(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
2. Основы атомно-молекулярной теории. Понятие атома, элемента, вещества. Относительная атомная и относительная молекулярная массы.
3. Моль - единица количества вещества. Молярная масса.
4. Законы стехиометрии: закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава. Относительная плотность газа.
5. Строение атома. Атомное ядро. Изотопы. Стабильные и нестабильные ядра.
6. Двойственная природа электрона. Строение электронных оболочек атомов. Квантовые числа. Атомные орбитали. Электронные конфигурации атомов в основном и возбужденном состояниях.
7. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона и создание периодической системы химических элементов. Современная формулировка периодического закона.
9. Зависимость свойств элементов и образуемых ими соединений от положения элемента в периодической системе.
10. Виды химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.
11. Механизмы образования ковалентной связи: обменный и донорно-акцепторный. Энергия связи.
12. Электроотрицательность. Полярность связи, индуктивный эффект.
13. Кратные связи. Модель гибридизации орбиталей. Связь электронной структуры молекул с их геометрическим строением (на примере соединений элементов 2-го периода). Делокализация электронов в сопряженных системах, мезомерный эффект.
14. Валентность и степень окисления. Структурные формулы. Изомерия. Виды изомерии, структурная и пространственная изомерия.
15. Агрегатные состояния веществ и переходы между ними в зависимости от температуры и давления. Газы. Газовые законы. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Закон Авогадро, молярный объем.
16. Жидкости. Ассоциация молекул в жидкостях. Твердые тела. Основные типы кристаллических решеток: кубические и гексагональные.
17. Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
18. Окислительно-восстановительные реакции. Определение стехиометрических коэффициентов в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
19. Ряд стандартных электродных потенциалов.
20. Тепловые эффекты химических реакций. Термохимические уравнения. Теплота (энтальпия) образования химических соединений. Закон Гесса в следствия из него.
21. Скорость химических реакций. Зависимость скорости реакции от природы и концентрации реагирующих веществ, давления, температуры, применения катализатора. Константа скорости химической реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
22. Обратимость химических реакций. Химическое равновесие и условия его смещения, принцип Ле Шателье. Константа равновесия, степень превращения.
23. Растворы. Растворимость веществ и ее зависимость от температуры, давления, природы растворителя. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, мольная доля, молярная концентрация. Твердые растворы. Сплавы.
24. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Константа диссоциации. Степень диссоциации.
25. Ионные уравнения реакций.
26. Свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации Аррениуса.
27. Гидролиз солей.
28. Электролиз водных растворов и расплавов солей. Процессы, протекающие у катода и анода.
Лабораторная работа выполняется каждым студентов индивидуально. Для экономии времени и более глубокого осмысления лабораторной работы необходимо в процессе самоподготовки прочитать описание опытов, частично заполнить протокол лабораторной работы. На каждом занятии после выполнения экспериментальной части проводится текущий контроль по усвоению учебного материала. Студенту предлагается несколько вопросов, на которые он дает ответ или устно, или в письменном виде. Если студент правильно ответил на предложенные вопросы, значит, материал темы им усвоен, и он получает зачет по данной теме.
Таким образом, фонд оценочных средств по данной форме контроля включает в себя 2 элемента:
- требования к оформлению отчета;
- дополнительные вопросы для защиты лабораторной работы.
Требования к оформлению отчета по лабораторным работам
ВВЕДЕНИЕ
Общие требования к выполнению лабораторных работ
Перед выполнением лабораторного практикума необходимо на вводном лабораторном занятии изучить общие правила поведения и технику безопасности при выполнении лабораторных работ по химии, список литературы рекомендуемой для использования при подготовки к выполнению лабораторных работ и «Тематический план лабораторных работ», имеющийся в лаборатории.
Порядок подготовки к выполнению лабораторной работы:
Студент должен являться на лабораторные занятия подготовленным к лабораторной работе, выполнение которой предусмотрено тематическим планом на соответствующую дату.
