2024-2025_23_05_01_24-1 НТТС_plx_Введение в специальность
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.01
Введение в специальность
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов А.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Введение в специальность" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
ознакомление с учебным планом; историей возникновения и развития высшего профессионального образования в России; документами, регламентирующими учебный процесс: Государственный образовательный стандарт направления подготовки, Устав университета, положения о контроле текущей успеваемости и промежуточной аттестации, о курсовом и дипломном проектировании, о государственной итоговой аттестации, об учебных и производственных практиках, о библиотеке университета, о стипендиальном обеспечении, об общежитиях и т.п.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы проектной деятельности
 
2.2.2
Технология конструкционных материалов
 
2.2.3
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.4
Маркетинг
 
2.2.5
Основы теории упругости
 
2.2.6
Теория пластичности
 
2.2.7
Технология производства автомобилей и тракторов
 
2.2.8
Философия
 
2.2.9
Основные нормы взаимозаменяемости
 
2.2.10
Прогрессивные технологии обработки материалов
 
2.2.11
Теория автомобилей и тракторов
 
2.2.12
Экология
 
2.2.13
Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования
 
2.2.14
Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
 
2.2.15
Социология транспортного обслуживания населения
 
2.2.16
Компьютерное моделирование
 
2.2.17
Проектирование автомобилей и тракторов
 
2.2.18
Производственная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.19
Производственно-техническая база для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и тракторов
 
2.2.20
Управление техническими системами
 
2.2.21
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.22
Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
 
2.2.23
Менеджмент
 
2.2.24
Организация и планирование производства
 
2.2.25
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
 
2.2.26
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Осознает поставленную задачу, осуществляет поиск аутентичной и полной информации для ее решения из различных источников, в том числе официальных и неофициальных, документированных и недокументированных
 
 
 
УК-1.2 Описывает и критически анализирует информацию, отличая факты от оценок, мнений, интерпретаций, осуществляет синтез информационных структур, систематизирует их
 
 
 
УК-1.3 Применяет системный подход для решения поставленной задачи, выявляя ее компоненты и связи; рассматривает варианты и алгоритмы реализации поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки 
 
 
 
ПК-1. Способен формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
 
ПК-1.3 Применяет инструменты планирования деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
Оснащенность
 
3.1.1
- основные нормативно-правовые документы в сфере высшего и послевузовского профессионального образования;
3.1.2
- права и обязанности студентов;
3.1.3
- квалификационные характеристики по специальности 23.05.01  «Наземные транспортно-технологические средства» и другие вопросы, необходимых для формирования у студентов  представлений о перспективах работы по специализации.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- воспринимать, обобщать и анализировать информацию;
3.2.2
- аргументировано и четко строить свою речь;
3.2.3
- демонстрировать понимание значимости своей будущей специальности.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- способности к постановке целей и выбору путей их достижения;
3.3.2
- подготовки, написания и произнесения устных сообщений по своей будущей специальности.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. 

 
Тема 1. Структура вуза и организация учебного процесса.

Темы 2. Инженер специальности 23.05.01.

Тема 3. Роль автомобилей и тракторов в народном хозяйстве.

Тема 4. Организационная структура автомобильного транспорта.

Тема 5. Техническая эксплуатация автомобилей как наука и учебная дисциплина.

/Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
6
проблемная лекция
0
 
Тема 1. Структура вуза и организация учебного процесса.

Темы 2. Инженер специальности 23.05.01.

Тема 3. Роль автомобилей и тракторов в народном хозяйстве.

Тема 4. Организационная структура автомобильного транспорта.

Тема 5. Техническая эксплуатация автомобилей как наука и учебная дисциплина.

/Пр/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

8
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Тема 1. Структура вуза и организация учебного процесса.

Темы 2. Инженер специальности 23.05.01.

Тема 3. Роль автомобилей и тракторов в народном хозяйстве.

Тема 4. Организационная структура автомобильного транспорта.

