2024-2025_35_03_04_24-1 Агрономия_АБ_plx_Основы российской государственности
 
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 
"Чувашский государственный аграрный университет"

(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)

Кафедра
Общеобразовательных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной

и научной работе

 
 
Л.М. Корнилова
26.03.2024 г.
 
Б1.О.06
Основы российской государственности
Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес

рабочая программа дисциплины (модуля)
 
зачет    
Виды контроля:
самостоятельная работа
12
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
17 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
20
20
20
20
Семинарские занятия
40
40
40
40
Итого ауд.
60
60
60
60
Кoнтактная рабoта
60
60
60
60
Сам. работа
12
12
12
12
Итого
72
72
72
72
 
 
 
Программу составил(и):
канд. ист. наук, доцент, Агаева Е.В.;ст. преп., Петренко Н.Н.
 
 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 35.03.04 Агрономия (приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 г. № 699).
При разработке рабочей программы дисциплины (модуля) "Основы российской государственности" в основу положены:
2. Учебный план: Направление подготовки 35.03.04 Агрономия

Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.

 
 
 
Рабочая программа дисциплины (модуля) проходит согласование с использованием инструментов электронной информационно-образовательной среды Университета.
 
Заведующий кафедрой  Михайлова Р.В. 
Заведующий выпускающей кафедрой  Елисеева Л.В. 
Председатель методической комиссии факультета  Мефодьев Г.А.
Директор научно-технической библиотеки  Викторова В.А.
СОГЛАСОВАНО:
 
Оснащенность
 
 
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ОПОП:
Б1.О
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
2.2.1
Психология управления в сфере агробизнеса
 
2.2.2
Психосаморегуляция обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
 
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1 Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп
 
 
 
УК-5.2 Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России (включая основные события, основных исторических деятелей) в контексте мировой истории и ряда культурных традиций мира (в зависимости от среды и задач образования), включая мировые религии, философские и этические учения
 
 
 
УК-5.3 Умеет недискриминационно и конструктивно взаимодействовать с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и усиления социальной интеграции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представлять их в актуальной и значимой перспективе;
3.1.2
- особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении;
3.1.3
- фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации (такие как многообразие, суверенность, согласие, доверие и созидание), а также перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- адекватно воспринимать актуальные социальные и культурные различий, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;
3.2.2
- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;
3.2.3
-проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира.
 
 
3.3
Иметь навыки и (или) опыт деятельности:
3.3.1
- осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции;
3.3.2
- аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера;
3.3.3
- развитого чувства гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления.
 
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Инте

ракт.

Примечание
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Прак.

подг.

 
 
Раздел 1. Что такое Россия

 
Оснащенность
 
Лекция 1.

Россия: цифры и факты.

Лекция 2.

Россия: испытания и герои. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Семинар 1.

Россия: географические факторы и

природные богатства.

Семинар 2.

Многообразие российских регионов.

Семинар 3.

Испытания и победы России.

Семинар 4.

Герои страны, герои народа. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 2. Российское государство-цивилизация

 
Лекция 1. Цивилизационный подход: возможности и ограничения.

Лекция 2. Философское осмысление России как цивилизации. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Семинар 1.

Применимость и альтернативы

цивилизационного подхода.

Семинар 2.

Российская цивилизация в

исторической динамике.

Семинар 3.

Российская цивилизация

в академическом дискурсе.

Семинар 4.

Российская цивилизационная

идентичность на современном этапе. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 3. Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации

 
Лекция 1. Мировоззрение и идентичность.

Лекция 2. Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Семинар 1.

Ценностные вызовы современной

политики.

Семинар 2.

Концепт мировоззрения в социальных

науках.

Семинар 3.

Системная модель мировоззрения.

Семинар 4.

Ценности российской цивилизации.  /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 4. Политическое устройство России

 
Лекция 1. Конституционные принципы и разделение властей.

Лекция 2. Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Оснащенность
 
Семинар 1.

Власть и легитимность в

конституционном преломлении.

Семинар 2.

Уровни и ветви власти.

Семинар 3.

Планирование будущего: национальные

проекты и государственные программы.

Семинар 4.

Гражданское участие и гражданское

общество в современной России. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 5. Вызовы будущего и развитие страны

 
Лекция 1. Актуальные вызовы и проблемы развития России.

Лекция 2. Сценарии развития российской цивилизации. /Лек/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

4
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
Семинар 1.

Россия и глобальные вызовы.

Семинар 2.

Внутренние вызовы общественного

развития.