Предварительная подготовка к работе включает оформление первой и второй части отчета по соответствующей форме и выполнение задания для самостоятельной подготовки к указанной лабораторной работе с использованием материалов лекций, учебника и данных методических указаний.
Отчет о предстоящей работе оформляется по следующей форме: дата выполнения работы, № лабораторной работы, название работы, I теоретическая часть, II практическая часть.
Теоретическая часть - в разделе излагаются основные понятия, законы, расчетные формулы, которые необходимо усвоить для сознательного выполнения эксперимента и грамотной обработки результатов. Перечень понятий и законов имеется в методических указаниях к соответствующей лабораторной работе в разделе «теоретическая база эксперимента», с
Практическая часть - в разделе приводится:
рисунок и описание опытной установки;
перечень необходимых реактивов, посуды, вспомогательных материалов,
измерительных приборов (для измерительных приборов указать класс точности, цену деления) в методических указаниях к выполнению соответствующей лабораторной работы);
план эксперимента;
уравнения реакций;
таблица для записи результатов измерений.
Порядок выполнения лабораторной работы
На лабораторном занятии студент участвует в индивидуальном собеседовании с преподавателем по содержанию предстоящей работы. Преподаватель делает заключение о готовности студента к работе по содержанию 1 и 2 частей отчета, результатам выполнения задания для самостоятельной подготовки, которые представляются в виде следующих таблиц.
В случае достаточного уровня подготовки студент получает допуск к выполнению эксперимента и под наблюдением лаборанта выполняет работу в соответствии с планом эксперимента, вносит результаты измерений в таблицу, проверяет полученные результаты и правильность их записи у преподавателя. В случае неправильного измерения и записи полученных результатов студент повторяет измерения и корректирует записи результатов, поэтому результаты измерений на первом этапе целесообразно вносить карандашом. При достижении разумных результатов и правильного их внесения в таблицу необходимо привести в порядок рабочее место, сдать методические указания, оборудование дежурному или лаборанту и подписать таблицу экспериментальных данных у преподавателя. В этом случае студенту зачитывается выполнение эксперимента, ему следует приступить к обработке результатов и составлению следующего раздела отчета - III Расчеты и выводы.
В разделе должны быть представлены:
Расчет опытного значения (Хопытн.) определяемой величины путем подстановки в расчетную формулу соответствующих табличных данных.
Расчет теоретического значения (Хтеор.) определяемой величины по соответствующей формуле.
Расчет относительной ошибки с точностью до 0,1%.
При проведении расчетов и внесении числовых значений результатов измерений и расчетов в таблицу необходимо руководствоваться общими правилами по обработке результатов измерений.
После завершения III части отчета, он сдается на проверку. После положительных результатов проверки отчета данная работа считается выполненной.
Студент допускается к экзамену по дисциплине, если им в течение семестра выполнены все предусмотренные тематическим планом лабораторные работы, получены положительные результаты при вводном контроле, контрольной работе и выполнены индивидуальные задания по соответствующим разделам программы.
Вопросы для защиты лабораторной работы
Вопросы и задачи к лабораторной работе скорость химической реакции»
1. Что называется скоростью химической реакции? В каких единицах она измеряется?
2. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
3. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ в гомогенной системе.
4. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ в гетерогенной системе.
5. Закон действующих масс.
6. Константа скорости химической реакции.
7. Влияние температуры на скорость химических реакций. Правило Вант-Гоффа.
8. Что такое катализатор, катализ и ингибитор, для чего они нужны?
9. Каков механизм действия катализаторов в гомогенной и гетерогенной системах?
10. Выразите математически скорости прямых и обратных реакций:
а) N2 + O2 2NO; б) Fe2O3(тв.) + 3CO(г.) 2Fe(тв.) + 3CO2(г.);
в) 2NO + O2 2NO2 г) N2 + 3Н2 2NН3.
11. Во сколько раз увеличится скорость реакции при повышении температуры с 20ºС до 50ºС, если температурный коэффициент равен 3.
12. Во сколько раз следует увеличить концентрацию вещества В2 в системе 2А2(г.) + В2 = 2А2В(г.), чтобы при уменьшении концентрации вещества А в 4 раза скорость прямой
реакции не изменилась.