Тема 5. Техническая эксплуатация автомобилей как наука и учебная дисциплина.

/Ср/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

56
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, сообщение, доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Внутренний распорядок в вузе. Права и обязанности студента.

2. Структура высшего учебного заведения.

3. Структура факультета.

4. Кафедра, должности и звания профессорско-преподавательского состава.

 
Оснащенность
 
5. Ученое звание, ученая степень. Основные понятия.

6. Три уровня подготовки в вузах.

7. Понятие о государственном образовательном стандарте и его структуре.

8. Основные виды деятельности выпускника по специальности «Наземные транспортно-технологические средства».

9. Виды транспорта в народном хозяйстве.

10. Измерители транспортной работы.

11. Роль транспорта в экономике страны.

12. Преимущества и недостатки автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта.

13. Структура себестоимости автомобильной транспортной работы.

14. Основные понятия об организационной структуре автотранспортных предприятий.

15. Основные понятия об организационных формах предприятий (ПАО, ЗАО, ООО).

16.Основные сведения об автомобильных заводах Российской Федерации.

17. Классификация подвижного состава автомобильного транспорта.

18. Транспорт в народном хозяйстве, его составляющие.

19. Индексация (обозначение) автомобилей отечественного производства.

20. Основные технические характеристики тракторов.

21. Классификация автомобилей в соответствии с Правилами ЕЭК ООН.

22. Краткие сведения об автомобильно-транспортном комплексе Чувашской Республики.

23. Понятия о требованиях к техническому состоянию транспортных средств.

24. Безопасность дорожного движения. Основные понятия.

25. Экологическая безопасность автомобилей и тракторов.

26. Техническая эксплуатация автомобилей. Основные понятия.

27. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей и тракторов.

28.  Техническое обслуживание и технический осмотр автомобилей и тракторов.

29. Современные способы создания, хранения и использования технической информации.

30. Система поиска информации, каталоги, библиография.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено.
 
Примерная тематика докладов и рефератов

1. Датчики двигателей внутреннего сгорания легковых автомобилей отечественного и зарубежного производства; назначение, устройство и принцип работы.

2. Датчики контроля шин автомобилей; назначение, устройство и принцип работы.

3. Датчики безопасности и оценки состояния человека в автомобиле.

4. Комбинированные силовые установки, применяемые в конструкциях современных автомобилей.

5. Гибридный синергетический привод (HSD) автомобиля Lexus.

6. Водородные автомобили и их экологические преимущества перед бензиновыми двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

7. Электромобили производства Японии, основные их характеристики.

8. Применение алюминиевых сплавов при изготовлении кузовов легковых автомобилей, их коррозионная стойкость.

9. Применение губчатого пористого алюминия для изготовления кузова автомобиля фирмой Opel.

10. История развития, разработки насос-форсунки для двигателей внутреннего сгорания.

11. Аккумуляторная система непосредственного впрыска топлива в дизель (система Common Pail).

12. Применение торсионных подвесок на автомобилях, их преимущества перед другими типами подвесок.

13. Применение электроусилителя рулевого механизма, его преимущества перед гидроусилителем.

14. История создания антиблокировочной системы и ее применения в автомобилях.

15. Аккумуляторная батарея необслуживаемая, тенденции развития и применения в автомобильном производстве.

16. Свечи зажигания в автомобилях, новые технические решения в конструкции.

17. Фары автомобиля, новые технические решения.

18. Серийные и альтернативные виды топлива для автотракторной техники.

19. Токсичность отработавших газов, каталитические нейтрализаторы, новые технические решения.

20. Опыт использования роботизированной лаборатории испытаний токсичности автомобиля в Японии.

21. Плазменные нейтрализаторы отработавших газов, их преимущества перед традиционными.

22. Шум автомобиля: внутренний и внешний,  стандарты, технические меры снижения шума.

23. Тракторы сельскохозяйственные колесные «Беларус», тяговые классы, особенности конструкции.

