2024-2025_23_05_01_24-1 НТТС_plx_Компьютерное моделирование
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Математики, физики и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.03
Компьютерное моделирование
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
76
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
16 1/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
32
32
32
32
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
76
76
76
76
Итого
108
108
108
108
 
 
 
Программу составил(и):
канд. физ.-мат. наук, доц., Степанов А.В.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Компьютерное моделирование" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Максимов А.Н. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомить студентов с компьютерным моделированием в условиях глобальной информатизации и компьютеризации профессиональной деятельности и графической подготовки будущих специалистов, повысить эффективность общеинженерной графической подготовки студентов технического вуза, способствуя формированию инженерной компетентности будущих специалистов и соответствию выпускников технического вуза повышенным квалификационным требованиям, предъявляемым к ним информационно-технологическим обществом. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования
2.1.2
Социология транспортного обслуживания населения
2.1.3
Теория автомобилей и тракторов
2.1.4
Основные нормы взаимозаменяемости
2.1.5
Прогрессивные технологии обработки материалов
2.1.6
Экология
2.1.7
Маркетинг
2.1.8
Основы теории упругости
2.1.9
Теория пластичности
2.1.10
Технология производства автомобилей и тракторов
2.1.11
Философия
2.1.12
Технология конструкционных материалов
2.1.13
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
2.1.14
Математика
2.1.15
Физика
2.1.16
Основы проектной деятельности
2.1.17
Введение в специальность
2.1.18
История развития автомобиле-и тракторостроения
2.1.19
Студенты в среде электронного обучения
2.1.20
Химия
2.1.21
История России
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.2
Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
 
2.2.3
Менеджмент
 
2.2.4
Организация и планирование производства
 
2.2.5
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
 
2.2.6
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Осознает поставленную задачу, осуществляет поиск аутентичной и полной информации для ее решения из различных источников, в том числе официальных и неофициальных, документированных и недокументированных
 
 
 
УК-1.2 Описывает и критически анализирует информацию, отличая факты от оценок, мнений, интерпретаций, осуществляет синтез информационных структур, систематизирует их
 
 
 
УК-1.3 Применяет системный подход для решения поставленной задачи, выявляя ее компоненты и связи; рассматривает варианты и алгоритмы реализации поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки 
 
 
 
ПК-1. Способен формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
 
ПК-1.3 Применяет инструменты планирования деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
понятия графического моделирования, роли и места моделирования в  создании сборок;
3.1.2
3D-моделирование и способности черчения в компьютерном моделировании.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять полученные сведения в практических ситуациях.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
разрабатывать с использованием информационных технологий, конструкторско-техническую документацию для производства новых или модернизируемых образцов автомобилей и тракторов и их технологического оборудования.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Компьютерное моделирование

 
Общие сведения о INKSCAPE.

Основные приемы построения и редактирования геометрических объектов, простановка размеров и технологических обозначений.

Построение фасок, скруглений и симметрии объектов.

Использование видов.

Усечение и выравнивание объектов. Поворот объектов.

Изменение масштаба изображения .

Построение плавных кривых. Штриховка областей.

Ввод технологических обозначений.

Ввод редактирования текста. Редактирование объектов. Настройка системы. Создание рабочего чертежа. Создание сборочных чертежей. Трёхмерное моделирование.

Оптимальная настройка системы.

Создание рабочего чертежа.

Трехмерное моделирование.

Создание сборочных чертежей.

/Лаб/

Л1.1 Л1.2Л2.1

32
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
8
6
учебная дискуссия, деловая игра
0
 
Общие сведения о INKSCAPE.

Основные приемы построения и редактирования геометрических объектов, простановка размеров и технологических обозначений.

Построение фасок, скруглений и симметрии объектов.

Использование видов.

Усечение и выравнивание объектов. Поворот объектов.

Изменение масштаба изображения .

Построение плавных кривых. Штриховка областей.

Ввод технологических обозначений.

Ввод редактирования текста. Редактирование объектов. Настройка системы. Создание рабочего чертежа. Создание сборочных чертежей. Трёхмерное моделирование.

Оптимальная настройка системы.

Создание рабочего чертежа.

Трехмерное моделирование.

Создание сборочных чертежей.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1

76
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
8
0
опрос, выступление с докладом, тестирование
0
 
Выполнение РГР /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
8
0
0
 
Оснащенность
 
Контроль. /Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
8
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Команды редактора INKSCAPE.

2. Ввод координат.

3. Заказ пользовательской системы координат.

4. Команды управления экраном.

5. Привязка координат.

6. Выбор объектов.

7. Разделение чертежа по слоям.

8. Цвет и типы линий.

9. Команды с ключами при создании примитивов: точка, отрезок, круг, дуга, полилиния, мультилиния, эллипс, кольцо, многоугольник, сплайн- кривые, эскиз, фигура, полоса, область, прямая и луч, текст, блок.

10. Штриховка

11. Нанесение размеров.

12. Редактирование размеров.

13. Удаление и восстановление объектов.

14. Копирование и поворот набора объектов.

15. Масштабирование набора объектов.

16. «Вытягивание» объектов.

17. Редактирование с помощью ручек.

18. Отсечение части объекта по заданной границе.

19. Рисование скруглений.

