(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
• внимательно слушая и пытаясь понять суть идей других, даже если они противоречат собственным воззрениям;
• уважая высказывания других, как в плане содержания, так и в плане формы;
• критикуя аргументированно и конструк-тивно, не задевая чувств других; адаптируя речь и язык жестов к ситуациям взаимодействия
ции
ракт.
подг.
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
1. Современный русский литературный язык как высшая форма существования языка.
2. Понятие нормы литературного языка. Виды норм.
3. Три аспекта культуры речи.
4. Функциональные стили речи в современном русском языке. Общая характеристика стилей.
5. Официально-деловой стиль и его основные признаки.
6. Языковые особенности официально-делового стиля.
7. Нормативный аспект культуры реяи.
8. Общение как специфическая форма деятельности. Функции общения.
9. Формы и этапы делового общения.
10. Виды деловых бумаг и общие правила их составления.
11. Структурно-композиционные и языковые особенности заявления.
12. Особенности написания автобиографии. Виды автобиографий.
13. Особенности написания резюме.
14. Особенности написания докладной записки.
15. Особенности написания расписки.
16. Особенности написания доверенности.
17. Язык, стиль и этикет служебных писем.
18. Беседа. Классификация деловых бесед.
19. Собеседование при приеме на работу.
20. Беседа по служебному телефону.
21. Реклама в деловой речи.
22. Этические нормы звучащей и письменной деловой речи.
23. Основные причины неэффективного делового общения.
25. Национальные особенности деловых коммуникаций.
26. Виды невербального общения. Невербальное деловое общение.
27. Деловая переписка, телефонные переговоры. Личные встречи.
28. Типология конфликтов.
29. Стили поведения в конфликтных ситуациях.
30. Стратегия и тактика конфликтов.
31. Барьеры в общении и их преодоление.
32. Подготовка и проведение деловой беседы.
33. Подготовка и проведение деловых переговоров.
34. Имидж делового человека.
35. Определение понятия «литературный язык».
36. Отличие устной речи от письменной речи.
37. Характерные особенности нормы.
38. Орфоэпические нормы русского языка.
39. Лексические нормы русского языка.
40. Морфологические нормы русского языка.
41. Синтаксические нормы русского языка.
42. Виды ораторской речи.
43. Фигуры речи.
44. Научный стиль.
45. Публицистический стиль.
46. Разговорный стиль.
47. Коммуникативные качества речи.
48. Основы красноречия. Оратор и его аудитория.
49. Композиция публичного выступления.
50. Аргументация в ораторской речи.
51. Основы полемического мастерства.
52. Причины неэффективного делового общения.
Вопросы на оценку понимания/умений студента
1.Дайте определение понятия «культура речи».
2.Из каких компонентов состоит «культура речи»?
3.Что понимается под нормативным компонентом культуры речи?
4.Раскройте содержание коммуникативного компонента культуры речи.
5. Что из себя представляет этический компонент культуры речи?
6. Дайте определение понятия «литературный язык». Укажите признаки литературного языка.
7. Чем устная речь отличается от письменной речи?
8. Укажите характерные особенности нормы.
9. Что регулируют нормы ударения?
10. В чем заключается смысл понятий «орфоэпия» и «акцентология»?
11. Как проявляется коммуникативная функция языка?
12. Что означает выражение «точность» речи?
13.В чем заключается богатство русского языка?
14.Что такое выразительность речи? От чего она зависит?
15.Чем отличаются фатическая, эмотивная, апеллятивная и эстетическая функции языка?
16.Что такое речевой этикет?
17.Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
18.В чем проявляется национальная специфика речевого этикета?
19.На какие группы делятся формулы речевого этикета?
20.Какова история обращений людей друг к другу в России?
22.Что представляет собой речевая деятельность?
23.Как вы сможете доказать, что речевая деятельность носит социальный характер?
24.Какие организационные принципы речевой коммуникации выделяют ученые?
25.От чего зависит эффективность речевой коммуникации?
26.Что понимается под невербальными средствами общения?
27.Какие типы жестов бывают и чем они отличаются?
28.Какая форма речи называется диалогом?
29.Что такое диалогическое единство и какова его структура?
30.Какие типы диалогов вы знаете?
31.Что такое монолог?
32.Какие типы монологической речи вы знаете?
33. Что такое полилог?
34.Какие требования предъявляют к составу и оформлению реквизитов документов?
35.Чем отличаются различные типы служебных документов?
36.Какие аспекты содержания документов могут быть переданы с помощью стандартных языковых моделей?
37.Чем отличаются различные стили речи?
39. Каковы лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля?
40.Каковы содержательные, структурные и языковые особенности произведений учебно-научных жанров?
