(ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ)
и научной работе
Направленность (профиль) Агробизнес
(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Направленность (профиль) Агробизнес, одобренный Ученым советом ФГБОУ ВО Чувашский ГАУ от 26.03.2024 г., протокол № 12.
ции
ракт.
подг.
План:
1. Предмет и задачи геодезии. 2. Исторические сведения. 3. Понятие о форме и размерах Земли. 4 Единицы и способы измерений, применяемые в геодезии. 5. Элементы измерений на местности. 6. Высоты точек местности и превышений между ними. /Лек/
План:
1. Карта, план, профиль. Масштабы планов. Точность масштаба. Условные знаки объектов местности.
2. Основные формы рельефа местности. Способы изображения рельефа на планах и картах. Способ горизонталей.
3. Угол линии. Определение высот точек. лежащих между горизонталями.
4. Ориентирование линий местности. Азимуты. Дирекционные углы. Сближение меридианов. Румбы.
5. Системы географических и прямоугольных координат. Ориентирование карты по буссоли. Определение азимутов и дирекционных углов для линий на карте. Система разграфки и номенклатуры карт. /Лек/
План:
1.Приращения координат. Прямая и обратная геодезические задачи.
2. Привязка точки и линии к геодезическим к геодезическим пунктам.
3. Понятие о геодезических измерениях и их точности. Правила действия с приближенными числами. Понятие о съемках местности. /Лек/
/Ср/
Карта, план, профиль. Масштабы планов. Точность масштаба. Условные знаки объектов местности. Основные формы рельефа местности. Способы изображения рельефа на планах и картах. Способ горизонталей. Угол линии. Определение высот точек, лежащих между горизонталями. Ориентирование линий местности. Азимуты. Дирекционные углы. Сближение меридианов. Румбы. Системы географических и прямоугольных координат. Ориентирование карты по буссоли. Определение азимутов и дирекционных углов для линий на карте. /Ср/
Привязка точки и линии к геодезическим к геодезическим пунктам.
Понятие о геодезических измерениях и их точности. Правила действия с приближенными числами. Понятие о съемках местности.
/Ср/
План:
Теодолиты. Отчетные устройства. Понятие об эксцентриситете алидады. Уровни. Зрительные трубы. Визирная ось. Исследования и поверки теодолита. Измерение горизонтального угла теодолитом. Измерение углов наклона. Место нуля. Проложение теодолитных ходов и полигонов. Способы съемки контуров ситуации. /Лек/
План:
Вычислительная обработка теодолитного полигона. Особенности вычислительной обработки теодолитного хода, проложенного между двумя пунктами геодезической сети.
/Лек/
Расчеты для размещения плана симметрично относительно краев листа. Построение прямоугольной координатной сетки. Нанесение точек на план. Оформление плана. Способы вычисления площадей.
/Лек/
Способы вычисления площадей /Ср/
Расчет ежегодного потенциального смыва почвы. Составление карты категорий эрозионноопасных земель. /Пр/
Межхозяйственное и внутрихозяйственное землеустройство.
/Ср/
2. Привязка сетей сгущения и съемочных сетей к пунктам государственной геодезической сети.
3. Дать понятие о масштабе. Численный и графические масштабы (изобразить графически). Определить точность масштаба 1:10000.
4. Общая фигура и размеры Земли.
5. Уравнивание приращений координат теодолитных ходов.
6. Как определить направление ската по надписям отметок горизонталей?
7. Вешение линий и обозначение точек на местности.
8. . Землемерные ленты и рулетки, измерение длин линий землемерной лентой.
9. Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные.
10. . Системы координат: географическая, геодезическая, полярная, Гаусса-Крюгера.
11. Нивелирные рейки.
12. Понятия о карте и плане.
14. Классификация и устройство нивелиров.
15. Что такое координаты точки, приращения координат? От чего зависят знаки прираще-ний?
16. Изображение рельефа на картах и планах.
17. Виды геодезических сетей.
18. Ориентирование линий. Понятие об азимутах, румбах и дирекционных углах. Сближение меридианов. Магнитное склонение.
19. Способы контроля нивелирования.
20. Определение по горизонталям высот точек, уклонов линий и крутизны склонов.
21. Что такое румб? Связь румба с азимутом.
22. Государственная плановая геодезическая сеть.
23. Принципы измерения горизонтальных и вертикальных углов.
24. Оптические теодолиты и их основные части.
25. Государственная высотная геодезическая сеть.
26. Назначение и виды геодезического обоснования топографических съемок.
27. Поле зрения трубы оптического теодолита.
28. Прямая и обратная геодезические задачи.
29. Способы съемки ситуации местности.