13. В системе СО + Cl2 = COCl2 концентрацию угарного газа увеличили от 0,03 до 0,12 моль/л, а концентрацию хлора – от 0,02 до 0,06 моль/л. Во сколько раз возросла скорость прямой реакции?
14. Чему равен температурный коэффициент скорости реакции, если при увеличении температуры на 30 градусов скорость реакции возрастает в 15,6 раз.
15. При 150ºС некоторая реакция заканчивается за 16 минут. Принимая температурный коэффициент скорости реакции равным 2,5, рассчитать, через какое время закончится эта реакция, если проводить ее: а) при 200ºС; б) при 80ºС.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Химическое равновесие»
1. Какие реакции называются необратимыми и обратимыми? Приведите примеры.
2. Дайте определение понятию химическое равновесие. Как можно использовать закон действующих масс для обратимых реакций?
3. Дайте определение понятию константа равновесия.
5. Сформулируйте принцип Ле-Шателье. Какие факторы влияют на изменение химического равновесия?
6. Как влияют уменьшение концентрации реагирующих веществ, температуры и давления на смещение химического равновесия в реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q.
7. Как влияют увеличение концентрации продуктов реакции, температуры и давления на смещение химического равновесия в реакции: N2 + 3H2 2NH3 + Q.
8. Равновесие в гетерогенных системах. От каких факторов она зависит?
9. В какую сторону сместится равновесие реакции СОCl2(г.) СО (г.) + Cl2(г.) при введении в равновесную систему инертного газа при: а) V = const; б) p = const.
10. Как влияет изменение давления на равновесие следующих реакций:
а) H2 + I2 2HI; б) С2Н5OH + NaОH С2Н5ONa + H2O;
11. Через некоторое время после начала реакции 4HCl + O2 2H2O + 2Cl2 концентрации веществ составляли: [H2O] = 0,12 моль/л; [Cl2] = 0,12 моль/л; [HCl] = 0,3 моль/л; [O2] = 0,2 моль/л. Найдите: а) значение константы равновесия; б) каковы исходные концентрации хлороводорода и кислорода?
12. Как влияют уменьшение температуры, давления и концентрации продуктов реакции на
смещение химического равновесия в следующих системах?
а) 2NO + O2 2NO2 + 28 ккал; б) 2HBr H2 + Br2 -16 ккал.
13. Константа равновесия реакции FeO(к.) + CO(г.) Fe(к.) + СО2(г.) при некоторой температуре равна 0,5. Найдите равновесные концентрации СО и СО2, если начальные концентрации этих веществ составляли: [СО] = 0,05 моль/л; [СО2] = 0,01 моль/л.
14. Равновесие в системе Н2 (г.) + I2 (г.) 2HI (г.) установилось при следующих концентрациях: [Н2] = 0,025 моль/л; [I2] = 0,005 моль/л; [HI] = 0,09 моль/л. Определите исходные концентрации иода и водорода. .
15. При некоторой температуре равновесие в системе 2NO2 2NO + O2 установилось при следующих концентрациях: [NО2] = 0,006 моль/л; [NО] = 0,024 моль/л. Найдите: а) константу равновесия реакции; б) исходную концентрацию NО2.
Вопросы и задачи к лабораторным работам по теме РАСТВОРЫ: «Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена», «Ионное произведение воды, водородный показатель», «Гидролиз»
1. Дайте определения понятиям электролит и неэлектролиты. Приведите примеры.
2. Сформулируйте три положения теории электролитической диссоциации шведского химика Аррениуса.
3. Каков механизм электролитической диссоциации?
4. Дайте определения понятиям гидраты, сольваты, гидратация и сольватация. Приведите примеры.
5. Диссоциация кислот (одноосновных, двухосновных и трехосновных).
6. Диссоциация оснований (однокислотных, двухкислотных и трехкислотных).
7. Диссоциация средних солей, кислых и основных солей.
