2024-2025_23_05_01_24-1 НТТС_plx_История развития автомобиле-и тракторостроения
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Транспортно-технологических машин и комплексов
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.В.ДВ.01.02
История развития автомобиле-и тракторостроения
Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
56
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Инженер
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
8
8
8
8
В том числе инт.
6
6
6
6
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
56
56
56
56
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. техн. наук, доц., Смирнов А.Г.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства (приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 г. № 935).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "История развития автомобиле-и тракторостроения" в основу положены:
2. Учебный план: Специальность 23.05.01 Наземные транспортно-технологические средства

Специализация Автомобили и тракторы, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Алатырев А.С. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Алатырев А.С. 
Председатель методической комиссии факультета  Гаврилов В.Н.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у студента знаний о становлении и развитии отечественного и зарубежного автомобиле- и тракторостроения.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.В.ДВ.01
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Основы проектной деятельности
 
2.2.2
Технология конструкционных материалов
 
2.2.3
Учебная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.4
Маркетинг
 
2.2.5
Основы теории упругости
 
2.2.6
Теория пластичности
 
2.2.7
Технология производства автомобилей и тракторов
 
2.2.8
Философия
 
2.2.9
Основные нормы взаимозаменяемости
 
2.2.10
Прогрессивные технологии обработки материалов
 
2.2.11
Теория автомобилей и тракторов
 
2.2.12
Экология
 
2.2.13
Основы проектирования и эксплуатации технологического оборудования
 
2.2.14
Ремонт и утилизация автомобилей и тракторов
 
2.2.15
Социология транспортного обслуживания населения
 
2.2.16
Компьютерное моделирование
 
2.2.17
Проектирование автомобилей и тракторов
 
2.2.18
Производственная практика, технологическая (производственно-технологическая) практика
 
2.2.19
Производственно-техническая база для технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей и тракторов
 
2.2.20
Управление техническими системами
 
2.2.21
Конструкционные и защитно-отделочные материалы
 
2.2.22
Лицензирование и сертификация на автомобильном транспорте
 
2.2.23
Менеджмент
 
2.2.24
Организация и планирование производства
 
2.2.25
Системы автоматизированного проектирования автомобилей и тракторов
 
2.2.26
Производственная практика, преддипломная практика
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1 Осознает поставленную задачу, осуществляет поиск аутентичной и полной информации для ее решения из различных источников, в том числе официальных и неофициальных, документированных и недокументированных
 
 
 
УК-1.2 Описывает и критически анализирует информацию, отличая факты от оценок, мнений, интерпретаций, осуществляет синтез информационных структур, систематизирует их
 
 
 
УК-1.3 Применяет системный подход для решения поставленной задачи, выявляя ее компоненты и связи; рассматривает варианты и алгоритмы реализации поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки 
 
 
 
ПК-1. Способен формировать стратегии развития сервиса АТС и их компонентов
 
ПК-1.3 Применяет инструменты планирования деятельности
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные исторические этапы развития автомобиле-тракторостроения;
3.1.2
состояние и перспективы развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе.
 
 
Оснащенность
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать вопросы развития конструкции транспортных средств; исторические аспекты появления, развития и современного состояния дорожного движения;
3.2.2
анализировать состояние и перспективы развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
использования полученных знаний в решении практических задач;
3.3.2
анализировать состояние и перспективы развития наземных транспортно-технологических средств, их технологического оборудования и комплексов на их базе.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. История развития автомобиле-и тракторостоения

 
Создание автомобиля и трактора  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Создание автомобиля и трактора  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, доклад на практических занятиях
0
 
Начальный период развития автомобилей и тракторов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
2
проблемная лекция
0
 
Начальный период развития автомобилей и тракторов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Начальный период развития автомобилей и тракторов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, доклад на практических занятиях
0
 
«Инженерный» период развития автомобиля и трактора /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
2
проблемная лекция
0
 
«Инженерный» период развития автомобиля и трактора /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
«Инженерный» период развития автомобиля и трактора /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

