МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Чувашский государственный аграрный университет"
(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
Проректор по учебной
и научной работе
Испытания автомобилей и тракторов
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы
рабочая программа дисциплины (модуля)
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
В том числе в форме практ.подготовки
доц., Доброхотов Юрий Николаевич
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Испытания автомобилей и тракторов" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства
Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
Заведующий кафедрой Иванщиков Ю.В.
Заведующий выпускающей кафедрой Алатырев А.С.
Председатель методической комиссии факультета Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки Викторова В.А.
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
освоение теоретических знаний в области восстановления узлов и агрегатов сельскохозяйственных машин, тракторов, автомобилей и комбайнов, автотракторных двигателей, а также их испытаний после восстановления. Приобретение профессиональных навыков в области планировании организации испытаний и формирование необходимых компетенций.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
Диагностика автомобилей и тракторов
Учебная практика, научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
Учебная практика, эксплуатационная практика
Основы научных исследований
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
Производственная практика, научно-исследовательская работа
Производственная практика, эксплуатационная практика
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
УК-3. Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Понимает цели и задачи команды, свою роль в социальном взаимодействии и командной работе с учетом собственных личных и деловых качеств, интересов команды; владеет основами управления
УК-3.2 Реализует свою роль, продуктивно взаимодействуя с другими членами команды
УК-3.3 Соблюдает правила командной работы; осознает личную ответственность за результаты деятельности и реализацию общекомандных целей и задач
ОПК-4. Способен проводить исследования, организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую деятельность при решении инженерных и научно-технических задач, включающих планирование и постановку сложного эксперимента, критическую оценку и интерпретацию результатов;
ОПК-4.1 Знает основы исследований, организации и коллективной научно-исследовательской деятельности при решении инженерных и научно-технических задач
ОПК-4.2 Знает основы планирования и постановки сложного эксперимента, критерии оценки, интерпритации результатов и их критическую оценку
ОПК-4.3 Под руководством наставника умеет проводить исследования, организовывать самостоятельную и коллективную научно-исследовательскую деятельность при решении инженерных и научно-технических задач, включающих планирование и постановку сложного эксперимента, критическую оценку и интерпретацию результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
роль и место испытаний в процессе проектирования и доводки автомобильной техники;
современные методы и аппаратуру для измерения и регистрации физических величин при испытаниях автомобильной техники;
методы обработки результатов испытаний;
планирование эксперимента при испытаниях автомобиля.
самостоятельно готовить автомобильную технику к проведению испытаний;
планировать проведение экспериментальных работ;
использовать современную аппаратуру, стенды и научное оборудование для проведения испытаний и обработки полученных результатов;
анализировать результаты испытаний.
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
работы с испытательным оборудованием и системами обработки экспериментальных данных, оформления и представления результатов испытаний.
Наименование разделов и тем /вид занятия/
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Тема 1. Роль испытаний в управлении качеством и надежностью автомобилей и тракторов
Тема 2. Особенности сбора информации о качестве машин
Тема 3. Виды испытаний
Тема 4. Организация испытаний
Тема 5. Система испытаний на ремонтопригодность
Тема 6. Особенности испытаний отремонтированных объектов
Тема 7. Лабораторные и эксплуатационные испытания
Тема 8. Доводочные и исследовательские испытания
Тема 9. Полигоны для испытания тракторов
Тема 10. Полигоны для испытания автомобилей
/Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
Тема 1. Роль испытаний в управлении качеством и надежностью автомобилей и тракторов
Тема 2. Особенности сбора информации о качестве машин
Тема 3. Виды испытаний
Тема 4. Организация испытаний
Тема 5. Система испытаний на ремонтопригодность
Тема 6. Особенности испытаний отремонтированных объектов
Тема 7. Лабораторные и эксплуатационные испытания
Тема 8. Доводочные и исследовательские испытания
Тема 9. Полигоны для испытания тракторов
Тема 10. Полигоны для испытания автомобилей
/Лаб/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Тема 1. Роль испытаний в управлении качеством и надежностью автомобилей и тракторов
Тема 2. Особенности сбора информации о качестве машин
Тема 3. Виды испытаний
Тема 4. Организация испытаний
Тема 5. Система испытаний на ремонтопригодность
Тема 6. Особенности испытаний отремонтированных объектов
Тема 7. Лабораторные и эксплуатационные испытания
Тема 8. Доводочные и исследовательские испытания
Тема 9. Полигоны для испытания тракторов
Тема 10. Полигоны для испытания автомобилей
/Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
участие в выполнении отдельных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью
Тема 1. Роль испытаний в управлении качеством и надежностью автомобилей и тракторов
Тема 2. Особенности сбора информации о качестве машин
Тема 3. Виды испытаний
Тема 4. Организация испытаний
Тема 5. Система испытаний на ремонтопригодность
Тема 6. Особенности испытаний отремонтированных объектов
Тема 7. Лабораторные и эксплуатационные испытания
Тема 8. Доводочные и исследовательские испытания
Тема 9. Полигоны для испытания тракторов
Тема 10. Полигоны для испытания автомобилей
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1
ОПК-4.1 ОПК-4.2 ОПК-4.3 УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
Не предусмотрено учебным планом
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Место и роль испытаний в управлении надежностью машин.