8. Ионные уравнения реакций (какие вещества следует изображать в виде молекул).
9. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием осадков.
10. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием газообразных и малорастворимых веществ.
11. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием малодиссоциирующих веществ (слабых электролитов).
12. Приведите примеры ионных реакций идущих с образованием комплексных соединений.
13. Степень диссоциации. Константа диссоциации.
14. Факторы влияющие на степень диссоциации (природа растворителя,
концентрация раствора и наличие одноименных ионов)
15. Сильные и слабые электролиты.
16. Применение закона действующих масс к слабым электролитам.
Вопросы и задачи к лабораторным работам «Окислительно-восстановительные реакции», «Электролиз»
1. Электролиз. Законы Фарадея.
2. В чем разница процессов электролиза расплавов и растворов. Привести примеры.
3. Что такое выход по току?
4. Что такое электрорафинирование металлов?
5. Найдите объем кислорода (н. у.), который выделяется при пропускании тока силой 6А в течении 30 мин. через водный раствор КОН.
6. При электролизе водного раствора Cr2(SO4)3 током силой 2А масса катода увеличилась на 8 г. В течении какого времени проводили электролиз?
7. Вычислить электрохимический эквивалент цинка, если при электролизе раствора ZnCl2 током 2,8А а за 5 мин 32 сек выделилось 0,314 г цинка. Приведите схему электролиза и уравнения реакций на электродах.
8. При электролизе раствора сульфата меди на аноде выделилось 560 мл кислорода. Сколько граммов меди выделилось на катоде? Напишите уравнения реакций, протекающих на электродах.
9. Составить электронные уравнения реакций, происходящих на угольных электродах при электролизе раствора хлорида меди (II). Определить, какие продукты выделяются на электродах.
10. Составить электронные уравнения процессов, происходящих при электролизе раствора сульфата цинка с инертными электродами. Определить состав продуктов, выделившихся на электродах и образовавшихся в катодном и анодном пространстве.
11. Составить электронные уравнения реакций, происходящих при электролизе раствора сульфата никеля с никелевым анодом.
12. Какова сила тока при электролизе, если за 50 мин выделилась вся медь из 120 мл раствора CuSO4 концентрации 0,4
13. Какой объем водорода (н.у.) выделится на катоде, если через раствор NaCl пропущен ток силой 2А в течение 20 мин?
14. Деталь хромируется в водном растворе Cr2(SO4)3 при силе тока 3А. Определить продолжительность электролиза, если на поверхность детали необходимо нанести 1,3 г хрома. Выход по току равен 40%.
15. В чем особенности металлической связи?
16. Что такое ряд напряжения металлов, и какие практические выводы можно сделать из него?
17. Какую функцию выполняет металл при взаимодействии с кислотами?
18. Чем объясняется пассивирование металлов? Какие металлы пассивируются концентрированными растворами серной и азотной кислоты?
19. Какие металлы взаимодействуют с кислотами и щелочами?
20. Какие продукты получаются при взаимодействии активных металлов (Li – Al) с концентрированной серной кислотой? Приведите примеры и напишите уравнения реакций.
21. Какие вещества получаются при взаимодействии малоактивных металлов (Cu – Au) с концентрированной азотной кислотой? Приведите примеры и напишите уравнения реакций.
22. В раствор хороводородной кислоты опустили цинк количеством вещества 0,2 моль. Какой объем газа может выделиться (н.у.)?
23. Для получения водорода обработали смесь стружек металла и меди массой 1 г раствором разбавленной серной кислоты. Объем выделившегося водорода оказался равным 1,12 л (н.у.). Вычислить состав смеси в процентах.
24. При растворении образца смеси опилок меди, железа и золота в концентрированной азотной кислоте образовалось 6,72 л газа и 8,55 г нерастворимого остатка. При растворении такой же навески в хлороводородной кислоте выделилось 3,36 л газа. Определить процентный состав исходной смеси.
25. Какой из металлов не вытесняет водород из разбавленных растворов кислоты:
а) магний, б) хром, в) натрий, г) ртуть
26. Какие из перечисленных металлов способны вытеснить водород из воды?