Семинар 3.

Образы будущего России.

Семинар 4.

Ориентиры стратегического развития

России. /Сем зан/

Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

8
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
 
Раздел 6. Самостоятельная работа

 
/Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

12
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
Работа с учебной литературой. Подготовка докладов. Поиск и обзор научных публикаций, электронных источников информации, подготовка заключения по обзору. Анализ фактических материалов, составление выводов на основе проведенного анализа.
0
 
 
Раздел 7. Контроль

 
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

0
УК-5.1 УК-5.2 УК-5.3
1
0
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Примерный перечень вопросов к зачету
1. Современная Россия: ключевые социально-экономические параметры.

2. Российский федерализм.

3. Цивилизационный подход в социальных науках.

4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.

5. Государство, власть, легитимность: понятия и определения.

6. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.

7. Исторические особенности формирования российской цивилизации.

 
Оснащенность
 
8. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).

9. Мировоззрение как феномен.

10. Современные теории идентичности.

11. Системная модель мировоззрения («человек-семья-общество-государство-страна»).

12. Основы конституционного строя России.

13. Основные ветви и уровни публичной власти в современной России.

14. Традиционные духовно-нравственные ценности.

15. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности).

16. Россия и глобальные вызовы.

 
5.2. Примерный перечень вопросов к экзамену
Не предусмотрено учебным планом.
 
5.3. Тематика курсовых работ (курсовых проектов)
Не предусмотрено учебным планом.
 
Примерный перечень тем семестровых проектов

1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.

2. Россия: национальное государство, государство-нация или государство-цивилизация?

3. Современные модели идентичности: актуальность для России.

4. Ценностные вызовы современного российского общества.

5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.

6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.

7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.

8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.

9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые проблемы и возможные решения.

10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в современное мире.

5.4. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л1.1
Макаров И. И.
Теория государства и права: учебное пособие
Москва: МУБиНТ, 2022
Электронный ресурс
 
Л1.2
Толстиков В. С., Тищенко Е. В., Королев Н. С., Терехов А. Н., Толстикова В. С.
Основы государственной культурной политики Российской Федерации: учебное пособие
Челябинск: ЧГИК, 2020
Электронный ресурс
 
Л1.3
Сорокун П. В.
История государства и права России: учебное пособие
Красноярск: КрасГАУ, 2020
Электронный ресурс
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Колич-во
 
Л2.1
Зайкина Т. В., Зайцева Н. В., Ипполитов Ипполитов, Филатов Т. В.
История России: учебник
2021: ПГУТИ, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.2
Желтов В. В.
Сравнительная политология: учебное пособие
Москва: Академический Проект, 2020
Электронный ресурс
 
Л2.3
Ланцова И. В., Звездина А. А.
Политические аспекты национальной безопасности: учебное пособие
Иркутск: ИРНИТУ, 2021
Электронный ресурс
 
Л2.4
Паничкина Е. В.
Государственная стратегия регионального развития Российской Федерации: учебное пособие
Кемерово: КемГИК, 2017
Электронный ресурс
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
 
6.3.1.1
SuperNovaReaderMagnifier
6.3.1.2
MozillaFirefox
6.3.1.3
Office 2007 Suites
 
Оснащенность
 
6.3.1.4
VisualStudio 2015
6.3.1.5
Visio 2016
6.3.1.6
Project 2016
6.3.1.7
7-Zip
6.3.1.8
Справочная правовая система КонсультантПлюс
6.3.1.9
Электронный периодический справочник «Система Гарант»
6.3.1.10
OfficeStandard 2010
6.3.1.11
OfficeStandard 2013
6.3.1.12
LibreOffice
6.3.1.13
ОС Windows Vista
6.3.1.14
ОС Windows 7
6.3.1.15
ОС Windows 8
6.3.1.16
ОС Windows 10
6.3.1.17
OpenOffice 4.1.1
6.3.1.18
MozillaThinderbird
 
6.3.2 Перечень информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронная библиотечная система издательства «Лань». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.http://e.lanbook.com
6.3.2.2
Электронная библиотека технического ВУЗа (ЭБС «Консультант студента»). Полнотекстовая электронная библиотека.  Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://www.studentlibrary.ru
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система ZNANIUM.COM. Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. http://znanium.com/
6.3.2.4
Электронная библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru». Полнотекстовая электронная библиотека. Индивидуальный неограниченный доступ через фиксированный внешний IP адрес академии неограниченному количеству пользователей из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет. https://www.biblio-online.ru/
6.3.2.5
Электронный периодический справочник «Система ГАРАНТ». Полнотекстовый, обновляемый. Доступ по локальной сети академии
6.3.2.6
Национальная электронная библиотека. Доступ посредством использования сети «Интернет» на 32 терминала доступа. https://нэб.рф/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Аудитория
Назначение
Оснащенность
Вид работ
 