41.В чем специфика жанров собственно научного стиля?
42.Чем отличается научно-популярная литература от других произведений научного стиля? Какие речевые нормы для нее характерны?
43. На какие группы делятся деловые письма в зависимости от их содержания и объема?
44.Какие виды служебных документов принято выделять?
45.Чем отличаются друг от друга различные жанры публицистики?
46.Каковы основные черты газетно-публицистического стиля? Какими языковыми средствами они выражаются?
47.Каковы экстралингвистические условия функционирования разговорной речи?
48.В чем заключается специфика морфологических норм разговорного стиля?
49. В чем заключается синтаксическое своеобразие разговорной речи?
50. Какие виды деловых бесед вы знаете?
51. Как правильно организовать деловые беседы?
52. Какие типы конфликтов вы знаете?
53. Каковы способы преодоления конфликтов?
54. Как правильно организовать деловые переговоры?
55. Каковы национальные особенности культуры деловых коммуникаций?
56. Каковы виды публичных выступлений?
57. Какова композиция публичного выступления?
58. Принципы создания публичной речи?
59. Какими чертами должен обладать идеальный оратор?
60. Какова техника эффективного публичного выступления?
1) Национальные особенности речевого этикета.
2) Этикет делового телефонного разговора работников аграрной сферы.
3) Профессиональная этика и речевое поведение делового человека в аграрной сфере.
4) Деловая переписка работников аграрной сферы.
5) Особенности русского делового письма.
6) Этикет и социальный статус.
7) Культура устной и письменной речи делового человека в аграрной сфере.
8) Нормы речевого социокультурного поведения работников аграрной сферы.
9) Основные жанры официально-делового стиля, которыми должен владеть работник аграрной сферы.
10) Специфика норм устной литературной речи.
11) Принципы делового общения работников аграрной сферы.
12) Особенности проведения деловых встреч в неформальной обстановке.
13) Стратегии ведения переговоров в аграрной сфере.
14) Этапы подготовки и проведения совещания работников аграрной сферы.
15) Виды речевого этикета работников аграрной сферы.
16) Система обращений в русском речевом этикете.
17) Лексический строй языка деловой письменности.
18) Речевая ситуация, её главные составляющие в сфере профессиональной деятельности работников аграрной сферы.
19) Основы искусства речи работников аграрной сферы.
20) Морфолого-грамматические особенности языка деловых бумаг в аграрной сфере.
21) Жанрово-стилистическая обусловленность деловых бумаг.
22) Американские специалисты о ведении переговоров.
23) Национальные особенности делового общения в Арабских странах.
24) Национальные особенности делового общения в странах Европы.
25) Национальные особенности делового общения в Великобритании, США.
26) Национальные особенности делового общения в Китае.
27) Национальные особенности делового общения в Японии.
28) Особенности поведения представителей разных культур в разнообразных ситуациях делового общения.
29) Факторы успеха в проведении делового совещания в сфере профессиональной деятельности работников аграрной сферы.
30) Огрубление русского языка в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение).
31) Иноязычная лексика в современных информационных жанрах.
32) Публичное выступление: речь политиков.
33) Свойства личности оратора, обеспечивающие эффективность речи.
35) Основные полемические приемы и уловки.
36) Ораторское искусство как социальное явление.
37) Виды ораторского искусства.
38) Развитие риторики в России.
39) Вербальные и невербальные средства делового общения.
40) Роль невербальных средств в общении людей.
41) Имидж делового человека.
42) Культура речи и эффективность общения работников аграрной сферы.
43) Жанры устной и письменной научной речи.
44) Основные лексические и морфолого-синтаксические особенности научного стиля.
45) Языковые нормы письменных научных текстов.
46) Подготовка деловых бесед, переговоров работников аграрной сферы.
47) Как стать гением переговоров?
48) Реклама в деловой речи.
49) Язык коммерческой рекламы в аграрной сфере.
50) Русская языковая личность в межкультурной коммуникации.
Система знаний по дисциплине «Культура речи и делового общения» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты; раскрываются закономерности функционирования языка, особенности делового общения. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, понять логику лектора при изложении материала, следить за ходом его мыслей, за аргументацией. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать ходу лекции и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором он определяет цель, задачи и основные вопросы, которые необходимо раскрыть на занятии. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, написание докладов, рефератов, эссе. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Культура речи и делового общения» для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Культура речи и делового общения» следует усвоить:
- основные понятия и категории культуры речи и делового общения;
- методику проведения деловых бесед, деловых совещаний, деловых переговоров;
- методику построения публичного выступления.
- нормы современного русского литературного языка на всех уровнях языковой структуры.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году