а) железо, б) натрий, в) серебро, г) литий
27. Железная пластинка массой 6 г погружена в раствор медного купороса. Пластинку вынули, высушили. Ее масса оказалась равной 10,13 г. 28. Вычислить массу меди, осевшей на пластинке.
28. Литий массой 0,7 г опустили в 100 мл воды. Определите объем выделившегося газа и массовую долю образовавшегося вещества в растворе.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Насыщенные углеводороды»
1. Проверив растворимость в серной кислоте и щелочи, сделайте вывод о кислотно-основных свойствах вазелинового масла.
2. Сравните растворимость вазелинового масла в каждой из трех групп растворителей. В какой группе растворяется вазелиновое масло?
3. На основании полученных результатов предскажите, в каком из растворителей – диэтиловом эфире (=1,15D, =4,34), диоксане (=0, =2,21) или диметилформамиде (=3,86D, =36,7) – вазелиновое масло растворяться не будет.
4. Происходит ли изменение окраски перманганата калия в пробирке?
5. Сравните действие окислителей – перманганата калия в нейтральной, кислой и щелочной средах – при комнатной температуре и при нагревании.
6. На основании проведенного эксперимента сделайте вывод об отношении алканов к окислению.
7. По какому механизму протекает реакция бромирования предельных углеводородов?
8. Почему для проведения реакции бромирования алканов необходимо облучение УФ светом?
9. Объясните, почему в закрытой черным колпачком кювете реакционная смесь не обесцвечивается.
10. Напишите стадии реакции бромирования гексана (в гексане несколько вторичных атомов углерода и, следовательно, возможно образование смеси продуктов монобромирования). Назовите продукты реакции.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Ненасыщенные углеводороды. Алкены, алкины, алкадиены»
1. Напишите реакцию бромирования олеиновой кислоты. Объясните пространственное направление реакции.
2. Какая качественная реакция используется для доказательства ненасыщенности испытуемого соединения?
3. Сравните реакционную способность олеиновой и фумаровой кислот в реакциях электрофильного присоединения. Бромирование олеиновой кислоты происходит при комнатной температуре. Предскажите, потребуется ли нагревание при бромировании фумаровой кислоты.
4. Напишите схемы реакций получения, бромирования и мягкого окисления (гидроксилирования) этилена.
5. О чем свидетельствует наблюдаемое в опыте обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата?
6. Напишите схемы реакции получения ацетилена и качественных реакций, выполненных в этом опыте.
7. Объясните причину наличия в первой пробирке щелочной среды, обнаруживаемой с помощью фенолфталеина.
8. О чем свидетельствует в наблюдаемом опыте обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия?
9. Какое заключение о строении продукта реакции можно сделать на основании пробы с бромной водой?
10. Напишите схему реакции бромирования метилметакрилата.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Ароматические углеводороды»
1. Напишите схему окисления 1-метил-2-этилбензола.
2. В результате окисления гомолога бензола получена терефталевая кислота (бензол-1,4-дикарбоновая кислота). Какие углеводороды могли быть подвергнуты окислению? Приведите 1-2 примера.
3. Напишите схему реакции сульфирования нафталина, учитывая, что в условиях опыта сульфирование происходит при температуре 140-190 ºС.
1. Напишите схему реакции получения хлорэтана.
2. По какому механизму протекает эта реакция?
3. Какую роль в данной реакции играет серная кислота? Будет ли происходить, образование этилхлорида в отсутствие серной кислоты?
4. Напишите реакцию гидролиза бензилхлорида.
5. По какому механизму происходит реакция гидролиза бензилхлорида?
6. Почему бензилхлорид легко вступает в реакцию гидролиза? Какая промежуточная частица образуется в ходе реакции?
7. Чем объясняется устойчивость хлорбензола к гидролизу? Опишите распределение электронной плотности в молекуле хлорбензола.
8. Напишите схему реакции дегидратации этилового спирта. По какому механизму протекает эта реакция?
