(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
биология и ее роль в сельскохо-
хозяйственном производстве. Морфология и систематика микроорганизмов.
/Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
2. Методы микробиологического исследования.
3. Микробиологическая лаборатория, правила и техника безопасности при работе в ней.
4. Устройство микроскопа и правила работы с ним. Работа с иммерсионной системой.
5. Подвижность бактерий, методы изучения подвижности микроорганизмов.
6. Простые и сложные методы окраски препаратов. Окраска но Граму, сущность этого метода.
7. Питательные среды для культивирования бактерий. Приготовление искусственных питательных сред (МПБ, МПА).
8. Сущность стерилизации, пастеризации и дезинфекции. Методы и режимы. Использование их в сельскохозяйственном производстве.
9. Эукариоты и прокариоты, их характеристика.
10. Размеры микроорганизмов. Основные формы и размеры бактерий, строение бактериальной клетки.
11. Морфологические, культуральные, биохимические признаки, используемые при определении вида бактерий.
12. Бактериофаги. Характерная особенность. Этапы размножения фагов.
13. Вирусы, их характерная особенность и свойства, присущие живым организмам. Какие вирусные болезни растений вы знаете?
14. Актиномицеты и дрожжи, их морфологические особенности, положительное и отрицательное значение в сельском хозяйстве.
15. Плесневые грибы (характеристика пенициллума, мукоровой и аспергилловой плесени). Значение их в сельском хозяйстве.
16. Клеточная оболочка, ее состав и роль. Капсулообразование и химическая структура капсулы. Что такое плазмолиз и деплазмолиз?
17. Цитоплазма и ядро бактериальной клетки, их состав и значение. Какими характерными свойствами живого вещества обладает цитоплазма?
18. Споры и спорообразование. Какое значение имеет экзина и интина?
19. Движение и размножение бактерий. Фазы роста бактерийных культур на питательных средах.
20. Углеродное и азотное питание микроорганизмов. Автотрофы и гетеротрофы. Классификация микробов по источнику используемого азота.
21. Поступление питательных веществ в микробную клетку.
22. Дыхание микроорганизмов. Механизм дыхания.
23. Ферменты микробов (экзоферменты и эндоферменты). Основные типы ферментов. Практическое использование микробных ферментов человеком.
24. Влияние физических и химических факторов на жизнеспособность микроорганизмов.
25. Влияние биологических факторов на жизнеспособность микроорганизмов (симбиоз, метабиоз, синергизм, антогонизм, паразитизм).
26. Антибиотики, требования к ним, их практическое применение в сельском хозяйстве.
27. Спиртовое и уксуснокислое брожение. Возбудители и химизм брожения. Значение лих процессов.
28. Молочнокислое и брожение. Возбудители и химизм брожения. Значение их в сельском хозяйстве.
29. Маслянокислое брожение и брожение пектиновых веществ. Возбудители и химизм процессов. Значение их в сельском хозяйстве.
30. Роль микроорганизмов в разложении клетчатки. Значение этого процесса в сельском хозяйстве.
31. Аммонификация белковых веществ и мочевины. Возбудители и химизм. Значение их в сельском хозяйстве.
32. Процессы нитрификации и денитрификации. Возбудители и фазы этих процессов. Значение этих процессов при производстве навоза.
33. Фиксация молекулярного азота азотусваивающими бактериями, значение в сельском хозяйстве.
34. Навоз - лучшее органическое удобрение, микробиологические процессы при различных способах хранения его. Биотермическое обеззараживание навоза.
35. Токсины, классификация токсинов и их отличительные признаки.
36. Микрофлора почвы. Методы микробиологического исследования.
37. Микробиологический анализ кормов.
38. Микрофлора воды. Микробиологические показатели загрязнения воды. Санитарная оценка воды но этому показателю. Принципы очистки и обеззараживания воды.
39. Микрофлора воздуха. Пути загрязнения воздуха микрофлорой. Почва как среда обитания микроорганизмов.
40. Методы хранения, основанные на принципе биоза, абиоза, анабиоза, ценоанабиоза.
41. Квашение, соление, мочение, ферментация плодов и овощей.
42. Микробиологические процессы и сукцессия микроорганизмов при виноделии.
43. Болезни вин, вызываемые микроорганизмами и их предупреждение.
44. Бактериальные и грибные болезни плодов и овощей при хранении.
45. Эпифитная микрофлора растений и ее происхождение. Микробиологическая сущность приготовления обыкновенного сена и бурого сена.
46. Микробиологические процессы при сенажировании кормов.
47. Микробиологические процессы при дрожжевании кормов.
48. Сущность и способы силосования кормов. Микробиологические процессы при силосовании кормов.