12
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
Характерные конструктивные отличия современных автомобилей и тракторов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Характерные конструктивные отличия современных автомобилей и тракторов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Характерные конструктивные отличия современных автомобилей и тракторов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
Перспективы развития автомобилей и тракторов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Перспективы развития автомобилей и тракторов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

2
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
Перспективы развития автомобилей и тракторов /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

10
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
устный ответ на вопрос, доклад на практических занятиях, тестирование 
0
 
Зачёт /Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2

Э1 Э2

0
УК-1.1 УК-1.2 УК-1.3 ПК-1.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Автомобильные двигатели внутреннего сгорания. История, перспективы развития, проблемы, перспективы.

2. Признанные в мире изобретатели автомобиля и их автомобили.

3. Первые автомобили и тракторы Западной Европы и США.

4. Начало промышленного производства автомобилей и тракторов в Западной Европе и США.

5. Первые отечественные автомобили России (1896–1905 гг.).

6. Начало промышленного производства автомобилей в России (1905–1917 гг.).

7. Вклад русских изобретателей, инженеров и ученых в развитие мирового автомобиле- и тракторостроения.

8. Становление советской автомобильной промышленности (1924–1930 гг.).

9. Развитие автомобилестроительной отрасли СССР (1930–1941 гг.).

10. Роль автомобильного транспорта в народно-хозяйственном комплексе России.

11. Автомобилестроение в СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.).

12. Роль автомобильного транспорта в обороне Ленинграда (1941–1944 гг.).

13. Автомобильный транспорт Вооруженных сил России. История, современность, перспективы.

14. Современное состояние автомобильного транспорта России. Перспективы. Проблемы.

15. Автомобилестроение в послевоенные годы (1945–1955 гг.).

16. Развитие автомобилестроительной отрасли СССР (1956–1970 гг.).

17. Автомобильный завод им. Лихачева (ЗИЛ). История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

18. Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

19. Камский автомобильный завод (КамАЗ). История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

20. Волжский автомобильный завод. История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

21. Уральский автомобильный завод (УралАЗ). История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

22. Ульяновский автомобильный завод (УАЗ). История. Автомобильная продукция. Доля в отечественном производстве.

23. Общественные организации автомобильного транспорта России (ассоциации, союзы). Их роль в совершенствовании автотранспортной отросли.

24. Тракторостроительные предприятия России. История. Продукция.

25. Новые энергетические установки автомобилей и тракторов.

26. Альтернативные топлива для автомобильных двигателей.

27. Автомобиле- и тракторостроение в США.

28. Автомобиле- и тракторостроение в Европе.

29. Автомобиле- и тракторостроение в Японии.

30. Современные перспективы развития автомобиля и трактора.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
Оснащенность
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерная тематика докладов

1. «Древние времена. Появление колеса»

2. «Дороги Древнего Рима»

3. «Конные экипажи»

4. «Самодвижущиеся транспортные средства»

5. «Паровые двигатели»

6. «Газовые двигатели внутреннего сгорания»

7. «Первые электромобили»

8. «Бензиновые двигатели внутреннего сгорания»

9. «Появление первого автомобиля»

10. «Развитие отечественного автомобилестроения»

11. «Золотой век автомобилизации»

12. «Современный уровень автомобилизации ряда стран»

13. «Транспортные пробки»

14. «Проблемы взаимодействия личного и общественного видов транспорта»

15. «Экологические проблемы, вызванные чрезмерной автомобилизацией»

16. «Негативное влияние шума от транспортных средств на человека»

17. «Дорожно-транспортные происшествия»

18. «Перспективы развития автотранспортной техники»

Примерная тематика рефератов

1. Расчет деталей двигателя на прочность с учетом переменных нагрузок.

2. Определение основных параметров механизма газораспределения.

3.Системы управления фазами газораспределения и законами подъема клапана.

4. Динамика клапанного механизма газораспределения.

5. Упругие колебания в механизме газораспределения.

6. Системы впрыскивания бензина.