9. Какой продукт образуется в результате реакции дегидратации этилового спирта?
10. Напишите схему реакции каждого из спиртов с реактивом Лукаса и укажите механизм реакции. Объясните роль хлорида цинка как кислоты Льюиса.
11. На основании экспериментальных данных сделайте вывод о реакционной способности исследуемых спиртов.
12. Напишите реакцию взаимодействия фенола с хлоридом железа (Ш).
13. Почему реакция бромирования служит качественной для обнаружения фенолов?
14. Объясните легкость бромирования фенола.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Карбонильные соединения. Альдегиды и кетоны»
1. Напишите реакцию диспропорционирования формальдегида. Наличие, какого соединения обусловливает, кислую реакцию среды?
2. По какому механизму осуществляется реакция диспропорционирования формальдегида?
3. Что произойдет с продуктами реакции при дальнейшем их окислении, т. е. при избытке окислителя? Напишите уравнение реакции.
4. Напишите реакцию окисления формальдегида гидроксидом меди(II).
5. Сравните способность к окислению формальдегида и ацетона на основании экспериментальных наблюдений.
6. Напишите схему реакции взаимодействия формальдегида с 2,4-динитрофенилгидразином.
7. По какому механизму осуществляется реакция?
8. Напишите схему реакции получения оксима ацетона и опишите механизм.
9. Напишите реакцию образования йодоформа.
10. Способен ли этиловый спирт образовывать йодоформ?
11. Какие соединения можно обнаружить с помощью иодоформной пробы? Какие структурные фрагменты они должны содержать?
12. Напишите схему реакции ацетона с гидросульфитом натрия и объясните, по какому механизму она протекает.
13. Какие образуются вещества, если на полученное производное подействовать разбавленным раствором кислоты?
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Карбоновые кислоты и их функциональные производные»
1. Напишите схему реакции окисления бензальдегида кислородом воздуха.
2. Почему происходит обесцвечивание раствора перманганата калия при добавлении этанола?
3. Напишите схему диссоциации уксусной кислоты. Как подтверждается этот процесс экспериментально?
4. Напишите схему реакции уксусной кислоты с гидроксидом натрия. Как можно определить экспериментально нейтрализацию уксусной кислоты?
5. Напишите схему реакции образования ацетата железа(III).
6. Напишите структурную формулу гидроксида диацетата железа.
7. Напишите схему реакции образования кальциевой соли стеариновой кислоты.
8. Какие соединения называются мылами?
9. Напишите схему реакции образования оксалата кальция.
10. Напишите схему реакции образования этилацетата.
11. По какому механизму она осуществляется?
12. Какова роль концентрированной серной кислоты в реакции этерификации?
13. Напишите схему реакции щелочного гидролиза на примере 2-О-олеоил-1-О-пальмитоил-3-О-стероилглицина.
14. На чем основана проба, с помощью которой устанавливается полнота омыления?
15. С какой целью к реакционной смеси добавляется насыщенный раствор хлорида натрия?
16. Напишите схему реакции гидролиза мыла на примере пальмитата натрия.
17. С какой целью проводится предварительное растворение и последующее высаливание мыла?
18. О чем свидетельствует первоначальное отсутствие окрашивания индикатора и появление окрашивания после добавления воды?
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Гетерофункциональные соединения. Гидрокси- и оксокислоты»
1. Напишите схемы образования гидротартрата и тартрата калия.
2. О чем свидетельствует образование двух солей винной кислоты?
3. Напишите схему взаимодействия гидроксида меди (П) с тартратом калия. Наличием, какого структурного фрагмента обусловлена реакция?
4. Объясните, почему не изменяется цвет раствора в 1-й и изменяется во 2-й пробирке.
5. Какой продукт разложения лимонной кислоты обнаруживается в 1-й пробирке? Напишите схему реакции.
7. Напишите схему таутомерных превращений ацетоуксусного эфира, происходящих при комнатной температуре.
8. Какой структурный фрагмент молекулы ацетоуксусного эфира обуславливает фиолетово-красное окрашивание с хлоридом железа (III)?
