторов, а также другие исходные данные для проектирования задаются индивидуально в соответствии с вариантом задания.
При выполнении курсового проекта, связанного с темой дипломного проектирования, содержание задания может отличаться от указанной ниже.
Задание
на курсовой проект по проектированию тракторов и автомобилей
студенту инженерного факультета группы ______________________
Исходные данные:
1. Модель автомобиля-прототипа: ________________________
2. Масса снаряженного автомобиля _______________________
3. Масса перевозимого груза_____________________________
4. Полная масса автомобиля _____________________________
5. Максимальная скорость Va_____________________________
5. Максимальное дорожное сопротивление ________________
6. Число передач ______________________________________
7. Номер прямой передачи ______________________________
8. Коэффициент коррекции мощности ____________________
9. Коэффициент сопротивления качению __________________
10. Разрабатываемый узел (агрегат)_______________________
Задание:
1. Произвести оценку эксплуатационных свойств.
2. Рассчитать максимальную нагрузку на шины.
3. Выбрать шины и определить их статический радиус качения.
4. Рассчитать КПД трансмиссии.
5. Рассчитать максимальную мощность двигателя автомобиля, подобрать двигатель.
6. Рассчитать передаточное число главной передачи.
7. Рассчитать передаточные числа передач в коробке передач.
8. Построить кинематическую схему автомобиля
9. Построить компоновочную схему автомобиля с определением центра масс.
10. Рассчитать узел (агрегат) по заданию, построить чертеж.
1. Тенденции развития конструкций автомобилей.
2. Многодисковые сцепления.
3. Двухпоточные сцепления.
4. Планетарные коробки передач.
6. Пути и направления повышения КПД коробки передач.
7. Бесступенчатые трансмиссии.
8. Преимущества и недостатки вариаторов.
9. Асинхронные карданные шарниры.
10. Синхронные карданные шарниры.
11. Дифференциалы повышенного трения.
12. Самоблокирующиеся дифференциалы.
13. Активная подвеска.
14. Подвеска с прогрессивной характеристикой.
15. Травмобезопасное рулевое управление.
16. Пути повышения эффективности тормозных систем.
Примерная тематика рефератов
1. Расчет деталей двигателя на прочность с учетом переменных нагрузок.
2. Определение основных параметров механизма газораспределения.
3.Системы управления фазами газораспределения и законами подъема
клапана.
4. Динамика клапанного механизма газораспределения.
5. Упругие колебания в механизме газораспределения.
6. Системы впрыскивания бензина.
7. Двигатель как объект управления.
8. Тепловые и гидравлические характеристики радиаторов
9. Система очистки воздуха.
10. Агрегаты воздухопитания двигателей с наддувом.
11. Буксование фрикционного сцепления и его тепловой расчет.
12. Расчет элементов механизмов переключения передач.
13. Расчет картера коробки передач.
14. Планетарные коробки передач с двумя степенями свободы.
15. Планетарные коробки передач с тремя степенями свободы.
16. Карданные шарниры равных угловых скоростей.
17. Расчет главной передачи.
18. Расчет дифференциалов колесных машин.
19. Расчет механизма поворота.
20. Ведущие и ведомые колеса колесных машин.
21. Упругая характеристика подвески.
22. Определение тормозных моментов на колодках.
23. Особенности расчета барабанных тормозных механизмов.
24. Особенности расчета дисковых тормозных механизмов.
25. Основы конструирования и расчета рулевого привода.
Система знаний по дисциплине «Проектирование автомобилей и тракторов»формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции.Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу.Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления.Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы по проектированию тракторов, автомобилей и их систем, решение задач, выполнение курсового проекта, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Проектирование автомобилей и тракторов», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Проектирование автомобилей и тракторов» следует усвоить:
- теоретические основы рабочих процессов агрегатов и систем, их взаимосвязь между собой, условия эксплуатации агрегатов и систем;
- влияние конструкции на выходные характеристики агрегатов и систем тракторов и автомобилей;
- методики проектирования агрегатов и систем трактора и автомобиля;
- расчеты по проектированию агрегатов и систем, необходимых для конструирования новых тракторов и автомобилей.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году