30. Вертикальный круг теодолита. Место нуля. Измерение углов наклона.
31. Теодолитные ходы замкнутые, разомкнутые и диагональные.
32. Изображение рельефа на картах и планах.
33. Определение по горизонталям высот точек, уклонов линий и крутизны склонов.
34. Плановые сети сгущения и съемочные сети.
35. Обработка и уравнивание углов измерений теодолитного хода.
36. Перечислите поверки нивелира.
37. Перевод градусной меры угла в радианную и обратно
38. Значения тригонометрических функций
39. Определение площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного много-угольника, кругового сектора
40. Сущность прямой и обратной геодезических задач.
41. Теодолитная съемка, вычислительная обработка теодолитных ходов
42. Техническое нивелирование,
43. Нивелирование по квадратам,
44. Тригонометрическое нивелирование
45. Геодезические приборы и принадлежности, их точностные характеристики
46. Понятие о землеустройстве.
47. Задачи и содержание землеустройства.
48. Виды землеустройства. Понятие и содержание межхозяйственного землеустройства.
49. Составные части внутрихозяйственного землеустройства.
50. Особенности землеустройства в районах развитой водной эрозии. Комплекс мероприятий по противоэрозионной организации территории в проектах землеустройства.
1. Сущность теодолитной съемки.
2. Геодезические приборы.
3. Программные продукты в геодезии.
4. Общие сведения о нивелировании.
5. Приборы и принадлежности в инженерно-техническом нивелировании
6. Разбивка и закрепление нивелирных трасс на местности
7. Нивелирование поверхности по квадратам
Система знаний по дисциплине «Геодезия с основами землеустройства» формируется в ходе аудиторных и внеаудиторных (самостоятельных) занятий. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизацию своих теоретических знаний.
Для освоения дисциплины студентами необходимо:
1. Посещать лекции, на которых в сжатом и системном виде излагаются основы дисциплины: даются определения понятий, законов, которые должны знать студенты. Студенту важно понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопрос, желательно в письменной форме, чтобы не мешать и не нарушать логики проведения лекции. Слушая лекцию, следует зафиксировать основные идеи, положения, обобщения, выводы. Работа над записью лекции завершается дома. На свежую голову (пока еще лекция в памяти) надо уточнить то, что записано, обогатить запись тем, что не удалось зафиксировать в ходе лекции, записать в виде вопросов то, что надо прояснить, до конца понять. Важно соотнести материал лекции с темой учебной программы и установить, какие ее вопросы нашли освещение в прослушанной лекции. Тогда полезно обращаться и к учебнику. Лекция и учебник не заменяют, а дополняют друг друга.
2. Посещать практические занятия, к которым следует готовиться и активно на них работать. Задание к практическому занятию выдает преподаватель. Задание включает в себя основные вопросы, задачи, тесты и рефераты для самостоятельной работы, литературу. Практические занятия начинаются с вступительного слова преподавателя, в котором называются цель, задачи и вопросы занятия. В процессе проведения занятий преподаватель задает основные и дополнительные вопросы, организует их обсуждение. На практических занятиях решаются задачи, разбираются тестовые задания и задания, выданные для самостоятельной работы, заслушиваются реферативные выступления. Студенты, пропустившие занятие, или не подготовившиеся к нему, приглашаются на консультацию к преподавателю. Практическое занятие заканчивается подведением итогов: выводами по теме и выставлением оценок.
3. Систематически заниматься самостоятельной работой, которая включает в себя изучение нормативных документов, материалов учебников и статей из научной литературы, решение задач, написание докладов, рефератов. Задания для самостоятельной работы выдаются преподавателем.
4. Под руководством преподавателя заниматься научно-исследовательской работой, что предполагает выступления с докладами на научно-практических конференциях и публикацию тезисов и статей по их результатам.
5. При возникающих затруднениях при освоении дисциплины «Геодезия с основами землеустройства», для неуспевающих студентов и студентов, не посещающих занятия, проводятся еженедельные консультации, на которые приглашаются неуспевающие студенты, а также студенты, испытывающие потребность в помощи преподавателя при изучении дисциплины.
Дисциплина рассчитана на слушателей, обладающих достаточно широким спектром знаний в области физики, математики и др. Дисциплина требует наличие у студентов знаний по дисциплинам: «Физика» «Математика», способствует формированию взаимосвязи между теорией и практикой, выработке навыков практической работы.
- сущность процессов ориентирования в пространстве на местности;
- понятие о координатах;
- работу на теодолитах, нивелирах, тахеометрах и современных приборах;
- содержание теодолитного и нивелирного ходов;
- принципы расчета координат;
- роль геодезии в землеустройстве.
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году
в 20___ /20___ учебном году