24. Тракторы сельскохозяйственные колесные тягового класса 5 (Петербургский тракторный завод), характеристики, особенности конструкции.

25. Тракторы сельскохозяйственные гусеничные (отечественные); производители, технические характеристики.

26. Применение конструкционных сталей при изготовлении кузовов легковых автомобилей отечественного производства,  их коррозионная стойкость.

27. Применение конструкционных сталей при изготовлении кузовов легковых автомобилей производства Германии, их коррозионная стойкость.

28. Применение конструкционных сталей при изготовлении кузовов легковых автомобилей производства Японии, 

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
Оснащенность
 
их коррозионная стойкость.

29. Применение конструкционных сталей при изготовлении кузовов легковых автомобилей производства США, их коррозионная стойкость.

30. Применение конструкционных сталей при изготовлении кузовов легковых автомобилей производства Франции, их коррозионная стойкость.

 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Федюкин В. К.
История техники и технологий: учебник
СПб.: Политехника, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.2
Поливаев О. И., Гребнев В. П., Ворохобин А. В.
Теория трактора и автомобиля: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Соколов И. Л.
Тракторы и автомобили: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2021
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Гребнев В. П., Поливаев О. И., Ворохобин А. В., Поливаев О. И.
Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства: учебное пособие
М.: КноРус, 2011
0
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
ПО «Виртуальный практикум по физике для вузов в 2-х частях»
6.3.1.4
BusinessStudio 4.0
6.3.1.5
Проблемно-ориентированный комплекс программ по животноводству на ПК (ИАС "СЕЛЭКС", "Кормовые рационы" и др.)
6.3.1.6
Нева-2006
6.3.1.7
KOMPAS-3D
6.3.1.8
Комплект программ AutoCAD
6.3.1.9
bCad Витрина
6.3.1.10
MapInfo
6.3.1.11
Access 2016
6.3.1.12
Project 2016
6.3.1.13
Visio 2016
6.3.1.14
VisualStudio 2015
6.3.1.15
Office 2007 Suites
6.3.1.16
GIMP
6.3.1.17
MozillaFirefox
6.3.1.18
MozillaThinderbird
6.3.1.19
7-Zip
6.3.1.20
Справочная правовая система КонсультантПлюс
 
Оснащенность
 
6.3.1.21
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.22
OfficeStandard 2010
6.3.1.23
OfficeStandard 2013
6.3.1.24
LibreOffice
6.3.1.25
ОС Windows Vista
6.3.1.26
ОС Windows 7
6.3.1.27
ОС Windows 8
6.3.1.28
ОС Windows 10
6.3.1.29
Ubuntu (Mint)
6.3.1.30
Project Expert 7 Holding
6.3.1.31
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.32
ПО для ЛТК 6.4
6.3.1.33
медиапроигрыватель VLC
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронная система «Госфинансы». Полнотекстовая электронная система, постоянно пополняемая. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.gosfinansy.ru/
6.3.2.6
6.3.2.7
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.8
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
0-104
Учебная аудитория
Стенды «Перечень необходимых документов при перевозке опасных грузов», «Геосинтетические материалы для строительства и ремонта дорог», «Искусственные каменные материалы», комплект плакатов по грузовым автомобилям, прибор для измерения коэффициента сцепления дорожных покрытий ППК-2МАДИ, доска классная, столы (14 шт.), стулья ученические (28 шт.), кафедра лектора настольная
 
Оснащенность
 
0-204
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER P1273B, экран, ноутбук ASUS) и учебно-наглядные пособия, доска классная, столы (21 шт.), стулья ученические (42 шт.), кафедра-стойка лектора, стол преподавательский 1-тумбовый
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения курса предусматривает наряду с лекциями и практическими занятиями, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и  промежуточного форм контроля.

Система знаний по дисциплине «Введение в специальность» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.

Для освоения дисциплины студентами необходимо:

1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, методов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.

2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи и тесты  для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю.

3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из  литературы, решение задач. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.

4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.

5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины, для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________