9. Какие факторы способствуют стабилизации енольной формы ацетоуксусного эфира?
10. Почему фиолетово-красное окрашивание исчезает каждый раз при добавлении раствора брома? Напишите схему реакции, приводящей к обесцвечиванию раствора.
11. Напишите схему взаимодействия ацетоуксусного эфира с разбавленной серной кислотой.
12. Какие продукты расщепления ацетоуксусного эфира обнаруживаются в 1-й и 2-й пробирках? Напишите схемы соответствующих реакций обнаружения продуктов расщепления.
13. Какое превращение претерпевает салициловая кислота при нагревании? Напишите схему реакции.
14. В чем состоит причина помутнения раствора во второй пробирке? Напишите схему реакции.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Гетерофункциональные соединения. Аминокислоты, пептиды»
1. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с нингидрином.
2. Какими внешними признаками характеризуется реакция -аминокислот с нингидрином?
3. Какое практическое применение имеет реакция -аминокислот с нингидрином?
4. Напишите уравнение реакции взаимодействия глицина с формальдегидом.
5. Каковы причины изменения окраски индикатора?
6. Какое практическое применение имеет реакция -аминокислот с формальдегидом?
7. Напишите схему взаимодействия глицина с азотистой кислотой. Назовите образовавшиеся соединения.
8. Какое практическое применение имеет реакция аминокислот с азотистой кислотой?
9. Напишите схему взаимодействия глицина с карбонатом меди(II).
10. Какой цвет характерен для растворов комплексных солей меди?
11. Напишите уравнение реакции взаимодействий -аланина с гидроксидом натрия. Почему изменяется окраска индикатора в ходе реакции?
12. Напишите уравнение реакции взаимодействия -аланина с хлороводородной кислотой. Почему изменяется окраска индикатора в ходе реакции?
13. Почему -аминокислоты способны взаимодействовать с кислотами и щелочами?
14. Напишите уравнение реакции взаимодействия тирозина с концентрированной азотной кислотой.
15. Какие -аминокислоты будут давать подобную реакцию?
16. Почему при добавлении аммиака окраска полученного раствора изменяется от желтой в оранжевую?
17. Напишите схему взаимодействия цистеина с ацетатом свинца(II).
18. Какое практическое применение имеет реакция цистеина с солями свинца (II)?
19. Напишите схему образования биурета.
20. Каковы внешние признаки положительной биуретовой реакции?
21. Все ли белки дают биуретовую реакцию?
22. Какие -аминокислоты в составе белка можно открыть с помощью ксантопротеиновой реакции?
23. Напишите в общем виде схему реакции белка с ацетатом свинца(II).
24. Какие -аминокислоты в составе белка можно открыть данной качественной реакцией?
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Углеводы. Моно- и полисахариды»
1. Какие структурные фрагменты, содержащиеся в молекуле глюкозы, обнаруживаются реакцией с гидроксидом меди(II)?
2. Чем объясняемся общность реакции гидроксида меди (II) для этиленгликоля, винной кислоты и D-глюкозы?
3. Напишите реакцию образования комплексной соли иона меди (II) с диольным фрагментом на примере этиленгликоля.
4. Напишите схему реакции окислении глюкозы гидроксидом меди (П).
5. Чем объясняется наличие восстанавливающих свойств у глюкозы?
6. Объясните причину изменения окраски верхнего слоя в пробирке.
7. Напишите схему реакции взаимодействия глюкозы с аммиачным раствором гидроксида серебра.
8. Какая функциональная группа глюкозы проявляет восстанавливающие свойства?
9. Объясните большую хроматографическую подвижность рамнозы по сравнению с глюкозой.
10. Можно ли, располагая веществами – свидетелями, только по величине Rf идентифицировать неизвестное вещество?
11. Напишите строение сахарозы (с помощью формул Хеуорса). Какую конфигурацию имеют аномерные атомы углерода в остатках D-фруктозы и D-глюкозы, входящих в состав молекулы сахарозы?