49. Исследование воды. Взятие пробы для микробиологического исследования.
1. История развития микробиологии, основные направления и ее роль в народном хозяйстве.
2. Распространение микроорганизмов в природе.
3. Основные признаки классов грибов.
4. Роль грибов в природе и народном хозяйстве.
5. Вирусы. Морфология, принципы классификации.
6. Бактериофаги, их роль в природе, сельском хозяйстве.
7. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
8. Рост и размножение микроорганизмов. Способы и скорость размножения.
9. Наследственность микроорганизмов. Мутации. Возможные области применения генной инженерии.
10. Характер взаимоотношений между организмами. Практическое использование этих явлений в народном хозяйстве.
11. Основы консервирования сырья и продуктов на принципах биоза, абиоза, анабиоза, и ценоанабиоза.
12. Микрофлора воды и воздуха.
13. Превращение микроорганизмами соединений фосфора.
14. Превращение микроорганизмами соединений серы.
15. Превращение микроорганизмами соединений железа.
16. Возбудители микозов и микотоксикозов.
17. Биотехнологические методы приготовления и хранения растительных кормов.
18. Микробиологические процессы, протекающие в навозе.
19. Микрофлора различных компостов.
20. Микрофлора торфяных подстилок.
21. Микробиологические процессы при виноделии.
22. Микроорганизмы – вредители производства.
23. Микробиология твердых отходов.
Тестовые задания
Тест 1. "Морфология микроорганизмов"
1. Микробиология – это....
А. наука, изучающая жизнь и свойства микробов
Б. наука, изучающая многообразие живых организмов
В. наука, изучающая развитие биологии как науки
Г. наука, изучающая круговорот веществ в природе
2. Одноклеточные, наиболее изученные микроорганизмы размером 0,4-10 мкм...
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
3. Одноклеточные или многоклеточные низшие растительные организмы - это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
4. Частицы, не имеющие клеточного строения – это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
5. Одноклеточные неподвижные микроорганизмы – это
А. дрожжи
Б. вирусы
В. бактерии
Г. плесневые грибы
6. Ученый, который открыл микробы....
А. Роберт Кох
Б. Луи Пастер
В. Антоний Левенгук
Г. Мечников И. И.
7. Ученый, который открыл возбудителей туберкулеза и холеры....
А. Роберт Кох
Б. Луи Пастер
В. Антоний Левенгук
8. Ученый, который открыл защитные свойства организма, создал учение о
невосприимчивости (иммунитете) организма к заразным заболеваниям ...
А. Роберт Кох
Б. Луи Пастер
В. Антоний Левенгук
Г. Мечников И. И.
9. Больше всего микроорганизмов находится в .....
А. воде
Б. воздухе
В. почве
Г. в пище
10. Вредные микробы участвуют в процессе....
А. гниения
Б. производства сыра
В. квашения капусты
Г. соления огурцов
Тест 2 «Физиология микроорганизмов»
1. Наиболее благоприятная концентрация веществ в окружающей среде....
А. 2 %
Б. 0,2%
В. 10%
Г. 0,5%
2. В среде, где концентрация растворимых веществ выше 2%, чем в клетке, вода из
клетки переходит
А. в другую клетку
Б. в окружающую среду
В. остается в этой клетке
Г. испаряется
3. Какие свойства микроорганизмов используют при консервировании продуктов
сахаром или солью?
А. передвижение и питание
Б. дыхание и размножение
В. обезвоживание и сморщивание
Г. питание и размножение
4. Микроорганизмы, усваивающие углерод и азот из неорганических соединений....
А. аутотрофные
Б. паратрофные
В. гетеротрофные
5. Микробы, живущие и развивающиеся при отсутствии кислорода....
А. аэробы
Б. условные анаэробы
В. анаэробы
6. Каким путем питательные вещества проникают в клетку через оболочку?
А. путем всасывания
Б. путем осмоса
В. путем растворения
Г. путем дыхания
7. Какое вещество занимает большую часть (70-85%) клетки микроба?
А. вода
Б. углеводы
В. белки
Г. жиры
8. Вещества, ускоряющие биохимические процессы как внутри, так и снаружи
клетки микробов.
А. ферменты
Б. углеводы
Г. жиры
9. Размножение бактерий происходит путем.....
А. почкования
Б. поперечным делением клетки надвое
В. образования спор
Г. распада гиф
10. Размножение грибов происходит путем.....
А. почкования
Б. поперечным делением клетки надвое
В. образования спор
Г. распада гиф
Система знаний по дисциплине «Микробиология» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, бакалавр готовится к практическим и лабораторным занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические и лабораторные занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому или лабораторному занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические и лабораторные занятия начинаются со вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Микробиология», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году