2. Камеры тормозные пневматических приводов автомобиля. Технические требования и методы испытаний
3. Исследовательские испытания.
4. Свойства надежности и их показатели.
5. Шланги для гидравлических систем автомобильных транспортных средств. Технические требования и методы испытаний.
6. Сравнительные испытания.
7. Взаимосвязь понятий «технический контроль», «измерение» и «испытание» в управлении качеством машин.
8. Трубки и шланги гидравлического и пневматического приводов тормозов автомобилей. Технические требования и методы испытаний.
9. Определительные испытания.
10. Особенности сбора информации о качестве машины.
11. Валы коленчатые автотракторных двигателей. Общие технические требования и методы испытаний.
12. Доводочные испытания.
13. Основные факторы, которые необходимо учитывать при организации испытаний.
14. Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Технические требования.
15. Приемочные испытания.
16. Источники информации о качестве машины.
17. Двигатели автомобильные. Пусковые качества. Методы испытаний.
18. Квалификационные испытания.
19. Виды испытаний и их краткая характеристика.
20. Приемосдаточные испытания.
21. Испытания. Основные понятия и определения.
22. Инспекционные испытания.
23. Программа испытаний.
24. Методика испытаний.
25. Типовые испытания.
26. Организация испытаний.
27. Технический контроль. Виды контроля и их классификация.
28. Сертификационные испытания.
29. Подготовка испытаний, основные этапы.
30. Основные положения ГОСТ Р 51709-2001. Автомобильные транспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки.
31. Объект технического контроля.
32. Системы испытаний на примерах зарубежных фирм и автозавода КамАЗ.
33. Методы разрушающего и неразрушающего контроля.
34. Особенности испытаний отремонтированных объектов.
35. Испытания на ремонтопригодность.
36. Полигоны для испытания автомобилей.
37. Классификация испытаний автомобилей.
38. Автоматическая система контроля.
39. Подготовка автомобиля к испытаниям.
40. Система контроля.
41. Эксплуатационные испытания автомобилей.
42. Полигонные испытания автомобилей.
43. Основные этапы разработки программы испытаний.
44. Полигоны для испытания тракторов.
45. Лабораторные и эксплуатационные испытания. Их достоинства и недостатки.
46. Производственный контроль.
47. Сущность, достоинства и недостатки эксплуатационных испытаний.
48. Этапы и методы испытаний.
49. Выбор режимов испытаний.
50. Ускоренные испытания.
51. Руководящие документы, используемые при составлении программы испытаний.
52. Типовые циклы работы испытуемых объектов.
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом
1. Роль испытаний в управлении надежностью машин.
2. Виды. Цели и особенности испытаний.
3. Ресурсные испытания.
4. Доводочные и исследовательские испытания.
5. Испытания на ремпонтопригодность.
6. Особенности испытания отремонтированных изделий.
7. Возможности испытаний.
8. Организация испытаний.
9. Подготовка испытаний.
10. Системы испытаний.
11. Планирование испытаний.
12. Контрольные испытания.
13. Определительные испытания, выбор точности оценок.
14. Пути сокращения продолжительности испытаний.