12. Почему сахароза не способна к цикло-оксо-таутомерии?
13. Объясните причину отсутствия восстанавливающих свойств у сахарозы.
14. Будет ли мутаротировать свежеприготовленный водный раствор сахарозы?
15. Почему свободная D-глюкоза дает положительную пробу Троммера, а -глюкозный остаток в сахарозе этой пробы не дает?
16. Напишите строение лактозы (с помощью формул Хеуорса). Какую конфигурацию имеет аномерный атом углерода в остатке D-галактопиранозы?
17. Какой из моносахаридных остатков в молекуле лактозы способен к цикло-оксо-таутомерии?
18. Объясните причину наличия восстанавливающих свойств у лактозы?
19. Какой дисахарид является структурной единицей амилозы? Какой тип гликозидной связи осуществляется в этом дисахариде между остатками D-глюкозы?
21. Чем объясняется образование окрашенного комплекса амилозы с йодом (соединение включения)?
22. Напишите реакцию гидролиза мальтозы, являющейся структурной единицей крахмала. В какой среде происходит эта реакция? Какой моносахарид получается в результате полного гидролиза крахмала?
23. О каких изменениях во вторичной структуре полисахаридных цепей крахмала свидетельствует отсутствие синего окрашивания с йодом?
24. Объясните, почему положительная проба Троммера свидетельствует о полном гидролизе крахмала.
Вопросы и задачи к лабораторной работе «Гетероциклические соединения»
1. Напишите схему реакции пиридина с водой.
2. Почему водный раствор пиридина изменяет окраску красного лакмуса? Какой структурный фрагмент обуславливает основные свойства пиридина?
3. Какие свойства пиридина проявляются в реакции с пикриновой кислотой? Напишите схему реакции образования пикрата пиридина.
4. Объясните устойчивость пиридина к окислению.
5. Каким критерием ароматичности удовлетворяет молекула пиридина?
6. Почему пиридин проявляет основный характер?
7. Напишите схему взаимодействия пиридина с водой.
8. Напишите таутомерные формы мочевой кислоты.
9. Напишите схему взаимодействия мочевой кислоты с гидроксидом натрии.
10. Объясните причины возникновения окрашивания в мурексидной пробе.
Система знаний по дисциплине «Химия» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, обучающийся готовится к лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, терминов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Каждая лекция должна быть логически и внутренне завершенным этапом изложения материала курса. Порядок изложения и объем излагаемого на каждой лекции материала определяется Рабочей программой учебной дисциплины и предусмотренным в ней распределением количества часов на каждую тему. Каждая лекция строится по принципу триады: от общего — к частному, а на ее завершающем этапе — возвращение к общему на уровне вновь изложенного материала. Это требует подчинение ее определенному, строго выдерживаемому алгоритму или плану. Очень Важно соотнести материал лекции с темой программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Также полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. посещать лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Лабораторные занятия необходимо планировать так, чтобы тема лекции предшествовала данной теме лабораторного занятия. На первом лабораторном занятии студенты, кроме инструктажа по технике безопасности, должны быть предупреждены о рабочем распорядке занятия, в частности о том, что их рабочие места должны быть подготовлены до звонка. Лабораторное занятие необходимо начинать с опроса, который для группы в 15 человек не должен занимать больше 15-20 мин. Во время опроса должны быть опрошены все студенты группы, поэтому вопросы, предлагаемые студентам, должны быть настолько конкретны, чтобы требовали короткого, конкретного ответа. Затем преподаватель должен ознакомить студентов с содержанием занятия, с конкретными объектами, которые они должны изучить. На каждом занятии, параллельно с лабораторной работой, рекомендуется выделять для студентов время (во второй половине занятия) на предъявление на проверку работ, на прохождение текущего тестирования (письменного ответа на уже проработанные ранее темы лабораторных занятий). Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Лабораторное занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение дополнительной информации,
4. под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. при возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Химия», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
При изучении дисциплины «Химия» следует усвоить:
- Общую химию
- Неорганическую химию
- Аналитическую химию
- Органическую химию
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году