20. Вычерчивание фасок.

21. Редактирование полилиний.

22. Редактирование штриховки.

23. Редактирование текста.

24. Поверхностные объекты и команды их редактирования.

25. Твёрдотельные объекты и команды их редактирования.

26. Создание твёрдотельных объектов путём вращения двумерного объекта вокруг оси.

27. Создание твёрдотельных объектов путём «выдавливания».

28. Формирование видов твёрдотельных объектов.

29. Формирование разрезов твёрдотельных объектов.

30. Редактирование в трёхмерном пространстве.

31. Создание чертежей.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено
 
Тематика рефератов

1. Понятие графического моделирования.

2. Создание файла детали. Определение свойств детали.

3. Создание основания детали. Привязки.

4. Основные этапы и принципы моделирования.

5. Виды моделирования.

6. Добавление материала к основанию.

7. Моделирование и компьютеры.

8. Редактирование эскизов и операций.

9. Классификация моделей.

10. Создание конструктивной плоскости.

11. Выбор главного вида. Создание и настройка чертежа.

12. Использование переменных и выражений.

13. Создание стандартных видов.

14. Создание массива по концентрической сетке.

15. Создание разреза. Перемещение видов.

16. Создание канавки. Добавление фасок.

17. Создание местного разреза.

18. Скругление по касательным ребрам.

19. Создание выносного элемента.

20. Расчет МЦХ детали.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
21. Простановка осевых линий.

22. Рассечение детали.

23. Построение обозначений центров.

24. Размещение по сопряжениям.

25. Оформление чертежа.

26. Добавление сборочной единицы Ролик.

27. Библиотека Материалы и Сортаменты.

28. Добавление детали Ось.

29. Создание файла сборки.

30. Добавление детали Планка.

31. Добавление компонентов из файлов

32. Выдавливание без эскиза

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Коноплева И. А.
Информационные технологии: учебное пособие
М.: Проспект, 2014
Электронный ресурс
 
Л1.2
Кудрявцев Е. М.
Компьютерное моделирование, проектирование и расчет элементов машин и механизмов: учебное пособие
М.: Издательство АСВ, 2018
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Орлова И. В., Половников В. А.
Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование: учебное пособие
М.: Вузовский учебник, 2010
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
Office 2007 Suites
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
MozillaThinderbird
6.3.1.4
7-Zip
6.3.1.5
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.6
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.7
ОС Windows 7
6.3.1.8
ОС Windows XP
6.3.1.9
SuperNovaReaderMagnifier
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
Оснащенность
 
1-500
Учебная аудитория
Доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран с электроприводом СЕНА EcMaster Electric 180*180 (1 шт.), ноутбук, проектор) и учебно-наглядные пособия, стол преподавательский (1 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол ученический 4-х местный на металлокаркасе (26 шт.), стул полумягкий (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (27 шт.)
 
1-308
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 180*180 см (1 шт.), проектор Acer X127H DLP3600Lm(1204*768) (1 шт.), ноутбук Lenovo (1 шт.) и учебно-наглядные пособия, доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), осветитель доски (1 шт.), скамейка 4-х местная на металлокаркасе (17 шт.), стол ученический 4-х местный (17 шт.), кафедра лектора настольная (1 шт.), стол преподавательский однотумбовый (1 шт.), стул полумягкий (1 шт.)
 
1-402
Учебная аудитория
Компьютерная техника CPU AMD  Athllon II X4620 AM3 (11 шт.), доска ученическая настенная трехэлементная (1 шт.), стул полумягкий (9 шт.), стол компьютерный (11 шт.), стол ученический 2-х местный на металокаркасе (10 шт.), стул ученический на металлокаркасе  (15 шт.)
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Лабораторные занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На лабораторных занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме с оформлением отчета по лабораторной работе и зачетом по работе (в баллах).

2. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из технической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

3. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Компьютерное моделирование», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

При изучении дисциплины «Компьютерное моделирование» следует усвоить:

- понятие теоретических основ информатики и информационных технологий;

- основные научные школы информационных технологий;

- современные теории ЭВМ для информационных технологий;

- теории структуры ЭВМ;

- особенности устройства, назначения, принцип работы и характеристики аппаратных средств персональных компьютеров;

- особенности моделирования на ЭВМ, назначение и классификацию системного и прикладного программного обеспечения;

- актуальные проблемы комплексных документов с применением различных приложений.

Требования, предъявляемые к выполнению контрольных заданий. При выполнении контрольных заданий следует:

1. Получить четкий ответ на все вопросы, содержащиеся в контрольном задании.

2. Максимально четко изложить способ выполнения контрольного задания.

3. Оформить задание в соответствии с предъявленными требованиями.

4. По возможности, осуществить проверку полученных результатов.

По согласованию с преподавателем или по его заданию студенты могут готовить рефераты по отдельным темам дисциплины. Основу докладов составляет, как правило, содержание подготовленных студентами рефератов. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает по результатам тестирования и зачета. Тестирование 

 
Оснащенность
 
организовывается в компьютерных классах. Все вопросы тестирования обсуждаются на лабораторных занятиях. Подготовка к зачету предполагает изучение рекомендуемой литературы и других источников, повторение материалов лабораторных  занятий.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________