206
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические (26 шт.), стулья (30 шт.), 2-х местные скамейки (10 шт.), трибуна настольная (1 шт.), демонстрационное оборудование (экран Lumien Eco Picture LEP-100102 (1 шт.), проектор Toshiba х2000 (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
31а
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), столы ученические 3-х местные со скамейкой (10 шт.), стеллажи (2 шт.), стол преподавателя (1 шт.), стул преподавателя (1 шт.), демонстрационное оборудование (полотно рулонное на штативе Classic Libra (1 шт.), проектор BenQ (1 шт.), ноутбук Acer (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
Оснащенность
 
25б
Учебная аудитория
Доска классная (1 шт.), стол ученический (2 шт.), стул ученический (2 шт.), кафедра лектора (1 шт.), стол ученический 4-х местный (40 шт.), скамья 4-х местная (40 шт.), огнетушитель ОУ-«3» (2 шт.), подставка для огнетушителя (2 шт.), демонстрационное оборудование (проектор ToshibaTDP-T45 (1 шт.), ноутбук HP250 G5 (1 шт.), экран на штативе (1 шт.)) и учебно-наглядные пособия
 
322
Учебная аудитория
Столы, стулья ученические, демонстрационное оборудование (проектор ACER (1 шт.), цифровая интерактивная доска (1 шт.), персональный компьютер ACER (1 шт.) и учебно-наглядные пособия
 
123
Помещение для самостоятельной работы
Компьютерная техника с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации(19 шт.), столы (17 шт.), компьютерный стол 6-и местный (3 шт.), стулья ученические (34 шт.), стулья п/м (18 шт.), стеллажи с литературой, видеоувеличитель Optelec Wide Screen (1 шт.)
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Реализация курса предполагает последовательное освоение студентами знаний, представлений, научных концепций, а также исторических, культурологических, социологических и иных данных, связанных с проблематикой развития российской цивилизации и её государственности в исторической ретроспективе и в условиях актуальных вызовов политической, экономической, техногенной и иной природы. Исходя из поставленной цели, для её достижения в рамках дисциплины можно выделить следующие задачи:

- представить историю России в её непрерывном цивилизационном измерении, отразить её наиболее значимые особенности, принципы и актуальные ориентиры;

- раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного развития личности и способности независимого суждения об актуальном политико-культурном контексте;

- рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине гордость и сопричастность своей культуре и своему народу;

- представить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер;

- рассмотреть особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении;

- исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент, обозначить ключевые сценарии её перспективного развития;

- обозначить фундаментальные ценностные принципы (константы) российской цивилизации (единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие), а также связанные между собой ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

- осознавать современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурно-ценностном и историческом контексте, воспринимать непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный вектор её развития;

- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально-нравственных ориентиров;

- участвовать в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины, принимать и разделять ответственность за происходящее в стране, осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни;

- развить в себе навык критического мышления и независимого суждения, позволяющего совершенствовать свои академические и исследовательские компетенции даже в соотнесении с резонансными и суггестивными проблемами и вызовами;

- сформировать у себя способность к внимательному, объективному и цельному анализу поступающей общественно-политической информации, умение проверять различные мнения, позиции и высказывания на достоверность, непротиворечивость и конвенциональность;

- усовершенствовать свои навыки личной и массовой коммуникации, развить в себе способность к компромиссу и диалогу, уважительному принятию национальных, религиозных, культурных и мировоззренческих особенностей различных народов и сообществ;

- уверенно владеть ключевой информацией о политическом устройстве своей страны, своего региона и своей местности, сформировать компетенции осознанного исторического восприятия и политического анализа;

- сформировать у себя способность к агрегированию и артикуляции активной гражданской и политической позиции, выработать ценностно значимый навык вовлеченности в общественную жизнь и неравнодушной сопричастности (эмпатии) ключевым проблемам своего сообщества и своей Родины.

 
Оснащенность
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Актуализированная рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании выпускающей кафедры, протокол №  ___   от  _____________________
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

в 20___ /20___ учебном году

Заведующий выпускающей кафедрой  _________________________________