(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Понятие потребностей и их классификация
3. Экономические ресурсы и их виды. Понятие редкости ресурсов
4. Понятие и классификация экономических благ
5. Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей
6. Понятие воспроизводства, основные фазы воспроизводственного процесса
7. Сущность и функции денег
9. Понятие и функции рынка
10. Преимущества и недостатки рынка
11. Классификация рынков
12. Кругооборот ресурсов, продуктов и доходов в рыночной экономике
13. Спрос на товары и услуги, детерминанты спроса. Закон спроса
14. Полезность, ее виды. Закон убывающей предельной полезности
15. Правило максимизации полезности потребителя
16. Предложение товаров и услуг, детерминанты предложения. Закон предложения
17. Рыночное равновесие и равновесная цена
18. Предприятие в системе рыночных отношений
19. Понятие производства, характеристики производственной функции
20. Особенности поведения фирмы в краткосрочном периоде
21. Поведение фирмы в долгосрочном периоде
22. Сущность издержек и их классификация
23. Доход и прибыль предприятия
24. Сущность и виды конкуренции
25. Совершенная конкуренция и ее признаки
26. Условие минимизации издержек
27. Условие максимизации прибыли
28. Монополия и ее виды. Ценовая дискриминация
29. Антимонопольное регулирование
30. Рынок монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция
31. Олигополия, ее черты, особенности поведения фирм.
32. Спрос на ресурсы и факторы, его определяющие
33. Рынок труда и заработная плата
34. Рынок капитала, процент
35. Рынок земли, рента
36. Сущность и структура национальной экономики
37. Основные макроэкономические цели, их взаимосвязь
39. Макроэкономические показатели
40. Совокупный спрос, структура и факторы
41. Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах
42. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS
43. Понятие экономического цикла, его природа и виды
44. Характеристика фаз экономического цикла
45. Антициклическая политика государства
46. Сущность, виды и последствия безработицы
47. Инфляция: сущность, причины, измерение
48. Социально-экономические последствия инфляции
49. Антиинфляционная политика государства
50. Политика занятости, ее виды
51. Типы и факторы экономического роста
52. Место и роль государства в рыночной экономике
53. Формы и методы государственного регулирования экономики
54. Государственный бюджет, его структура
55. Бюджетный дефицит и государственный долг
56. Налоги и их функции
57. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика, ее инструменты
58. Денежно-кредитная политика, ее инструменты
59. Социальная политика государства
60. Государственная политика стимулирования экономического роста
1.Состояние экономической науки на современном этапе
2.Современная экономическая система РФ и ее структура
3.Смешанная экономика: сущность и основные модели
4.Товарное производство, его виды и законы
5.Роль денег в современной экономике
6.Рыночная система и механизм ее функционирования
7.Рынок, его структура и инфраструктура
8.Формы и методы регулирования рынка в развитых странах
9.Сущность собственности и ее формы в Российской Федерации
10.Приватизация и разгосударствление: мировой опыт
11.Закон спроса и предложения и его использование в экономике
12.Особенности потребительского поведения на современном этапе
13.Влияние налогов и субсидий на рыночный механизм ценообразования
14.Цены и ценообразование в рыночной экономике
15.Механизм ценообразования на продукцию сельского хозяйства
16.Особенности ценообразования на факторы производства
17.Предпринимательство в РФ: сущность, виды, субъекты
18.Развитие малого предпринимательства в РФ
19.Развитие предпринимательства в аграрной сфере
20.Роль инноваций в развитии предпринимательства
21.Акционерные общества, принципы их организации и функционирования
22.Интеграция в АПК
23.Экономические законы поведения фирмы
24.Экономическая природа и виды издержек
25.Прибыль и условия ее максимизации
26.Содержание и особенности рынка труда в РФ
27.Экономическая природа заработной платы и ее формы
28.Собственность на землю и современные формы хозяйствования в аграрном секторе экономики РФ
29.Земельная рента, ее сущность и виды
30.Монополия и конкуренция в российской экономике
31.Антимонопольная политика государства: сущность, цели и формы
32.Состояние и проблемы функционирования российской экономики
33.Макроэкономическое развитие российской экономики через призму СНС
34.Общее экономическое равновесие и общественное благосостояние
35.Безработица в РФ, ее особенности и тенденции
36.Проблемы занятости и регулирование рынка труда в РФ
38.Теории экономических циклов
39.Длинные волны Кондратьева и влияние НТП на экономическое развитие
40.Природа современных экономических кризисов
41.Проблемы обеспечения экономического роста в РФ
42.Принципы и механизмы налогообложения в РФ
43.Налоги как инструмент рыночного регулирования
44.Государственный бюджет РФ и проблемы его функционирования
45.Кредит и его формы
46.Банки и их роль в экономике
47.Денежно-кредитная политика Банка России на современном этапе
48.Дерегулирование экономики и его проявление в национальных моделях экономических систем
49.Социальная политика государства в условиях кризиса
50.Показатели уровня жизни. Проблема бедности
Система знаний по дисциплине «Экономическая теория» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины необходимо:
1) посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности поведения экономических субъектов. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга;
2) посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок;
3) систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение материалов учебников и статей из экономической литературы, решение задач, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем;
4) под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам;
Конспект лекций и заданий для самостоятельной работы студентов, другие необходимые методические рекомендации размещены в сети Интернет в дистанционной образовательной среде.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году