7. Двигатель как объект управления.

8. Тепловые и гидравлические характеристики радиаторов

9. Система очистки воздуха.

10. Агрегаты воздухопитания двигателей с наддувом.

11. Буксование фрикционного сцепления и его тепловой расчет.

12. Расчет элементов механизмов переключения передач.

13. Расчет картера коробки передач.

14. Планетарные коробки передач с двумя степенями свободы.

15. Планетарные коробки передач с тремя степенями свободы.

16. Карданные шарниры равных угловых скоростей.

17. Расчет главной передачи.

18. Расчет дифференциалов колесных машин.

19. Расчет механизма поворота.

20. Ведущие и ведомые колеса колесных машин.

21. Упругая характеристика подвески.

22. Определение тормозных моментов на колодках.

23. Особенности расчета барабанных тормозных механизмов.

24. Особенности расчета дисковых тормозных механизмов.

25. Основы конструирования и расчета рулевого привода.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Федюкин В. К.
История техники и технологий: учебник
СПб.: Политехника, 2012
Электронный ресурс
 
Л1.2
Поливаев О. И., Гребнев В. П., Ворохобин А. В.
Теория трактора и автомобиля: учебник
Санкт-Петербург: Лань, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.3
Соколов И. Л.
Тракторы и автомобили: учебное пособие
пос. Караваево: КГСХА, 2021
Электронный ресурс
 
Оснащенность
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Волгин В. В.
Новейший справочник автомобилиста: справочник
М.: Эксмо, 2007
0
 
Л2.2
Гребнев В. П., Поливаев О. И., Ворохобин А. В., Поливаев О. И.
Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства: учебное пособие
М.: КноРус, 2011
0
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Краткая история развития автомобиля, трактора и отечественного автотракторостроения
 
Э2
ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ТРАКТОРОСТРОЕНИЯ В ДЕТАЛЯХ
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
ОС Windows XP
6.3.1.2
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.3
MozillaFirefox
6.3.1.4
ОС Windows 7
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.3
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
6.3.2.4
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.5
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.6
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
1-204
Помещение для самостоятельной работы
Столы (28 шт.), стулья (48 шт.), шкаф и стеллажи с литературой, компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(4 шт.).
 
1-401
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации (ноутбуки, персональные компьютеры) (4 шт.)
 
2-102
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор Toshiba, экран, ноутбук) и учебно-наглядные пособия, доска классная 3-х элементная, столы ученические 4-х местные (36 шт.), скамьи 4-х местные ученические (36 шт.), столы аудиторные, стул полумягкий, кафедра-стойка лектора
Лек
 
2-203
Учебная аудитория
Демонстрационное оборудование (проектор ASER, экран, ноутбук), учебно-наглядные пособия, доска классная 3-х элементная, столы (16 шт.), стулья ученические (32 шт.) 
Пр
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методика изучения дисциплины предусматривает проведение лекционных, практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов, проведение консультаций, осуществление текущего и промежуточного контроля. Используя лекционный материал, рекомендуемую литературу, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как источник пополнения, углубления и систематизации своих теоретических знаний и практических навыков. Для успешного освоения дисциплины обучающимся необходимо:
 
Оснащенность
 
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и систематизированном виде излагаются основы дисциплины, приводятся основные определения и понятия, раскрываются основные положения дисциплины. Работа над записями лекции завершается дома. На свежую голову (пока лекция еще в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. 2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться тщательно, на них работать активно. В процессе занятий преподаватель поясняет теоретические положения работы, организует ее выполнение, прививает навыки выполнения той или иной технологической операции, поясняя тонкости ее выполнения, выявляет характерные ошибки и комментирует их последствия, помогает формировать выводы по проделанной работе и принимает отчеты по выполненной работе. Обучающиеся, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются или направляются на отработку неусвоенного материала. При необходимости для них организуются дополнительные консультации. 3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, рекомендованной литературы, подготовку и написание рефератов. Задания на самостоятельную работу выдаются преподавателем. 4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________