15. Отбор изделий для испытаний.
16. Унификация и стандартизация испытаний.
17. Режимы испытаний.
18. Практика выбора режимов испытаний.
19. Типичные циклы работы.
20. Изучение видов повреждения изделий.
21. Ограничения форсирования режимов многолетних испытаний.
22. Коэффициенты ускорения испытаний.
23. Оценка надежности машин и их элементов в процессе эксплуатации.
24. Эксплуатационные испытания.
25. Эксплуатационные наблюдения.
26. Практика испытаний на надежность.
27. Полигонные испытания.
28. Испытания на треках.
29. Область применения полигонных и лабораторных испытаний, их сочетание.
30. Обобщение результатов испытаний.
31. Тенденции развития ресурсных испытаний.
5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Испытания электрооборудования автомобилей и тракторов: учебник
Теория надежности: учебник
Курасов В. С., Погосян В. М., Драгуленко В. В.
Испытания автомобилей и тракторов: учебное пособие
Санкт-Петербург: Лань, 2020
6.1.2. Дополнительная литература
Надежность технических систем: учебник
Поливаев О. И., Костиков О. М.
Испытание сельскохозяйственной техники и энергосиловых установок: учебное пособие
6.1.3. Методические разработки
Испытание материалов на трение и изнашивание: методические указания к лабораторной работе
Чебоксары: ФГБОУ ВПО ЧГСХА, 2014
6.3.1 Перечень программного обеспечения
Справочная правовая система КонсультантПлюс
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
Станок вертикально-фрезерный 6Н11 (1 шт.), станок фрезерный 6Н81 (1 шт.), станок заточной ТШ-2 (1 шт.), станок отрезной UE-250S (1 шт.), станок хонинговальный 3К333 (1 шт.), станок вертикально-сверлильный 2А125 (1 шт.), станок настольно-сверлильный 2М112 (1 шт.), станок балансировочный КИ-4274 (1 шт.), станок обдирочно-шлифовальный (2 шт.), универсальный заточной станок 3А64Д (1 шт.), станок токарный 1К62 (1 шт.), Станок плоскошлифовальный 3Г71 (1 шт.), станок вертикально-расточной 2Е78П (1 шт.), стол-верстак с тисками (1 шт.), станок токарный с ЧПУ СКЕ 6150Z (1 шт.), станок токарный CDS 6240 (1 шт.), станок сверлильный PROFI G10525 (1 шт.), станок радиально-сверлильный Z3732X8 (1 шт.), плита поверочная 450х600 (1 шт.), твердомер ТШ-2М (1 шт.), верстак двухтумбовый (3 шт.), тумба инструментальная (5 шт.), прибор для проверки и регулировки ОП-К (1 шт.), компрессор С-415М (1 шт.), кран гидравлический складной 2 т. (1 шт.), стенд для статической балансировки (1 шт.), установка 011-1-10 «Ремдеталь» (1 шт.), верстак однотумбовый с тисками (2 шт.), тумба инструментальная (1 шт.), тиски машинные (2 шт.), стеллаж передвижной, компьютерный стол, персональный компьютер с выходом в Интернет (2 шт.).
Доска классная, столы компьютерные (13 шт.), стулья (13 шт.), персональные компьютеры с выходом в Интернет (13 шт.), демонстрационное оборудование (экран настенный, проектор).
Доска классная, столы ученические (16 шт.), стулья (32 шт.), демонстрационное оборудование (интерактивная доска SMART, проектор Toshiba, ноутбук HP Compag 6735 ES), микроскоп металлографический МИМ-7 (3 шт.), микроскоп металлографический ММУ-3 (2 шт.), твердомер ТШ-2 (2 шт.), твердомер ТШ-2М (2 шт.), твердомер ТК-2М (3 шт.), печь тигельная ПТ-1000 (1 шт.), верстак двухтумбовый (2 шт.), гальванометры
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями, лабораторными и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, руководство докладами студентов для выступления на научно-практических конференциях, осуществление текущего и промежуточного контроля.
Система знаний по дисциплине формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к лабораторным и практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентам необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать лабораторные и практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол № ___ от _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ
в 20___ /20___ учебном году
Заведующий выпускающей кафедрой _________________________________